КомментарийКультура

От шедевра к мылу

Сериал «Корона» о царствовании Елизаветы II завершилcя. Netflix показал последние серии шестого сезона

От шедевра к мылу

Кадр из сериала «Корона»

Зрители и критики с нетерпением ждали последних серий шестого сезона сериала «Корона». Не потому, что это удовольствие, которое хочется длить, а потому, что падение качества оказалось настолько очевидным, что мучительное действие следовало скорее закончить.

Премьера сериала «Корона» состоялась в 2016 году, все началось с освещения свадьбы принцессы Элизабет с принцем Филиппом в 1947 году. Шестьдесят серий прокатились по десятилетиям истории последней и любимой королевы Великобритании, использовав около двух с половиной тысяч различных декораций и около миллиона единиц реквизита. Но то, что начиналось, по общему признанию, как величественное эпическое произведение с тщательной проработкой исторических деталей, в котором даже мелкие роли исполняли британские и мировые звезды, со временем, по мнению критиков, превратилось в «комичную мелодраму», «унылую» «телевизионную катастрофу», «бессмысленную и печальную». Уничижительные эпитеты, которыми изошла пресса, можно множить, но ничего не поделаешь — «таков был общий глас».

Кадры из первого сезона «Короны»

Кадры из первого сезона «Короны»


«Призрак бродит по Европе»

С самого начала «Корона» ходила по канату между драмой и мыльной чепухой. Реальные и вымышленные трагедии и скандалы королевской семьи и страны были тесно переплетены: бедность и незащищенность человека, утрата мирового влияния и потеря колоний, самовлюбленная и близорукая элита, холодная война и противостояние с советским блоком, долг и право на личную жизнь, модернизм и традиция.

Уже в третьем сезоне, несмотря на общепризнанно блестящую игру актерского состава, сериал начал крениться в желтизну. И полетел в пропасть в пятом — с его бесконечным рассказом о неудачном браке принца Чарльза и Дианы Спенсер. Половина шестого сезона была отдана движению принцессы Дианы к автокатастрофе в парижском тоннеле. Катастрофой это и стало, ибо в саге появился… призрак! Да-да, настоящий призрак принцессы Дианы в натуральную величину. Та-да! Он тревожит и наставляет королеву Елизавету, покровительствует и примиряется с бывшим мужем… «Какое грубое, мыльное погружение в бездну», — сформулировала The Guardian.

Кадр из сериала «Корона»

Кадр из сериала «Корона»

Но и это не все: авторам фильма «удалось» проиллюстрировать видения и сны Ее Величества. Оказывается, в сложные моменты ей являются ее ипостаси более молодых лет, с которыми она советуется (больше не с кем). Еще Элизабет, обеспокоенной якобы популярностью премьер-министра Блэра, снится его коронация, и что сама она потерянно бродит среди веселой толпы, пока демонтируют ее портреты… Зато после ночного кошмара она якобы заказывает фокус-группы о состоянии монархии и задумывает перемены.

Критика встретила появление призраков недоумением и насмешками. Предполагалось, что смерть Дианы сама по себе достаточно драматична и не нуждается в дополнительных прикрасах. Американский еженедельник The People употребил определение «магический реализм». The Financial Time ударили наотмашь: «Может быть, это иллюстрация более глубокой истины:

нас посещает призрак некогда великого сериала, который в последнее время сошел на нет».

Без тонкостей

Последняя часть сериала, вышедшая в нынешнем декабре, знакомит зрителей с подростковыми годами и днями принца Уильяма в университете, где он встречает свою будущую жену Кейт Миддлтон. Достаточно времени уделено принцам Уильяму и Гарри, которые находятся на пороге взрослой жизни и уже начинают заметно досаждать друг другу.

Молодые Виндзоры, как они изображены здесь, в основном соответствуют тому, что мы уже знаем из бесконечных сообщений СМИ, хотя киношный Гарри на Netflix наблюдает за происходящим в семье слишком проницательно, как будто уже заглянул в собственную автобиографию, которую он напишет через 20 лет и назовет «Запасной». Вообще, как заметила The Independent,

в конце повествования герои «Короны» существуют уже «не столько как персонажи, сколько как сосуды для экспозиции и умелых кивков в сторону современных королевских разборок».

Молодые Виндзоры. Кадр из сериала «Корона»

Молодые Виндзоры. Кадр из сериала «Корона»

В мир иной уходят королева-мать и альтер эго Елизаветы принцесса Маргарет. Ее физическая слабость в конце жизни как расплата за духовную нестойкость предлагается нам в назидание слишком напористо. Вообще многое в сериале к его концу становится слишком навязчивым, откровенным, «в лоб». Там, где раньше был намек, образ, теперь прямо произносится сентенция. Герой может взять и заявить напрямую: «Жизнь, прожитая в служении, — не жертвоприношение, а честь». И все, и не надо, мол, никаких доказательств. Здесь нет кинематографа. В золотую эру «Короны» все это делалось иначе…

Третий сезон, 1969 год. Супруг Елизаветы Филипп становится одержим Нилом Армстронгом и астронавтами «Аполлона-11», высадившимися на Луну. Астронавты приезжают в Англию и встречаются с королевской четой в Букингемском дворце.

Мы видим, как обычно насмешливый и язвительный герцог удивлен, поражен, завидует, улыбается от гордости за собрата, он переживает экзистенциальный кризис, он почти на грани слез. Мы видим и понимаем, что ему, страстному и талантливому человеку, пришлось оставить свою профессию и дело жизни, чтобы его жена-королева могла исполнять свой долг.

Все эти находки, тонкости и придумки, кажется, в прошлом.

О достоверности

Элизабет все еще находится в добром здравии, но измучена необходимостью планировать собственные похороны. Заседание похоронного комитета — важная часть сезона. Готов и бумажный макет последнего парада и процессии. Имельда Стаунтон, которая играет последнюю итерацию королевы Елизаветы II, торжественно и провидчески смотрит на гроб, в который та когда-нибудь ляжет. А зритель вспоминает, что он это уже видел год назад в прямой трансляции по всем телеканалам.

Кадр из сериала «Корона»

Кадр из сериала «Корона»

События последнего сезона слишком близки зрителю, который был им и свидетелем, и очевидцем (некоторые зрители, как заметил один острослов, «даже норовят смотреть сериал прямо с адвокатами»). Имельда Стаунтон признает, что люди могут быть недовольны тем, как автор и сценарист сериала Питер Морган изображает громкие события: «Мы здесь выдумываем события, которые очень близки нам. Конечно, люди чувствуют, мол, нет, мы знаем, что это было не так, что этого не было!» В интервью Sky News актриса прямо говорит, что Морган делает «драму о семье, в которой было много драм, но также и для развлечения».

Долгое время сериал «отлично работал как урок истории, обернутый в семейную мелодраму», считает ВВС. К сожалению, последние два сезона дали зрителям то, чего у нас и так было в избытке: еще больше Дианы и ее несчастного любовника, еще больше противостояния Уильяма и Гарри, а также всех главных хитов таблоидов, которых у жителей Британии и так предостаточно.

Зато благодаря призракам сам собой разрешился долгий спор о достоверности картины и допустимых границах вымысла. И хотя пресса продолжает обсуждать фактические ошибки повествования, от него больше не ждут исторической правды.

Перед похоронами Дианы. Кадр из сериала «Корона»

Перед похоронами Дианы. Кадр из сериала «Корона»

Не обидеть власть имущих

Сюжет, в котором Елизавета приглашает сверхпопулярного Тони Блэра провести лейбористскую реформу монархии, едва ли не пародийный. Она вызывает по очереди каждого чиновника (от хранителя королевских лебедей до государева травника) и приходит к выводу, что все эти должности — способы подтверждения традиций, рабочих мест и поддержания навыков, которые иначе исчезли бы (британцу здесь очевидна параллель с легендарным и любимым нацией сериалом «Аббатство Даунтон»). Очевидный ответ королевы о необходимости тонкой и постоянной настройки между модернизацией и традицией — ответ банальный, верный и вечный, как и сам вопрос.

Что касается вымышленного противостояния с Блэром и заочного соревнования с ним в популярности, то, по мнению авторов фильма, здесь королева будет «смеяться последней». В последней серии кадры ликующей толпы в цветах национального флага в честь 50-летия на троне сменит «кинохроника» разъяренных манифестантов, которые бросаются под колеса автомобиля Блэра. В толпе плакаты «Не от нашего имени», «B-lier» (игра слов: Blair — lier — лжец), требования его отставки как военного преступника в связи с участием Великобритании в войне в Ираке. Вскоре Блэр действительно подаст в отставку.

Почти десятилетие «Корона» исследует британскую королевскую семью с самых разных сторон, задумываясь, зачем Британии нужна монархия, чего она стоит народу, а также чем, как и сколько платят за нее собственно члены «Фирмы», по определению короля Георга VI. Лучшие серии были острыми, живыми и иногда вовсе не лестными. Но, как заметил журнал The Hollywood Reporter,

в заключительных эпизодах «Корона» оказывается «заинтересована не столько в том, чтобы исследовать суть событий, сколько восхищаться ими».

Издание считает, что каковы бы ни были реальные мотивы авторов, «конечный продукт имеет гладкую текстуру чего-то тщательно продуманного, чтобы не обидеть власть имущих».

Занавес

И все же завершается королевская сага славным эпизодом. Свадьба принца Уэльского Чарльза с Камиллой в Виндзорском замке в 2005 году. В последние на экране минуты Елизавета произносит остроумную и благородную речь, но не дарит наследнику тот единственный подарок, которого он якобы (так нам показывают) жаждет: объявления, что она отрекается от престола.

В кино Элизабет, которой уже под 80 (ее играет Имельда Стаутон, 67 лет), долго мучается этой мыслью. Надо заметить, что для всего сюжета нет никаких оснований. К ней приходят ее другие, прошлые «я». Элизабет середины жизни (в исполнении Оливии Коулман, 49 лет) советует ей принять «правильное материнское решение» и передать корону сыну, находящемуся в полном расцвете сил.

Клэр Фой в сериале «Корона»

Клэр Фой в сериале «Корона»

Но победителем в заочном споре разных «я» становится младшая Элизабет (ее играет изумительная Клэр Фой, 39 лет). Она перебирает обычные аргументы — отречение будет олицетворять нестабильность, непостоянство. «Вы укажете на роскошь выбора, а это единственное, чего у нас нет, если мы признаем, что корона передается по рождению». Но главное, наконец, и это довольно грустный и страшный момент, младшее «я» говорит, что какая бы личная, «настоящая» Елизавета ни существовала когда-либо, она уже давно исчезла, чтобы превратиться в королеву. «Эта система — ужасная вещь, которую навязывают людям. Это неестественно. Она несправедлива. Она недобрая, — признает младшее «я». — Но вы, похоже, процветаете в ней. И что еще более важно, кажется, и она процветает под вашим руководством».

Читайте также

Королева ушла. Лондонский мост опущен

Елизавета II — монарх Великобритании на протяжении 70 лет и, возможно, самая уважаемая фигура в мире — умерла в королевской резиденции в Шотландии. Ей было 96 лет

Если зрителю показалось мало этих разговоров с самой собой, то под самый занавес спутник и любовь всей жизни Элизабет герцог Эдинбургский Филипп (его играет Джонатан Прайс, поразительно похожий на нынешнего папу Франциска) говорит ей, что те, кто придет после, «даже отдаленно не готовы взять власть в свои руки» и короне как институту пришел конец. Их это, однако, уже не коснется, говорит он, стуча палкой в каменный пол часовни, под которым они будут лежать.

Воля ваша, но этот противоречивый финал напоминает напоследок те лучшие моменты этого большого кино, в котором нет готовых ответов, а есть роскошь сомнений и поиска.

***

«Корону» посмотрели 73 миллиона домохозяйств.

После смерти Елизаветы количество зрителей выросло в Великобритании на 800%, в мире — в 4 раза. Сериал выиграл 11 премий «Эмми» в 2021 году, две «Эмми» в 2020-м, пять в 2018-м и три в 2017 году.

Предполагается, что это будет последний сезон «Короны», многие критики призывают сценариста и автора идеи Питера Моргана не изменить своего решения. «Оставим все как есть… пожалуйста? Вы уже достаточно порадовали нас», — просит The Evening Standart. И очень многие с этим согласны.

Читайте также

Башмаки на вырост

В Великобритании коронован король Карл III. Тысячелетний ритуал был обновлен с учетом эпохи

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow