В Октябрьском районном суде Кирова завершается рассмотрение уголовного дела в отношении экс-губернатора Никиты Белых. 4 декабря в ходе прений прокурор запросил для него 12 лет лишения свободы с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Белых обвиняют в том, что он, будучи главой региона, якобы необоснованно выделил 448 миллионов рублей Кировской региональной ипотечной корпорации (АО «КРИК») — созданному правительством области оператору федеральных программ в области ипотечного кредитования. По версии следствия, деньги были потрачены «КРИКом» на некие текущие и непрофильные нужды. Правда, при ближайшем рассмотрении кажется, что нужды эти были вполне профильными для ипотечной корпорации. Так, на выделенные деньги было приобретено 400 квартир, которые впоследствии распределялись между льготниками, в том числе сдавались на условиях льготной аренды.
Купленные организацией квартиры, ставшие ее собственностью, по версии следствия, «не могли составлять специализированный жилищный фонд и не являлись служебными жилыми помещениями».
Правда, не все участники процесса, несмотря на явно уязвимое положение Белых, который находится в местах лишения свободы с 2016 года, согласились с позицией обвинения. Выступивший в качестве свидетеля в суде директор строительной компании «Академия М2» Павел Смертин в ходе допроса заявил:
«Это был действительно специализированный фонд, так как он не передавался в собственность работников, и «КРИК» оставался, чтобы владеть этими квартирами. До этого прецедентов создания жилищного фонда для работников бюджетной сферы [в Кировской области] не было. Может, были в районах, но из крупных — для работников горадминистрации. А именно для социальной сферы — не существовало».
Самого Белых Смертин назвал лучшим из руководителей региона, с кем ему приходилось работать.
Второй пункт обвинения связан с ипотечным договором, заключенным между Корпорацией развития Кировской области и предприятием «Уралхим», занимающимся производством удобрений для сельского хозяйства. Предприятию было передано 60 квартир для заселения сотрудников,
однако в этом случае Следственный комитет посчитал, что квартиры как раз таки относятся к специализированному жилому фонду и потому не могут быть отчуждены из собственности «КРИКа», быть сданы в аренду и найм.
Интересный факт: квартиры, которые якобы никак нельзя было отчуждать из собственности корпорации, все-таки были проданы. Произошло это в 2018 году, когда Никита Белых уже находился в местах лишения свободы. Директор ипотечной корпорации Вадим Перминов, который, по версии следствия, действовал по указанию Белых, свою вину признал, дал нужные силовикам показания и получил два года лишения свободы условно.
Белых же запрашивают 12 лет. Вину он не признает, заявляя, что все его действия были законными. Впрочем, и любое признание вины здесь бы едва ли сработало.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Уголовное дело «КРИКа» появилось в июле 2021 года — ровно в тот момент, когда у экс-губернатора появился шанс выйти по УДО: с 1 февраля 2018 года он отбывал наказание за взятку в размере 400 тысяч евро, якобы полученных им «за покровительство» от предпринимателей Альберта Ларицкого и Юрия Зюдхаймера в 2016 году. Сам Белых тогда вину отрицал, отмечая, что денег не брал, и настаивая, что предприниматели подверглись давлению силовиков: на Альберта Ларицкого, например, к тому моменту было возбуждено уголовное дело о мошенничестве в особо крупном размере, связанном с хищением $10 млн, но несмотря на то что санкция статьи предусматривает до 10 лет лишения свободы, Ларицкому после дачи показаний на Белых назначили всего 3 года колонии.
Уже после первого уголовного дела политологи отмечали, что Белых был и желанной, и легкой мишенью для силовиков, ведь он был губернатором, пришедшим на свой пост из несистемной оппозиции — движения «Солидарность» (куда входили, например, Илья Яшин* и Борис Немцов). Но ключевым эпизодом в его карьере, судя по всему, стало другое:
Белых не просто не стал свидетельствовать против Алексея Навального, когда того судили по самому первому уголовному делу — делу «Кировлеса», но и дал на суде показания в его пользу, заявив, что никакие действия Навального, занимавшего тогда пост советника губернатора, не нанесли ущерба бюджету региона.
С политической точки зрения, вероятно, на преследование Белых повлияла и работа в его команде Марии Гайдар, которая впоследствии, после Майдана, переехала работать в Украину, став сначала советником губернатора Одесской области в 2015–2016 годах Михаила Саакашвили, а затем и президента Украины Петра Порошенко.
При этом с чисто управленческой точки зрения Белых был вполне успешным губернатором. При нем в области активно ремонтировали дороги, возводили социальные объекты, в Кирове был построен первый (и до сих пор единственный) перинатальный центр, где выхаживают даже тяжелобольных детей. А главное — Белых предложил жителям региона взять ответственность за развитие своих населенных пунктов в собственные руки, введя в области программу поддержки местных инициатив. Суть проекта такова: граждане на сходе определяют, какую проблему своего населенного пункта они хотят решить, затем составляют смету. Не менее 5% от стоимости проекта они оплачивают самостоятельно, остальные средства выделяет региональный бюджет. Замысел региональных властей был прост: если граждане сами задумали что-то сделать и вложили свои деньги в строительство, например, детской площадки, то и относиться к ней они будут бережней, чем к построенной целиком за бюджетный счет.
Рейтинг Белых в регионе во время губернаторства был очень высоким. Несмотря на то что он отказался вступать в «Единую Россию», на выборах 2014 года (при выдвижении на второй срок) его поддержало 69,98% избирателей.
После ухода Белых с поста губернатора программа поддержки местных инициатив видоизменилась: финансовой поддержки проектов от жителей никто больше не требует, но и затратные предложения вроде обустройства централизованного отопления в ее рамках больше не реализуются. Максимум, что может получить населенный пункт, — 1,5 млн рублей.
Сменивший Белых на посту губернатора Игорь Васильев в Кирове, по информации корреспондента «Новой», старался не жить, рычаги управления передал председателю правительства области, а по окончании срока полномочий объявил о переходе «на федеральную работу» — в Росреестр. Оценивать работу Александра Соколова, вступившего в должность в мае 2022 года, пока рано.
* Признан Минюстом «иностранным агентом».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68