2024 год — год выборов не только президента России. Через девять месяцев, в сентябре, заканчивается срок полномочий нынешнего главы Башкортостана Радия Хабирова, который, по всей видимости, не отказывается от намерений баллотироваться и на второй срок. Вот на этом фоне в башкирской глубинке, в небольшом городке Баймак, начались массовые протесты… Кто-то мог бы сказать: для выборного года — хуже не придумаешь! Но в случае с Хабировым все иначе. Не исключено, что мы наблюдаем старт его предвыборной кампании.
Радий Хабиров — опытный аппаратный чиновник.
- В 2003–2008 годах руководил администрацией президента Башкортостана Муртазы Рахимова.
- В 2009–2016 годах занимал должность заместителя начальника управления президента России по внутренней политике.
- В 2017–2018 годах возглавлял Красногорский район Подмосковья.
- 11 октября 2018 года получил назначение на должность врио главы Башкортостана.
- 8 сентября 2019 года избавился от приставки врио, набрав 82,02% в ходе выборов главы республики.
За время правления Башкортостаном Хабиров так и не смог наладить конструктивные отношения с руководством администрации президента России. О чем свидетельствует хотя бы даже то, что президент России ни разу не принял Хабирова в Москве. Последней по времени аудиенции президента России глава Башкортостана удостоился в январе прошлого года, когда Владимир Путин прилетел в Уфу на похороны Муртазы Рахимова, политического тяжеловеса, руководившего регионом с 1993 по 2010 год. А до этого Путин принимал Хабирова в августе 2021 года, во время рабочей поездки в Башкортостан.
Радий Хабиров. Фото: iuruzan.ru
Уже больше года в политико-экспертном сообществе республики говорят о том, что в Кремле подыскивают Хабирову замену. И что новый руководитель республики «пойдет по схеме», благодаря которой регион возглавил и сам Хабиров: с предварительным назначением врио. Десантирование нового московского назначенца Уфа ждала в начале года.
Но в нынешних обстоятельствах отставка Хабирова едва ли состоится: в новейшей истории России еще не случалось подобных кадровых подвижек как бы по требованию протестующих.
Всегда бывает временной лаг хотя бы в несколько месяцев. Именно эти несколько месяцев для Хабирова сейчас принципиальны.
Весь скандал вокруг 37-летнего Фаиля Алсынова выглядит лубочно-искусственным. Сначала администрация главы Башкортостана своими руками из маргинального активиста националистического толка взрастила регионального политика, о котором узнали далеко за пределами Башкортостана. А потом сама же и ликвидировала эту угрозу, продемонстрировав (прежде всего Кремлю), что Хабиров — достойный ученик и преемник Рахимова, жестко контролирующий ситуацию в республике, беспощадно выжигающий любую крамолу.
Вспомним, как развивались события.
15 января социальные сети заполонили сообщения о многотысячном протесте в башкирском городе Баймак. В этот день ожидалось оглашение приговора по уголовному делу в отношении Фаиля Алсынова, которого обвинили в разжигании межнациональной розни. По официальной версии, «28 апреля 2023 года публично выступил на сходе граждан возле сельского дома культуры с речью негативного содержания по отношению к лицам армянской, кавказских национальностей и национальностей Средней Азии».
Поддержать Алсынова в суде со всех концов Башкортостана съехались более пяти тысяч человек. Видеозаписи из небольшого городка с населением около 20 тысяч человек зафиксировали растерянных, немногочисленных (человек 20–30) полицейских — и огромное количество протестующих, дружно скандирующих: «Свободу Фаилю Алсынову!», «Азатлык!» («Свободу!»), «Фаиль, мы с тобой!», «Беҙ — ҡара халыҡ»! («Мы — простой народ!»), «Нас будет больше!»
Оглашение приговора перенесли на 17 января.
16 января 2024 года Росфинмониторинг включил Фаиля Алсынова в список лиц, причастных к экстремистской и террористической деятельности.
В день оглашения приговора у здания Баймакского районного суда собралось еще больше людей. Но и полиция с Росгвардией оказалась более подготовленными. В Баймак было стянуто порядка шестисот сотрудников.
Информацию о том, что Алсынова приговорили к четырем годам колонии общего режима по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»), собравшиеся в Баймаке встретили тысячеголосым скандированием: «Позор!»
Не обошлось без столкновений и применения силовиками спецсредств. К вечеру стало известно, что башкирское управление Следственного комитета России возбудило уголовные дела по статьям о массовых беспорядках (212 УК) и применения насилия в отношении представителя власти (318 УК РФ).
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Поразительно, но об уголовном преследовании Алсынова, как и о судебном процессе, начавшемся 13 декабря прошлого года, до начала 2024 года в республике знали немногие. Притом что о противостоянии жителей Баймакского района Башкортостана с золотодобывающими компаниями в республике знают все. Собственно, именно на митинге против золотодобычи Алсынов и выступил со своей резкой речью, за которую его осудили.
Добыча золота в Баймакском районе ведется открытым способом. Это когда для получения нескольких десятков килограммов металла промываются десятки тысяч тонн горных пород и грунта.
В результате после окончания золотодобычи вместо пастбищ и лугов остаются безжизненные лунные пейзажи — огромные котлованы и горы отработанных пород.
Жители Баймакского района уже несколько лет протестуют против выдачи новых лицензий на ведение геологоразведочных работ и добычи золота. Башкирские власти никогда не препятствуют этим акциям протеста. Фаиль Алсынов выступил на одном из таких сходов-митингов, санкционированном администрацией района и состоявшемся 28 апреля прошлого года в селе Ишмурзино Баймакского района. А через месяц после этого схода, 26 мая 2023 года, глава Башкортостана Радий Хабиров обратился к прокурору республики Игорю Пантюшину с требованием привлечь Алсынова к уголовной ответственности.
Фаиль Алсынов. Фото: соцсети
Несколько раз я прослушал выступление активиста — благо башкирский и татарский языки очень похожи, а татарский — мой родной. И я не услышал в речи Алсынова ничего из того, что вскоре стало основанием для возбуждения уголовного дела и приговора. Не услышали в этом выступлении экстремистских призывов и несколько тысяч зрителей, посмотревших трансляцию и знающих башкирский язык.
К тому же сейчас выяснилось, что лингвистическая экспертиза была проведена не по оригиналу выступления Алсынова, а по переводу, сделанному в администрации главы региона. И в этом переводе оказались очень серьезные неточности.
Переведенные выдержки из речи Алсынова были приведены в заявлении Хабирова на имя прокурора. Самая серьезная из них, легшая в основу обвинительного приговора, — это якобы произнесенное Алсыновым утверждение, что «армяне уедут в свою страну, русские уедут в Рязань, татары — в Татарстан, черный народ (так в материалах следствия. — Ред.) уедет к себе, а мы не можем уехать, наш дом здесь».
Алсынов — человек, который выстроил собственную узнаваемость в республике, эксплуатируя националистическую повестку, — это факт. Однако факт и другое: ничего такого, что ему вменило следствие, он в тот день не говорил. Говорил он о том, что золотодобычей в Башкортостане занимаются люди, работающие вахтовым методом. И что когда завершится добыча золота, они вернутся в свои родные края, а башкиры останутся здесь, потому что здесь их дом, им некуда ехать. И слова про «черный народ» в речи Алсынова не звучали.
Рассуждая о вахтовиках, приезжающих на золотодобычу из разных регионов, Алсынов произнес «кара халык». Это словосочетание можно перевести на русский как «простой народ».
Впрочем, в прокуратуре Башкортостана, видимо, тоже нашлись сотрудники, хорошо знающие башкирский язык и послушавшие видеозапись выступления Алсынова в оригинале. Прокурор республики Игорь Пантюшин не стал реагировать на обращение главы региона.
По всей видимости, не дождавшись прокурорской реакции на свое апрельское обращение, 14 августа Хабиров обратился уже к руководителю башкирского управления Следственного комитета России Владимиру Архангельскому.
На этот раз Хабиров не стал сам подписывать документ. Под ним — подпись и.о. главы администрации главы региона. Но требование было тем же: возбудить уголовное дело в отношении Фаиля Алсынова, притом на этот раз не только против него самого, но и в отношении его соратников.
В ведомстве Бастрыкина не стали отфутболивать обращение администрации главы региона и возбудили уголовное дело. Но, повторюсь, до самого окончания судебного процесса в Баймакском районном суде об этом уголовном деле мало кто знал даже в Башкортостане.
А в первых числах 2024 года история начала активно раскручиваться в социальных сетях, и 15 января в Баймак со всех концов республики приехали тысячи людей — поддержать националиста и экстремиста, с которым давно сражается глава республики. И кто решится в такой ситуации менять главу на преемника?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68