Изданный в конце прошлого года приказ Депздрава Москвы об аудиоконтроле амбулаторных приемов в городских поликлиниках уже стал самым скандальным и резонансным нововведением за последние годы в медицинской отрасли.
Недовольны «прослушкой» как врачи, так и пациенты. Хотя, на первый взгляд, эта новация должна якобы снизить возможность взаимных необоснованных претензий.
Да и что, скажите, такого страшного, если по новому регламенту врачу предписывается вежливо приветствовать пациента и прощаться с ним, не «демонстрировать превосходство, агрессию, угрозу, раздражение», избегать фраз: «молодой человек», «женщина», «ваша проблема», «от нас не зависит», «вы что-то путаете», «сядьте», «встаньте», «идите уже», «ну все», «стоп», «хватит», «не болейте». Регламент запрещает комментировать предыдущие назначения и общаться с пациентом, используя профессиональную терминологию, которую тот попросту не понимает.
В ДЗМ, несмотря на негативную реакцию, от нововведения не собираются отказываться. Аргумент вполне рабочий: такая форма мониторинга поможет контролировать качество приемов, а заодно позволит защитить врачей от необоснованных нападок пациентов. Аудиозапись в кабинетах врачей начали апробировать еще до издания приказа № 1241 от 23 декабря 2023 года, протестировав технологию в двух столичных поликлиниках. А формально она началась с 28 декабря 2023 года во всех поликлиниках Москвы.
Но спустя несколько недель конфликт вокруг «прослушки» разгорается все больше. На сайте change.org появилась петиция с требованием отменить приказ № 1241.
«Согласно Всемирной организации здравоохранения, конфиденциальность информации является ключевым элементом этики медицинской профессии. Нарушение этого принципа может подорвать доверие пациентов к системе здравоохранения. Мы требуем отменить данный приказ и установить строгие нормы по защите персональных данных пациентов».
К 22 января петицию подписали более пяти тысяч человек. Независимый профсоюз медработников «Действие» также раскритиковал приказ, который обнуляет врачебную тайну как основополагающую этическую норму. Сопредседатель организации Андрей Коновал заметил, что в России есть проблемы с утечкой информации, а пациент будет прослушан без его согласия, соответственно, нормативный акт недостаточно проработан. «Врач должен обладать определенной свободой, а жесткая формализация его действий приведет к тому, что медики, по сути, будут действовать по принципу «итальянской забастовки», то есть лечить формально, строго по протоколу. Мы также не исключаем, что работодатель сможет использовать эти записи для давления на неугодных сотрудников», — считает Коновал.
Врачи московских клиник, на условиях анонимности ответившие на вопросы портала Vademecum, также опасаются, что новая система может стать рычагом давления на них со стороны руководства, а любой отход от нового протокола общения с пациентом — поводом снизить стимулирующие выплаты. Хотя, с другой стороны, именно аудиозапись поможет врачам отстоять свою правоту в конфликтных ситуациях.
Аргументы Депздрава как будто должны снять все напряженные вопросы.
По мнению чиновников, врачебная тайна не нарушается: данные собираются в деперсонализированном виде, надежно защищаются и хранятся на сервере не более одного месяца «для возможности оперативной оценки».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фото: Василий Дерюгин / Коммерсантъ
Контроль, как утверждает Депздрав, был введен по просьбе главных врачей — посетители часто ведут себя нервно и провоцируют конфликты.
«Как правило, — говорится в сообщении ДЗМ, — и те и другие правы. Чтобы повысить доверие между врачами и пациентами, нужна новая культура общения».
Благое намерение «повысить культуру общения» вызвало ожидаемое напряжение — любое ужесточение контроля в российских реалиях вызывает рефлекторное отторжение.
Прежде всего потому, что за контролем, как правило, следуют репрессии. Врачи не зря опасаются, что неловкая фраза или привычная в общении со знакомым пациентом неформальная интонация могут в буквальном смысле дорогого стоить. Протест против нововведения можно считать почти единогласным — 92% опрошенных специалистов не поддерживают инициативу о записи и контроле содержания разговоров врачей с пациентами. Из них две трети (75,7%) расценивают это как «издевательство над персоналом и пациентами», показало исследование мнения интернет-аудитории врачей, проведенное «МВ» и аналитической компанией RNC Pharma.
А вопросов во врачебной среде становится все больше: в каких кабинетах поликлиники будут устанавливаться видеокамеры, будут ли уведомляться о записи пациенты и что делать, если пациент наотрез отказывается общаться с доктором под запись?
На сегодня несколько депутатов и общественных организаций направили запросы в Генпрокуратуру и прокурору Москвы с просьбой проверить приказ на соответствие нормам федерального законодательства. По мнению юристов, документ противоречит уголовно-правовым нормам, направленным на охрану персональных данных, врачебной тайны и личной жизни. С высокой степенью вероятности он будет отменен, так как с 2019 года образцы голоса отнесены к персональным биометрическим данным.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68