СюжетыОбщество

«Во дворах осталось по полсобаки»

Корреспондент «Новой» — из карельского поселка, где покойников возят хоронить на санях, фонари отключили, а воду нельзя пить

«Во дворах осталось по полсобаки»

Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Едва ли не каждый горняцкий или лесной поселок в карельском Приполярье можно объявлять зоной бедствия. Во многих нет ни магазина, ни почты, ни фельдшерско-акушерского пункта, ни аптеки. Оставшиеся в населенных пунктах пенсионеры вынуждены доживать свой век в убогих холодных бараках. По ночам на улицах кромешная тьма. Дороги почти не чистят от снега, а чтобы купить продукты и лекарства, местные жители скидываются на такси, поскольку автобусы тут тоже давно не ходят.

Даже покойников на кладбище людям приходится возить на санках. А в это время республиканские власти отчитываются об успехах в развитии Арктической зоны и оказывают «шефскую помощь» далекому району Запорожья.

Бунт под елочку

В декабре совет Амбарнского сельского поселения самого северного — Лоухского — района Карелии отказался принимать муниципальный бюджет на 2024 год из-за нищенского финансирования, которое не позволит местному самоуправлению свести концы с концами. На весь год муниципалитету с тремя населенными пунктами, где живут чуть более тысячи человек, и территорией почти в 7 тысяч квадратных километров неподалеку от Полярного круга было предложено всего около 5,3 миллиона рублей.

«Если мы посмотрим на раздел «Социальная политика», а в бюджете Амбарнского сельского поселения даже она имеется, то

это 130 тысяч рублей на пенсии муниципальным служащим. И всё. Это — социальная политика по-амбарнски.

Ну, и 5,3 миллиона, из которых на содержание администрации уходит два, а на дом культуры — три, и остаются сущие копейки», — рассказал «Новой» депутат местного совета Кирилл Тихомиров, который голосовал против бюджета.

Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

После того как в Амбарнском сельском поселении провалили бюджет, в Карелии заговорили чуть ли не о бунте местного самоуправления. Муниципальных депутатов стали убеждать не противиться их коллеги из районного совета, а в поселок Амбарный отправился представитель главы Карелии в Законодательном собрании республики Юрий Шабанов, который в губернаторской команде считается куратором Лоухского района. «Бунт» получился недолгим: на первой в новом году сессии бюджет поселения был утвержден.

По словам Кирилла Тихомирова, из восьми муниципальных депутатов, участвовавших в январской сессии, против проголосовали только два коммуниста. Их приехал поддержать депутат Госдумы от КПРФ Олег Михайлов, но это «бунтовщикам» не помогло.

Между тем собралась сложить свои полномочия исполняющая обязанности главы поселения Юлия Михайлова. Она тянула эту лямку несколько месяцев, но больше уже не смогла.

«Все, выгорела уже морально, — призналась Михайлова, которая прежде работала в местной администрации специалистом. — Я вообще не соглашалась на это, я соглашалась только до 3 декабря, когда у нас должны были состояться выборы главы, но поскольку претендентов не было, то дотянула еще до февраля. Не знаю, кто теперь будет этим заниматься, но я свое решение приняла. Договоры заключу, чтобы поселение не осталось без всего, и уйду. Выборы у нас уже три раза переносили — 3 декабря, 24 декабря и 14 января. Ни одного кандидата. Сейчас выборы назначили на 14 апреля, но их не будет и в апреле. Брать на себя такую ответственность никто не хочет».

Тьма и волки

О положении дел в Амбарнском сельском поселении лучше всего говорит разваливающееся здание самой местной администрации, которое утопает в глубоких сугробах. Государственные флаги Российской Федерации и Республики Карелия висят на облупившейся стене с наспех замазанными трещинами. Рядом с «мэрией» — давно закрытое почтовое отделение, на котором красуется плакат Центральной избирательной комиссии России с датами голосования на президентских выборах.

Виктория Бакаева. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Виктория Бакаева. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Как поведала жительница поселка Амбарный Виктория Бакаева, улицы в новом году расчистили от снега только в начале февраля: до этого местные власти ссылались на то, что муниципальный бюджет не принят и у администрации нет денег на содержание дорог.

В конце января Виктория поделилась с карельскими журналистами видео: население Амбарного возит покойников на кладбище на снегоходах и санях. После этого на расчистку снега в поселок были отправлены сразу три трактора.

Ролик с перевозкой покойника на снегоходе из-за отсутствия дорог стал вирусным. Денег на расчистку дорог после этого дали…

Ролик с перевозкой покойника на снегоходе из-за отсутствия дорог стал вирусным. Денег на расчистку дорог после этого дали…

«Я созванивалась с Лоухским ДРСУ, мне сказали, что договор заключен одноразовый… и деньги им еще не заплатили, — сообщила Виктория Бакаева. — Если в феврале выпадет снег, к нам никто не приедет. Они уже сделали свою работу».

Не доходят руки у местной власти и до колодца с водопроводными колонками. Как выяснилось в разговоре с исполняющей обязанности главы Амбарнского сельского поселения Юлией Михайловой, ни одна из этих колонок даже не поставлена на кадастровый учет, поэтому, когда их обустроят, никто не знает.

«Вода в наших колонках для питья не пригодна, — пояснила «Новой» жительница Амбарного Виктория Бакаева. — Чтобы вы понимали: если я налью эту воду в чашку, то она будет выглядеть так, как будто я три пакетика чая заварила. Такого она цвета. В нашей части поселка есть еще скважина, но у нее давным-давно сгорел насос, а у администрации нет денег, чтобы его заменить. Тогда бы у нас была чистая вода».

Колодец. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Колодец. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

— И где вы тогда берете воду для питья?

— Я на машине езжу на скважину на железнодорожную станцию. Те, кто может ходить, идут на колодец. Но он заледенелый, его тоже нужно чистить. Люди ходят за водой с топорами и пилой. А те, которые идти далеко не могут, берут воду из колонок. Вот у нас в январе свет выключили, и одна из колонок замерзла, потому что некому было ее включить после аварии. Раньше у нас был работник, который следил за колонками, но сейчас его уволили.

Моя соседка стала звонить депутату, и ему пришлось самому ехать и отогревать колонку.

По словам Виктории Бакаевой, вечерами в поселке горит всего несколько фонарей. Но и их местная власть в новом году отключила, объяснив это отсутствием финансирования из-за неутвержденного бюджета.

«Детей, конечно, в школу родители подвозят на машинах. Но все равно страшновато, — призналась жительница Амбарного. — Особенно после того, как у нас с августа начали ходить волки. Ходили они до ноября и обучали своих волчат на собаках, как охотиться. В поселке во дворах по полсобаки лежало».

Дырки вместо унитазов

В начале февраля Карельское управление Роспотребнадзора отрапортовало, что ему удалось оштрафовать администрацию школы в поселке Амбарный на 10 тысяч рублей за то, что она не устранила множество выявленных ведомством нарушений. В их число попало отсутствие ограды по периметру здания, жалюзи и москитных сеток на окнах.

В этой школе сейчас учатся всего девять детей, четверо из них — с ограниченными возможностями здоровья.

В прошлом году общеобразовательное учреждение едва удалось отстоять от закрытия — учеников хотели перевести в школу соседнего поселка Энгозеро и возить их на уроки за 25 километров от дома по петляющей лесной дороге. Но, оставшись в родных стенах, дети из Амбарного фактически оказались слиты в один класс, поскольку почти на всех уроках они занимаются вместе.

«Когда началась оптимизация нашей школы, сначала объединили физкультуру. Сказали: вас мало, а надо экономить деньги. Но физкультуру и музыку ладно, хотя с объединением технологии я не согласна, потому что первый класс я должна научить складывать бумагу в гармошку, а в девятом — у нас уже компьютерная техника. Потом объединили «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Мою Карелию», считая, что это не столь важные предметы. Оставались отдельно только русский и математика, а потом потихоньку и их слили», — рассказала педагог Лидия Корсунова, которая преподает в Амбарнской школе и химию, и физику, и биологию, и ОБЖ.

Лидия Корсунова. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

Лидия Корсунова. Фото: Валерий Поташов / «Новая газета»

В школьном здании, построенном еще в конце 50-х годов, тепло ощущается разве что в учебных классах. Дети ходят в туалет с дырками вместо унитазов. На этом фоне претензии Роспотребнадзора к отсутствию ограды по периметру образовательного учреждения и москитных сеток на окнах выглядят запредельным абсурдом. Но, как сообщила Лидия Корсунова, срок действия лицензии на образовательную деятельность у Амбарнской школы заканчивается в 2027 году — и, очевидно, вопросы к ней через несколько лет отпадут сами собой.

«Новые территории» важнее

Удивительно, но руководство Карелии словно не замечает нищенского состояния приполярных поселков. Отчитываясь о развитии Арктической зоны, глава региона Артур Парфенчиков предпочитает докладывать о миллиардных инвестициях в экономику северных районов и о росте туристического потока, а Законодательное собрание республики во время обсуждения карельского бюджета на нынешний год отклонило все поправки парламентской оппозиции, которые могли бы хоть как-то поддержать вымирающую глубинку. Депутатское большинство из фракции «Единой России» отказалось выделить деньги даже на покупку мобильных моргов, которые для севера Карелии стали особенно необходимы.

«Местное самоуправление — это самая близкая к людям власть, — подчеркнула депутат Заксобрания республики от партии «Яблоко» Эмилия Слабунова, которая побывала в феврале в лесных и горняцких поселках Лоухского района. — Она должна решать их насущные проблемы: расчистку дорог, уличное освещение, создание условий для занятий спортом, развитие культуры. Это то, от чего зависит ежедневная жизнь людей.

Когда у местной власти нет средств, которые могут обеспечить эти потребности, возникает очень серьезная угроза. Люди начинают думать, как отсюда уехать. Государственная власть так относиться к местному самоуправлению, которое теперь включено в единую систему публичной власти, не должно.

Если в бюджете поселения на целый год всего 5,3 миллиона рублей, из которых 1,6 миллиона — это средства дорожного фонда, то понятно, что в условиях зимы, которая тут продолжается полгода, не будет ни расчищенных дорог, ни цивилизованного сбора мусора. Это значит, что в Доме культуры будет почти такая же температура, как на улице».

Между тем республиканские власти более полугода оказывают «шефскую помощь» Васильевскому району Запорожья. Как отмечают в правительстве Карелии, «в подшефном регионе ведется ремонт пострадавших от обстрелов зданий детских садов, школ, больниц, специалисты восстанавливают необходимую инфраструктуру». «Новые территории» для карельских чиновников оказались важнее своих арктических поселков.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow