СюжетыОбщество

«Если зло не осмыслено и не осуждено, оно обязательно возвращается»

Письмо Владимира Кара-Мурзы* читателям «Новой» — о президентских выборах и ошибках 90-х

«Если зло не осмыслено и не осуждено, оно обязательно возвращается»

Фото: Глеб Щелкунов / Коммерсантъ

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ КАРА-МУРЗОЙ ВЛАДИМИРОМ ВЛАДИМИРОВИЧЕМ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА КАРА-МУРЗЫ ВЛАДИМИРА ВЛАДИМИРОВИЧА

От редакции

В конце прошлого года в России стартовала предвыборная гонка: уже через полтора месяца, в марте, страна «выберет» себе президента. Победитель известен всем. И как действовать в таких условиях, когда шанса на перемены формально вроде будет, но на деле шансов нет, — главный вопрос всей кампании.

Что делать избирателю? На что рассчитывать? Что считать успехом?

В преддверии голосования «Новая газета» отправила вопросы — редакционные и читательские — оппозиционным политикам и общественным деятелям. Тем, кто находится на свободе, и тем, кто сидит в застенках. Мы спрашивали их о грядущих выборах. И вот теперь начинаем публиковать ответы.

Сегодня — ответ журналиста и историка Владимира Кара-Мурзы*, приговоренного к 25 годам лишения свободы за «госизмену».

***

«Спасибо большое за письмо и за вопросы. Отдельное спасибо Вам и Вашим коллегам за то, что продолжаете работать в России. Знаю, это очень важно для многих. Ниже пишу свои ответы — сначала на блок вопросов про мартовские «выборы», затем на блок об ошибках 90-х, люстрациях и прочее. Жму руку!»

Часть 1

Много лет назад я был в кельнском музее национал-социализма, который находится в бывшем здании гестапо. У них большая и очень сильная экспозиция. Один экспонат произвел на меня особое впечатление. Это был избирательный бюллетень с одного из многочисленных «плебисцитов» 30-х годов о доверии к фюреру, в котором кто-то аккуратно поставил крестик в графе «Nein». Я смотрел на него и думал, что этот человек, конечно, не остановил преступления, которые диктаторы так любят совершать от имени «всего народа», но, по крайней мере, сказал им свое персональное и осознанное «нет». А это уже гражданский поступок.

Настоящих выборов в нашей стране не было много лет — в последний раз что-то похожее на конкурентную кампанию проходило в 1999–2000-х годах (не мое оценочное мнение — таковы выводы наблюдателей ОБСЕ). Все последующее — лишь постановка для формальной «легитимации» режима с разной степенью внешней достоверности. Сейчас, впрочем, и о внешней достоверности уже никто особо не заботится. Но у граждан нашей страны в марте тем не менее будет возможность — особенно важная в условиях […] — выразить свою позицию, как это сделал тот житель Кельна в 30-е годы.

Даже по заведомо искаженным опросам государственного ВЦИОМа, в России — десятки миллионов противников […]. Немногие в условиях диктатуры и репрессий готовы выступать публично или выходить на площадь, но каждый может получить свой избирательный бюллетень перечеркнуть всех Z-кандидатов и написать на нем «Нет […]». И это тоже будет гражданским поступком (когда писал письмо, окончательный список кандидатов еще не известен, но сильно сомневаюсь, что в него будет допущен хотя бы один человек с антивоенной позицией).

Именно и исключительно в этом качестве — как форму массовой антивоенной манифестации — я рассматриваю предстоящие «выборы». Чем больше будет таких бюллетеней в урнах (они учитываются отдельно в графе «недействительных»), тем очевиднее для всех станет ложь официальной пропаганды про «всенародную поддержку» […].

А настоящие, без кавычек, выборы в нашей стране, я думаю, пройдут во вполне обозримой перспективе. Так называемые «маленькие победоносные войны» всегда становились в России толчком к серьезным внутриполитическим изменениям — вспомним Крымскую, Русско-японскую и Афганистан. Как историк не вижу причин, почему в этот раз будет иначе.

Часть 2

В последнее время в нашем обществе много спорят об ошибках 90-х и о причинах неудачи демократического эксперимента. На мой взгляд, самая главная ошибка, которая и предопределила все то, что происходит сегодня, — это отказ от полноценного осмысления и осуждения преступлений советского периода. После крушения советского режима было жизненно необходимо открыть архивы, осудить на государственном уровне преступления КПСС и КГБ, привлечь к ответственности тех, кто эти преступления совершал, и посредством закона о люстрациях защитить молодую демократию от возможности реванша со стороны проводников прежней репрессивной политики.

Этот путь национального осознания и морального очищения общества в тот или иной форме прошли многие посттоталитарные страны — Германия после нацизма, ЮАР после апартеида, государства Латинской Америки после военных диктатур. То же самое сделали страны Центральной и Восточной Европы после падения коммунизма.

В России это тогда же предлагали наиболее дальновидные лидеры демократического движения — Владимир Буковский и Галина Старовойтова. Но инерция бюрократического аппарата, противодействие заинтересованных лиц во власти и силовых структурах оказались сильнее. «Зачем ворошить прошлое, не надо охоты на ведьм», — поясняли в разговорах с Буковским тогдашние чиновники. «Тогда ведьмы вернутся и начнут охоту на вас», — отвечал он. И, конечно, оказался прав.

Если зло не осмыслено, не осуждено и не наказано, оно обязательно возвращается. Именно это мы видим в России после 2000 года. Мы обязаны учесть горький опыт 90-х и ни в коем случае не повторить эту ошибку, когда в нашей стране в следующий раз возникнет окно возможностей для политических изменений.

P. S.

Друзья, от всей души поздравляю вас с наступающим Новым годом!** Желаю всем нам и нашей стране в 2024 году мира, любви и перемен. То есть, конечно, в обратной последовательности, потому что она будет именно такой. Кто-то скажет, что это несбыточное пожелание, но в России перемены начинаются именно тогда, когда их меньше всего ждут. Поверьте историку.

В последнее время я особенно часто вспоминаю наши разговоры с Борисом Немцовым. Он редко ошибался в прогнозах и оценках — неудивительно, что его видео и интервью не теряют популярности и сегодня. Немцов всегда говорил: серьезные политические изменения в России начнутся в середине 20-х годов.

Поэтому — мира, свободы и перемен. И скорейшего рассвета. Он обязательно будет. С теплым сибирским приветом.

Владимир Кара-Мурза

ИК-6, Омск***

декабрь 2023 г.»

* Власти РФ внесли в реестр «иноагентов».

** Письмо было отправлено в декабре 2023 года.

*** В понедельник, 29 января, стало известно, что Владимира Кара-Мурзу этапировали из этой колонии. «Новая газета» выяснила, что политика как «злостного нарушителя» перевели в ЕПКТ (единое помещение камерного типа) в другую колонию в том же Омске — в ИК-7.

Этот материал входит в подписки

Письма со шконки

Политзаключенные отвечают из тюрьмы

Судовой журнал

Громкие процессы и хроника текущих репрессий

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow