Информацию о желании иностранных (в том числе африканских) студентов, восстанавливавших монастырь РПЦ в Рязанской области, отправиться на СВО, распространили 22 февраля как светские, так и связанные с Московской патриархией СМИ. Спустя два дня и.о. экзарха Африки РПЦ епископ Константин вдруг заявил, что студентов духовных школ среди них нет. Опровержение звучит странно, ведь в указанных сообщениях шла речь о студентах вообще, а не о семинаристах в частности.
«Новая» изучила сведения об иностранных студентах в зоне СВО и противоречивое отношение РПЦ к участию учащихся духовных школ в военных действиях, состояние дел с иностранными студентами в учебных заведениях Московского патриархата, их участие в строительно-реставрационных работах.
Скопинский епископ Питирим (Творогов) с участниками православного стройотряда в окрестностях Николо-Бавыкинского монастыря летом 2023 г. Фото из открытых источников
Студенты, камуфляж, монастырь…
«В Рязань приехали мигранты из Африки, Непала и Индии. Здесь они помогали строить храм, а теперь отправляются на СВО», — сообщила 21 февраля главный специалист отдела интернет-ресурсов и сетей министерства информации «ДНР» Елена Субботина. Ее хорошо знают на Донбассе: одна из лидеров «русской весны» в Мариуполе после возвращения города под контроль Украины переехала в Донецк, где сделала карьеру ультрапатриотического блогера под ником «Taksisto» и чиновницы «ДНР». К своему сообщению Субботина прикрепила фото молодых иностранцев — в монастырском храме и в камуфляжной форме.
После того, как сообщение разместил канал православного олигарха Константина Малофеева «Царьград», в РПЦ опознали на фото студентов подготовительного факультета Николо-Угрешской семинарии в подмосковном Дзержинском, приехавших из Бурунди, Кении, Камеруна, Мадагаскара и Уганды.
Некоторое время назад они действительно трудились на реставрации Николо-Бавыкинского монастыря Скопинской епархии Рязанской митрополии РПЦ вместе со студентами государственных российских вузов, приехавшими из Индии и Непала. На некоторых фотографиях студенты в летней военной форме, на других — четыре добровольца стоят в монастырском храме в теплом камуфляже, фото сделано зимой. Возможно, именно их имела в виду чиновница «ДНР».
По словам одного из африканских студентов, согласившегося побеседовать с «Новой», летние стройотряды для африканских семинаристов организует Русско-китайский (!) культурный центр «Жар-птица», базирующийся недалеко от Патриаршего Китайского подворья при храме св. Николая в Голутвине (московский район Якиманка). Этот центр возглавляет по совместительству председатель образовательного отдела патриаршего экзархата Африки РПЦ 37-летний бизнесмен и член «Физтех-союза» Константин Гордица.
Он — ключевая фигура молодежных проектов РПЦ, ориентированных на привлечение студентов из Китая, других стран Азии, а с 2022 года — из Африки. Блоги Гордицы и центра «Жар-птица» наполнены патриотическими постами о героях СВО и ненавистью к «украинским нацистам» — все как положено. Недавно «Жар-птица» рассказала о китайском добровольце Чжао Жуе, который погиб на Запорожском направлении…
Константин Гордица. Фото: соцсети
К работе на африканском направлении Гордицу привлек два года назад тогдашний патриарший экзарх Африки митрополит Леонид (Горбачев) («Новая» писала, как после своей опалы он смог «победить» в аппаратной войне самого патриарха Кирилла). В начале сентября прошлого года Леонид жаловался на «неподобающее отношение» российских властей к африканским студентам. 7 сентября он написал в своем телеграм-канале:
Митрополит Леонид,
в то время — патриарший экзарх Африки:
«Произвол в обращении с прибывающими на обучение абитуриентами семинарии продолжили сотрудники пограничного контроля аэропорта Пулково. Двоих граждан Демократической Республики Конго, прибывших в Санкт-Петербург по приглашению Санкт-Петербургской духовной академии на обучение… продержали без еды и воды четырнадцать часов».
«В то время, когда Русская православная церковь прилагает все усилия для развития миссии на Африканском континенте, когда Российская Федерация выстраивает долгосрочные продуктивные взаимоотношения с африканскими странами, подобное поведение отдельных сотрудников вызывает еще больше вопросов и недоумений». Леонид характеризовал действия погранслужбы ФСБ России как «откровенное вредительство нашему общему делу православной миссии».
Через месяц после этих высказываний Леонид лишился поста патриаршего экзарха Африки…
Несмотря на громкое увольнение Леонида, имевшего репутацию сторонника ЧВК «Вагнер», Гордица сохранил свои позиции.
Бывший экзарх патриарха в Африке Леонид. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Патриарший экзархат Африки в составе РПЦ
был создан 29 декабря 2021 года по инициативе патриарха Кирилла. Традиционно Африка относится к юрисдикции древнего Александрийского патриархата, который не поддерживает действия РПЦ на своей территории.
По утверждению Александрийского патриарха Феодора, РПЦ переманивает темнокожих клириков, предлагая им высокие зарплаты и обучение в России.
Первым экзархом Африки до октября 2023 года был митрополит Леонид (Горбачев) — ветеран церковно-дипломатической службы. Летом 2022 года он инициировал масштабную программу привлечения африканских студентов в духовные школы РПЦ.
После мятежа Пригожина и расформирования «Вагнера» Леонид был уволен со всех должностей и предан церковному суду (процесс начался в конце января). После публикации Леонидом угроз о предании гласности компромата на руководство РПЦ процесс был «приостановлен на неопределенное время».
В настоящее время и.о. экзарха Африки является епископ Зарайский Константин (Островский).
Сначала — в стройотряд
По договоренностям с архиереями разных епархий РПЦ, центр «Жар-птица» направляет иностранных студентов на реставрацию храмов, формируя из них «православные стройотряды». Подбором студентов Гордица занимается в качестве главы образовательного отдела экзархата Африки, а организует их работу и досуг в качестве главы формально независимого от РПЦ центра «Жар-птица». (Справедливости ради заметим, что в ЕГРЮЛ скрыты сведения об учредителях этого центра.) По этой схеме минувшим летом иностранные студенты духовных школ работали не только в Рязанской области, но и в Московской, Тверской, Ярославской и Кировской. Федеральные телеканалы делали об этом пропагандистские сюжеты.
Например, 17-летний Харитон из Нигерии, поступивший в Санкт-Петербургскую духовную академию, рассказывал RT, что посвящает все летние месяцы физической работе по восстановлению храмов в разных регионах. Храм Спаса Нерукотворного XVIII века в Тверской области стал четвертым, куда Харитон «приехал помогать на своих первых летних каникулах в России».
Секретарь студенческого объединения Санкт-Петербургской духовной академии Илья Брусиловский со студентами из Африки в Троице-Сергиевой Лавре. Фото: aquaviva.
Заместитель Гордицы в экзархате и секретарь студенческого научного объединения Санкт-Петербургской духовной академии Илья Брусиловский рассказывал, что африканские студенты РПЦ делятся на две категории:
- «Первая — начальная подготовка: в Россию приезжают молодые люди из африканских стран, они учатся наравне с нашими студентами…
- Второе направление — на краткосрочный курс, который длится три месяца, в Россию приезжают люди, уже получившие богословское образование».
Через стройотряды, организованные центром «Жар-птица», прошли уже 26 африканских студентов, приехавших по церковной линии. Расходы на проживание, питание и передвижение стройотрядовцев берет на себе центр, источники финансирования которого невозможно понять из официальных бухгалтерских отчетов.
Скопинская вера
Информация о решении студентов ехать в зону СВО неслучайно пришла именно из Николо-Бавыкинского мужского монастыря. Расположенный в поселке Заря Свободы Сараевского района, этот монастырь входит в состав Скопинской епархии РПЦ, которую возглавляет яркий апологет участия РПЦ в СВО и «сакрального характера» последней — епископ Питирим (Творогов), бывший ректор Московской духовной академии.
Рассказывая о своих поездках в зону СВО, он описывает этот опыт в мистических категориях — как погружение в высшую духовную реальность, «выход на другой уровень бытия». Об СВО Питирим говорит практически в каждой проповеди, слушая которые трудно отделаться от ощущения, что конфликт с Украиной — это церковное таинство.
Из выступления епископа Питирима:
«То, чего мы добиваемся тут месяцами и годами, происходит там [на фронте] за считанные минуты. Это потрясающий опыт для священников… [Мы] будто побывали на Святой земле или на Афоне. Мы еще неизвестно куда попадем, а они [военнослужащие ВС РФ] — готовы к вечной жизни».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Епископ Питирим. Фото: Нозим Каландаров / ТАСС
О «подвигах» ЧВК «Вагнер» Питирим отдельно говорил на конференции в Рязани «Духовный смысл специальной военной операции». В том, что после 2022 года пригожинскую компанию пополняли в основном зэки, владыка видит только плюсы:
Из выступления епископа Питирима:
«В глазах этих благоразумных разбойничков мы все увидели рай посреди кромешного ада — как в глазах святых. Они все уже готовы пойти в рай, первым в который вошел их предшественник… Такая благодать бывает только с теми, кто с Богом, Богородицей и всеми святыми».
Один из африканских студентов, работавших в Николо-Бавыкинском монастыре, Д.З., признался, что его потрясли и воодушевили проповеди Питирима: «Многим ребятам захотелось бросить все и поехать туда, откуда прямая дорога в рай». Эту «перемену ума» отмечает и корреспондент издания «Рязань Online»: по его словам,
отправившиеся на Донбасс студенты «изначально планировали обучение в семинарии с целью дальнейшего служения в качестве священнослужителей или монахов».
Как утверждает глава Ассоциации православных экспертов РПЦ Кирилл Фролов, «православные африканцы поддерживают СВО и носят в знак поддержки русскую военную форму — это прекрасно… Получение духовного образования и служба на СВО прекрасно сочетаются, ибо СВО является Священной Войной за Православие».
Кто же доехал до СВО?
В подцензурное время трудно добывать достоверные сведения о том, кто конкретно из иностранных добровольцев-стройотрядовцев «Жар-птицы» доехал до зоны СВО. На стороне России в этой зоне действительно воюют африканцы, в том числе студенты. В 2022 году волгоградские СМИ с гордостью рассказывали о местном студенте из Нигерии Джозефе. Он бросил учебу и подписал контракт с ВС РФ. Воевал в Херсонской области, был награжден медалью Жукова. Что с ним сейчас — неизвестно… Другой темнокожий боец отряда «Скиф» казачьей бригады «Терек» с позывным «Ваня» пошел на фронт после двух лет учебы в воронежском политехе. Вместе с ним служат однокурсники — два сирийца и египтянин.
Форум «Россия — Африка». Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Российские власти гордятся студентами, которые предпочли граниту науки суровую армейскую службу. Если верить донецкому подразделению Минобрнауки России, в зоне СВО служит более 18 тысяч студентов, среди которых есть и иностранцы. В конце прошлого года министр обороны РФ Сергей Шойгу называл более скромные, но все равно впечатляющие данные: около 4 тысяч студентов «приняли академический отпуск и стали добровольцами». В том же докладе Шойгу сообщил, что за второй год СВО более чем в семь раз увеличилось число иностранных добровольцев, подписавших контракты с ВС РФ.
В статистике по странам первое место занимает Непал (хотя правительство этой страны подтверждает вербовку лишь около 200 своих граждан на СВО). Как правило, иностранные контрактники служат в Добровольческом штурмовом корпусе, где выполняют тяжелые боевые задачи, которым через год службы полагается демобилизация со свежим российским паспортом. Указ об упрощении и ускорении процедуры их выдачи подписал 4 января Владимир Путин. Теперь, если соискатель, заключивший контракт с ВС РФ или с некими «военными формированиями», отслужит в зоне СВО один год, то получит гражданство не только сам, но и для своих жены, детей и родителей.
Пока не провал, но уже переформатирование
После пригожинского мятежа российское военное присутствие в Африке подвергли ребрендингу — параллельно с этим переформатировалось и российское церковное присутствие на континенте. Теперь вместо «Вагнера» режимы Нигера, Буркина-Фасо, Мали и ЦАР, ориентирующиеся на РФ, защищает российский «Африканский корпус». Как писала «Новая», Россия переходит к централизованной системе [военного присутствия] с прямой связью с Министерством обороны.
После увольнения Леонида (Горбачева) патриарший экзархат Африки отказался от своих первоначальных планов. Бывший экзарх до сих пор ворчит по этому поводу:
«Существуют люди, которые при своих больших должностях пытаются использовать свое положение, дабы деструктивно воздействовать на Патриарха и добиться желаемого результата».
Единственный сотрудник экзархата, который реально занимается миссией в Африке, постоянно объезжая вновь присоединившиеся к РПЦ общины, священник Георгий Максимов заявил на Международных Рождественских чтениях в конце января, что экзархат теперь не переманивает клириков Александрийского патриархата, а в первую очередь ориентирован «на неканонические «православные» группы, которых немало в африканских странах».
Африканские, индийские и непальские студенты на летнем трудовом семестре в Скопинской епархии РПЦ
Несмотря на это, Александрийский патриархат настроен окончательно выдавить РПЦ из Африки. Два года назад он лишил сана митрополита Леонида, а 16 февраля этого года такая же участь постигла нового и.о. экзарха — епископа Константина (Островского). Внутри РПЦ он продолжает действовать как архиерей, но иерархи других поместных православных церквей больше не рискнут с ним сослужить, потому что на стороне Александрийского патриархата абсолютное большинство мирового православия.
* * *
…Выступая летом прошлого года на саммите «Россия — Африка» в Санкт-Петербурге, патриарх Кирилл говорил об общей борьбе с западной системой ценностей и предлагал «общую программу действий» в рамках своего экзархата Африки, который представлен уже в 25 странах континента. «В местах, где создаются наши приходы, появляются новые школы, водные скважины, электрические подстанции, больницы и культурные центры», — сказал глава РПЦ.
Что же касается истории с африканскими студентами и опровержения от патриархии, то она ставит верных чад РПЦ перед неразрешимой нравственно-политической дилеммой. Если патриарх Кирилл призывает россиян отдать жизнь за родину, утверждая, что гибель на СВО — это прямая дорога в рай, то как расценивать заявления патриарха о невозможности отправки туда семинаристов, давая понять, что церковь не желает им такой судьбы? Или рай теперь тоже бывает разным?
Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы
Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68