КомментарийПолитика

Святых выноси!

Как земные владыки заявляют претензии на управление Небом: в политическое противостояние втягивают святых

Святых выноси!

Фото: Сергей Мальгавко / ТАСС

Как пострадал Александр Невский

Синод автокефальной Православной церкви Украины (ПЦУ) на своем заседании в Киеве 2 февраля исключил из календаря этой церкви день памяти русского великого князя Александра Невского. Но речь не идет о «деканонизации» или «хуле на святого», как дежурно формулируют московские СМИ, привыкшие «обличать украинский раскол». Каждая поместная православная церковь (а всего их 16) по-своему расставляет акценты в своих календарях, выделяя национальных святых и сокращая упоминания иностранных. Но в контексте СВО корректировка церковного календаря воспринимается как проекция земного противостояния в небесные сферы.

Справка

Князь Новгородский, великий князь Киевский и Владимирский Александр Невский родился в 1220 г. Свое первое крупное сражение со шведами — Невскую битву — выиграл в 19-летнем возрасте, получив прозвище, с которым и вошел в историю. 5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера разгромил Ливонский орден (Ледовое побоище). В битве за Торопец в 1245 г. казнил нескольких литовских князей. С 1247 г., после смерти отца, регулярно посещал Золотую орду, помогая хану в сборе дани с русичей. Отстранив своего брата Андрея, получил ордынский ярлык на великое княжение. Вместе с тем в посланиях Александру папы Иннокентия IV отмечается желание князя принять католицизм. По дороге из орды в 1263 г. умер в Городце, приняв перед смертью схиму с именем Алексий. Канонизирован Московским собором в 1547 г. под монашеским именем, однако позже, по инициативе Ивана Грозного, стал почитаться как князь. Петр Первый перенес мощи Александра в Петербург и назначил празднование его памяти в день завершения Северной войны. Сотни храмов в честь Александра Невского построены в эпоху царствования Александров II и III. В СССР светский культ Невского возрожден по инициативе Сталина накануне Великой Отечественной войны.

Метрополит Леонид. Фото: википедия

Метрополит Леонид. Фото: википедия

Внезапно «помилованный» митрополит Леонид (Горбачев), близкий в прошлом к ЧВК «Вагнер», в свойственной ему манере прокомментировал решение ПЦУ, обозвав ее иерархов «ряжеными парубками». По словам Леонида, Александр Невский является «ментальной угрозой и вызовом» Украине и всему Западу, не оставляя им шансов победить Россию.

Бывший «экзарх Африки» прав в том, что образ легендарного князя XIII в. органично встроен в идеологическую матрицу СВО. Объективных, летописных сведений об этом князе совсем немного, зато со времен Ивана Грозного и Петра Первого принято нагружать его образ актуальными политическими смыслами, в основном — имперского и тоталитарного содержания. Чем меньше мы знаем о живом Александре со всеми политическими сделками, кровью и насилием его времени, тем легче лепить из него символ, олицетворяющий и оправдывающий амбиции и страсти вождей очередной империи.

Читайте также

«Полевой митрополит» побеждает патриарха

Начав судебный процесс против «экзарха Африки» митрополита Леонида (Горбачева), патриархия вдруг «включила заднюю» — церковный суд отложили «на неопределенный срок»

Если верить патриарху Кириллу, Невский — это наш национальный выбор вечно воевать с Западом и покоряться Востоку (тогда — Орде, сегодня — Китаю). В Украине, сделавшей иной культурно-цивилизационный выбор, считали эти смыслы неоимперского культа. Их присутствие в украинском календаре в начале третьего года СВО выглядело, мягко говоря, странно.

Очевидно, Кирилл ощущает личную благодарность Александру — и как патриот родного Петербурга, и как патриарх, чье шествие к высшей власти в РПЦ началось с триумфальной победы Невского на шоу «Имя России» в самом конце 2008 г.

Изображение

Князя представлял на шоу Кирилл, и как раз в тот момент, когда началась его предвыборная кампания, Невский резко обошел лидировавшего много месяцев Сталина, разделив с Пушкиным первое место. Именно Александру Невскому посвятит Кирилл после своей патриаршей интронизации закрытый и тщательно охраняемый скит — свою основную резиденцию в Одинцовском районе. Кирилл приложил немало усилий, чтобы в прошлом году ценный экспонат Эрмитажа — полутаротонную серебряную раку Александра Невского — передали РПЦ.

Политические святые и практики шаманизма

Патриарх, в проповедях которого часто звучит мотив зависимости религии от политики, похоже, само почитание святых воспринимает как политический инструмент. По его инициативе в 2001 г. был неожиданно канонизирован адмирал Федор Ушаков, которого (при всем к нему уважении) ранее никому не приходило в голову почитать в лике святых. Сегодня Кирилл продвигает канонизацию Александра Суворова, и если так пойдет дальше, доберутся до героев уже чисто советского пантеона — Георгия Жукова и Юрия Гагарина.

Архимандрит Кирилл. Фото: википедия

Архимандрит Кирилл. Фото: википедия

Как отмечают в своей декларации о доктрине «русского мира» 342 православных богослова из разных стран, в РПЦ происходит постепенная замена традиционного православия политической или «гражданской» религией. По словам профессора архимандрита Кирилла (Говоруна), такая квазирелигия «может временно увлечь некоторых людей, но не заполнит глубинную экзистенциальную пустоту, которая ощущается в человеческой душе».

Возможно, известное увлечение российской элиты шаманизмом — неумелая попытка утолить тот духовный голод, который лишь усиливает поверхностная «гражданская религия» (в сущности, мало отличающаяся от выхолощенной советской идеологии). Не без поддержки властей в нынешнем году в Туве с большой помпой открывают Международную академию шаманизма — главное высшее учебное заведение по освоению традиционных магических практик народов России.

Читайте также

Турбо-митрополит бросил вызов патриарху

В РПЦ очередной скандал: священнослужитель, близкий к ЧВК «Вагнер», обещает разложить всех «по полкам»

Если Святая Русь никак не побеждает с опорой на православие, то, может, победит с опорой на «не менее традиционный» шаманизм?

«Несвятые святые»

Но вернемся к нашим святым — точнее, к «несвятым святым». Земные спекуляции на их культе породили парадоксальное явление — «деканонизацию», то есть признание несвятым человека, которому многие века молились как святому. В русской церковной истории такая практика появилась после реформы патриарха Никона (середина XVII в.), когда госвласть начала жестко бороться с противниками реформ, староверами, и с тем, что напоминало о дореформенном благочестии.

Святая Анна Кашинская, икона с частицей мощей. Источник: википедия

Святая Анна Кашинская, икона с частицей мощей. Источник: википедия

В 1677 г. патриарх Иоаким «деканонизировал» благоверную княгиню Анну Кашинскую — только потому, что пальцы ее правой руки, сохранившейся нетленно, были сложены в двуперстие (а реформа ввела обязательное троеперстие). Вслед за ней, в течение XVIII–XIX вв., запретили почитание Максима Грека, Евфросина Псковского, Корнилия Переяславского, Симона Юрьевецкого, Феодора Стародубского, Савватия Тверского, Прокопия Устьянского и многих других. Среди «деканонизированных» оказался даже отрок Василий Мангазейский, убитый своим хозяином-купцом, что намекает на «классовый» характер процедуры. В ХХ в. почитание большинства из них восстановили — кроме тех, о которых просто забыли. Сомнительную традицию возродил патриарх Кирилл: по его личному указанию из календаря РПЦ в 2011 г. изъяли имена 36 новомучеников, в том числе епископа Василия Кинешемского, который оказался катакомбником, отвергшим «красную церковь», преемницей которой является современная РПЦ.

Икона «Василий Великий и Василий Мангазейский». Источник: википедия

Икона «Василий Великий и Василий Мангазейский». Источник: википедия

Мощи св. Василия изъяли из Введенского монастыря г. Иваново и увезли в неизвестном направлении. Как такое обращение с останками святого соотносится с российскими законами и чувствами верующих — вопрос открытый.

Католическая церковь исключала из своих списков святых по соображениям скорее научным. Например, прекращено почитание так называемых детей навета (якобы ритуально убитых иудеями) или древних святых, сведения о которых явно противоречивы и опровергнуты вновь открытыми источниками. В число последних попали особо почитаемые православными 40 мучеников Севастийских, Алексий — человек Божий, мученицы Маргарита, Екатерина и Варвара…

Такие прецеденты, с одной стороны, успокаивают совесть православных, которые переживают, что церковный календарь переполняется чистой политикой и мирскими героями-полководцами. Придет время — и все можно будет исправить. С другой стороны, с точки зрения собственно религиозного мировоззрения, политические канонизации — это откровенное кощунство: земные владыки заявляют претензии на управление небом.

Этот материал входит в подписку

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow