ИнтервьюОбщество

«Без мира вырастет поколение, жаждущее мести»

Война «Железных мечей» глазами израильского араба

«Без мира вырастет поколение, жаждущее мести»

Израильские войска во время наземной операции в Секторе Газа. Фото: AP / ТАСС

Новости о войне в Израиле, которые транслируются в мир, это лишь верхушка айсберга. Невероятное горе людей, потерявших близких, и депрессия в обществе, миллиардные финансовые затраты на нужды фронта, неизбежный рост цен, социальные и экономические проблемы. А над всем этим истоки арабо-израильского конфликта — национальный вопрос. Две доминирующие общины Израиля, еврейская и арабская, на одном конце страны воюют, а на другом — живут бок о бок, ведут вместе бизнес, ходят в одни магазины, больницы, университеты и ждут окончания кровавой бойни.

Один из лидеров арабской общины в Хайфе, общественный деятель, директор центра защиты прав арабских граждан в Израиле «Моссава» Джафар Фарах рассказал нашему корреспонденту, как закончится война «Железных мечей» и чем жертвуют в ней арабы и евреи.

Джафар Фарах

Джафар Фарах

— Как восприняла арабская община события 7 октября? Расскажите о ваших ощущениях, когда вы узнали о том, что случилось на юге Израиля.

— Я видел, что происходит в интернет-чатах, начиная с семи утра. Не мог поверить своим глазам. Я сразу созвонился со своими еврейскими и арабскими друзьями в Негеве, и они подтвердили, что ситуация сложная и им нужна помощь. Кого-то похитили. Кто-то спасал жизни. Мне уже в первые часы стало ясно, что это результат провальной политики всех израильских правительств. Два миллиона беженцев невозможно закрыть в лагерях в Газе. И все концепции «Газа утонет в море» или «Мы построим заборы вокруг Газы» рухнули. Израиль — часть Ближнего Востока, и нам необходимо построить хорошие отношения с нашими соседями.

— Как израильские арабы восприняли начало боевых действия ЦАХАЛ в Газе? Что вы думаете о развитии военной операции?

— Крах ЦАХАЛ вокруг Газы никого не должен удивлять. Вход ЦАХАЛ в Газу и разрушения, которые там происходят, тоже не помогут. В конце концов, люди живут там годами, и у них есть права. Нанесение вреда и еврейским, и палестинским гражданам — это ошибка. Нанесение вреда гражданскому населению порождает атмосферу мести с обеих сторон. Жертвами являются дети, убитые на юге, убитые в Негеве, и дети, убитые в Газе. Без мира вырастет поколение, жаждущее мести. Более 1400 [погибших] евреев и 20 000 [погибших] палестинцев — это тяжелая и ненужная цена. Нам необходимо прекращение огня и мирное решение. Отделение или оккупация не являются решением.

— Как относятся израильские арабы к формированию отрядов обороны и раздаче оружия израильскому населению?

— Это провал правительства. Правительство, которое не смогло защитить жизни граждан, дает им оружие, чтобы они сами себя защищали.

Во всем мире лицензии на оружие выдают после тренировок и в соответствии с законом. Мы уже видели цену, которую заплатили мирные жители за распространение оружия. Опасно то, что оружие раздают людям, не имеющим подготовки. Женщины, арабы, русские, эфиопы и жители Востока заплатят высокую цену за эту ошибку. В США раздают оружие, и каждый год в какую-нибудь школу приходит сумасшедший и расстреливает детей. Такое может случиться и в Израиле.

Похороны 20-летнего сержанта Армии обороны Израиля Лави Липшица, погибшего во время наземной операции в секторе Газа. Фото: Ilia Yefimovich / dpa / picture-alliance

Похороны 20-летнего сержанта Армии обороны Израиля Лави Липшица, погибшего во время наземной операции в секторе Газа. Фото: Ilia Yefimovich / dpa / picture-alliance

— Известно, что война расколола общество, усилив негативное отношение евреев к арабам. Как это отразилось на простых людях? Обострились ли отношения в быту, на рабочих местах?

— Еврейская общественность в замешательстве, у нее нет руководства, которое могло бы о ней позаботиться. Правительство, отказавшееся от Негева, также отказывается от Галилеи, Хайфы и Тель-Авива. Правительство, которое занято религиозными поселенцами, выделяет им бюджет и заботится о них. Все остальные граждане тут ни при чем. Запутавшееся правительство, которое служит поселенцам, не служит большинству людей.

Некоторые сторонники правительства пытаются настроить людей против арабской общественности, но это не поможет.

Мы [арабы] — это четверть рабочей силы страны, пятая часть студентов и почти 30 процентов медицинского персонала.

Те, кто занимается подстрекательством и сидит в поселениях, доят деньги большинства работающих граждан. Если ультраправые религиозные организации поселенцев, такие как «Гораним-ха-Тора», не спровоцируют невинных граждан, большинство евреев и арабов продолжат работать и учиться вместе. Расистское подстрекательство против арабов не привело к насилию, как того хотел министр нацбезопасности Израиля Бен-Гвир в первую неделю войны.

Читайте также

Здравствуй, оружие?

Тысячи граждан вступают в отряды теробороны Израиля: пенсионеры, отставные военные, бывшие резервисты, полицейские. Кто их готовит и вооружает?

— Жертвами террора 7 октября стали не только евреи, но и арабы, и бедуины. Расскажите об этих людях.

— В первую неделю войны в Негеве были убиты 20 арабских мирных жителей, в том числе дети, женщины и медицинский персонал. Шестерых похитили, двое уже возвращены. Арабские граждане в Негеве спасали не только себя, но и евреев.

Половина арабов-бедуинов Негева живут в непризнанных деревнях и не имеют крыши над головой и подъездных дорог. Даже после двух месяцев войны в непризнанных бедуинских деревнях нет бомбоубежищ, и людей из пустыни никто не эвакуировал, хотя ракетные обстрелы там продолжаются практически ежедневно.

Следует помнить, что у большинства жителей Негева есть родственники в Газе. Племена Негева родственны племенам Газы, Иордании и района Хеврона. Израильские СМИ не говорят того, что думают люди.

Каждый день они слышат о том, что их родственников убивают в секторе Газа, и ничем не могут помочь. Они испытывают беспомощность и горе.

— Что представляет собой современное арабское общество Израиля? Расскажите о правовых, экономических и культурных аспектах.

— Арабская община в Израиле — это многообразное общество.

  • 60% живут в Галилее и в центре страны.
  • 10% — в городах смешанного арабо-еврейского проживания, таких как Хайфа и Яффо.
  • 20% живут в пустыне Негев.

За последние два десятилетия в общине сформировался экономический средний класс. 17% студентов израильских университетов — арабы, а еще 20 тысяч учатся за границей, включая Россию.

Общество религиозно разнообразное:

  • 80% — мусульмане,
  • 10% — христиане,
  • около 10% — друзы.

Самый крупный арабский город — Назарет.

Большая часть арабского общества — верующие. Но в политическом отношении оно многообразное: крупнейшая партия «Хадаш» — еврейско-арабская, светская, левая партия; партия «Балад» — светская центристская партия; исламские движения сочетают политику и религию как христианские партии в Европе.

— Какие взаимоотношения существуют у арабов Израиля и Газы?

— Мы такие же люди. У многих граждан есть родственники в Газе. 70% живущих в Газе — это беженцы, приехавшие в Газу из Яффо, Лода, Рамаллы и Негева. Подумайте о евреях в Москве и евреях в Израиле. Что чувствует еврей в Москве, если видит, как его родственников убивают в Израиле?

— Расскажите о себе, своей семье.

— Я родился в Хайфе, в районе Вади-Ниснас. Изучал социологию и педагогику. Был председателем Ассоциации арабских студентов. Работал журналистом в еврейских и арабских СМИ, создал телевизионную станцию. Моя жена работает медсестрой. У нас трое детей: один фармацевт, второй социальный работник, а третий занимается финансовым консалтингом. Мы активно занимаемся правами человека в целом и правами арабских граждан в частности, а также содействием миру и равенству.

Доставка раненых в больницу в секторе Газа. Фото: Юсеф Мухаммед / ТАСС

Доставка раненых в больницу в секторе Газа. Фото: Юсеф Мухаммед / ТАСС

— На ваш взгляд, есть ли решение арабо-израильского конфликта? В чем суть концепции двух государств для двух народов? Почему Запад активно продвигает эту концепцию? Как к ней относятся в Израиле, в Палестине, в Газе?

— Наверняка есть решение. Конфликт между Россией и Украиной также, в конце концов, найдет решение. Вопрос в том, сколько людей заплатят за это и сколько времени это займет. Два народа могут жить между морем и Иорданией в рамках двух отдельных политических образований и открытой экономики. Обе нации могут реализовать самоопределение после переговоров и без кровопролития.

С палестинской стороны нам нужен союз политических сил, а с израильской — нам нужно руководство, которое решит жить на Ближнем Востоке с арабскими соседями. У евреев не будет соседей шведов или французов. Соседи евреев — палестинцы,

и нам нужно говорить с ними и найти решение, которое положит конец трагедии обеих сторон.

— Чем закончится нынешняя война? Каким будет общество, экономика и взаимоотношения между людьми?

— По моим оценкам, к середине января Израиль захватит большую часть территории сектора Газа, а затем ему придется решить, что ему делать с двумя миллионами человек, у которых нет еды, воды и электричества. Если Израиль решит остаться в секторе, ему придется предоставить им еду, воду и электричество, а также образование и жилье. Пребывание в секторе приведет к многочисленным жертвам Израиля. Сейчас мы каждый день видим потери в армии. Война с ХАМАСом закончится только миром. Международное сообщество попытается привлечь военных из Египта и, возможно, Саудовской Аравии для контроля над сектором Газа, но это будет непросто. Ситуация на Западном Берегу тоже не очень хорошая.

В наступающем году Израиль пойдет на выборы. Нетаньяху, Бен-Гвир и Смотрич (министр финансов) заплатят за это свою цену. Нам нужно выбрать ответственное руководство, которое в свою очередь выберет совместную жизнь, а не новую войну. Уже сейчас ясно, что «Ликуд» (правящая партия под руководством НетаньяхуРед.) понимает, что разочаровал народ и не защитил его. Если в наступающем году ничего особенного не произойдет, появится другое правительство, которому придется пойти на мирное решение с палестинцами. Мир, а не конфронтация, заборы и аресты.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow