В преддверии выборов социальную сеть «ВКонтакте» заполнила реклама, посвященная президенту России Владимиру Путину и специальной военной операции. Распространяет ее некий благотворительный фонд, который якобы «поддерживает социально значимые проекты и мероприятия по всем регионам России». За ним могут стоять структуры друга президента Юрия Ковальчука.
Как только пользователь входит в аккаунт и открывает ленту новостей, баннеры и изображения Путина со ссылками на различные сайты могут занимать буквально весь «первый экран» — блок, который видно сразу, как только открываешь сайт. Заголовки вроде
- «Путин за мирный подход»,
- «Россияне уважают Путина за исполнение взятых обязательств»,
- «Путин четко настроен сделать из россиян здоровую нацию»
чередуются с
- «ВСУ ничего не добились»,
- «Почему наши враги на СВО — прямые наследники Третьего рейха»
- «Всемирный опрос заключил: армия РФ — первая по силе в мире».
Ссылки из этой рекламы ведут на различные пропагандистские ресурсы.
Мы наблюдали за ней месяц, не будучи активными пользователями «ВКонтакте». И нашли не менее 50 баннеров с рекламой Путина и СВО. Для их созерцания не требуется быть подписанным на какие-либо паблики, конструкции встроены в ленту пользователя помимо его желания.
Но таргетирование все же наблюдается. Например, молодым мужчинам чаще сулят бесплатное протезирование после боевых травм. А женщинам за 30 предлагают контент вроде такого: «Благослови его дела»
(это заголовок к ссылке, которая ведет на заметку госагентства РИА «Новости» о передаче президентом иконы в дар Дивеевскому монастырю). Каждое такое сообщение снабжено пометкой «Реклама» и возрастной маркировкой (18+).
Каков охват этой рекламы, можно прикинуть, если учесть, что, согласно постановлению федерального правительства, приложение «ВКонтакте» должно быть предустановлено на все продаваемые в России устройства на базе iOS и Android. В год в России продается около 30 млн смартфонов. В 2023 году российская аудитория «ВКонтакте» составила 89 млн активных пользователей в месяц. Каждый день сеть, которой управляет внук Михаила Ковальчука Степан, посещают более 54 млн человек.
Так что же рекламируют? В лидерах рейтинга упомянутое
- РИА «Новости»,
- ТАСС,
- «Россия 24»,
- «Российская газета»,
- «Федерал Пресс»,
- «Московский комсомолец»,
- «Взгляд»,
- «Военное обозрение»,
- «Ведомости»,
- News.RU
и менее популярные
- EADaily,
- РАПСИ,
- RuPosters,
- сайт телеканала «Большая Азия»,
- белорусская «Белта».
При этом ни один из них не числится в рекламодателях.
Некие доброжелатели (кто они, расскажем чуть ниже) за свой счет прибавляют трафик этим и другим, близким по духу ресурсам.
Тимуровцы подходят к делу творчески: не сразу и догадаешься, что за броским заголовком «Путин гарантирует» скрывается текст о проекте бюджета. «Старт конкурса от Путина» — анонс объявленной призовой игры для российских семей. «Путин обрисовал образ будущего миропорядка — все четко» — пацанский заголовок заманивает на пропагандистский «Взгляд», вещающий о «шести принципах миропорядка». И еще один «четкий» кликбейт: «Путин четко настроен сделать из россиян здоровую нацию». А вот старый прием, интегрированный в новый проект: «Профессор из Чикаго» (привет восхищенным болгарам) хвалит Путина в «Российской газете» — а реклама зазывает туда юзеров соцсети.
Тема СВО в приоритете. Вот, например,
- рекламный блок «Артисты-герои», за ним — переход на сайт News.RU («Составлен список артистов, которые сражаются в зоне СВО»),
- «Разгром элиты ВСУ» — текст EADaily по ссылке уверяет в «колоссальных потерях в живой силе противника».
- «Противник на пределе» — сообщение «РГ», что контрнаступление уничтожит резервы украинской армии.
Скриншот ленты VK с манипулятивными рекламными объявлениями
Скриншот ленты VK с манипулятивными рекламными объявлениями
- «Пентагон встревожен» — за интригующим словосочетанием — текст «МК» о российских ракетах.
- «Люди хотят победы России» — уверяет заголовок, клик на который ведет на сайт «Россия 24», где рассказывают о вязальщицах маскировочных сетей.
- «Даже миллионеры идут» — уверяет реклама, а за ней прячется контент того же источника — о состоятельном добровольце.
- «Результата ноль» — за этой фразой текст с сайта RuPosters о том, как пранкеры позвонили итальянскому премьеру и поговорили о ВСУ.
- «Запад доигрался», — сообщает баннер, предлагающий прочесть тест о «Кинжалах».
- А вот и белорусский вариант. Заголовок «Их идеология ненависть» ведет на разговор с уехавшей из Украины ведущей канала NewsOne Дианой Панченко на сайте «Белта».
Такой кликбейт недалеко ушел от всплывающей на некачественных сайтах контекстной рекламы с заголовками в духе: «Вы не поверите, когда сделаете это» или «Россия обомлела: Самарскую область атаковали черви-убийцы». Однако за не самыми оригинальными формулировками стоит отбор контента и осведомленность об актуальной продукции пропаганды (ссылки редко бывают просроченными, как правило, под ними — свежие тексты). Авторы, что называется, в материале. Ну или получают техзадание с указанием текстов, пригодных для популяризации.
Вообще-то политическая реклама во «ВКонтакте» запрещена — за исключением предвыборной агитации. Вот цитата из правил размещения рекламы в соцсети:
«ВКонтакте» не допускается реклама, содержащая призывы политического и (или) агитационного характера, сравнение политических идей и движений, символик политических идей и движений, описание политической деятельности (например, реклама сайтов депутатов, политических деятелей, чиновников, митингов, демонстраций, шествий, пикетирований и т.п.)».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Но формально перечисленные объявления являются всего лишь популяризацией контента общественно-политических изданий на определенные темы. Что позволяет легко обойти запрет.
Но фактически это пиар-кампания президента. Ее стоимость может достигать десятков миллионов рублей. Кто плательщик?
Фото: Артем Геодакян / ТАСС
Актуальные требования к рекламным объявлениям на виртуальных платформах заставляют указывать ИНН и наименование рекламодателя. Во всех перечисленных случаях это одно и то же юрлицо — неизвестный широкой публике фонд, состоящий из двух человек и сайта, который не обновлялся с 2020 года. Называется контора «Благотворительный фонд «Продвижение социальных проектов».
Как указано на сайте, он организует проведение спортивных мероприятий и игр, фестивалей, конференций, выставок, конкурсов, семинаров, симпозиумов и встреч, но найти информацию о каком-либо мероприятии, организованном этим благотворительным фондом, не удалось. Как и сведения о «деятельности по защите и улучшению положения социальных групп населения».
Фонд зарегистрирован в Москве в 2019 году. У него два учредителя:
- Татьяна Ершкова,
- Михаил Горностаев.
Ершкова — уроженка Ижевска, бывший менеджер музыкального лейбла Тимати «Блэк стар». До того как занять пост президента фонда, девушка организовывала концерты певца Егора Крида и занималась билетами на выступления музыкальных исполнителей в компании tiwo.ru, также основанной рэпером Тимати и его партнерами, и работала менеджером проектов в компании-разработчике софта для продажи билетов «Билетная платформа». В начале 2023 года эту компанию приобрела Mail.ru Group, которой принадлежит «ВКонтакте», для развития музыкальных сервисов и продажи билетов внутри самой соцсети.
Горностаев, как следует из открытых источников, психолог, а также работал аналитиком в компании Sape — cистеме продвижения сайтов. В этой же компании до учреждения фонда работала и Ершкова. В одном из отчетов для Минюста фонд кроме учредителей указывал двух членов попечительского совета: Дарью Завьялову и Ирину Туман. Последняя, так же как и президент благотворительного фонда, работала в компании tiwo.ru и «Билетной платформе».
Всех четверых объединяет то, что и учредители, и попечители фонда работали либо продолжают работать в компании «Амбердата», управляющей одноименной платформой по сбору и управлению данными пользователей интернета.
«Амбердатой» владеет «Национальная Медиа Группа», которая, как считается, контролируется другом президента Владимира Путина Юрием Ковальчуком; председатель совета директоров группы — Алина Кабаева.
В конце октября «Амбердата» получила контракт от Главного радиочастотного центра, входящего в структуру Роскомнадзора, на доработку системы мониторинга СМИ, которая с помощью нейросетей должна искать в текстах запрещенную властями информацию, в том числе, согласно техническому заданию, и контент об СВО.
Второй долей в этой компании с 2019 года владеет предприятие «Т-Венчур» Константина Леоновича — специалиста области интернет-рекламы. За два года до этого сообщалось, что НМГ назначила его на должность генерального директора «Амбердаты», но записи об этом в реестре юрлиц найти не удалось. В компаниях Леоновича, согласно данным налоговой службы, получали доход учредитель фонда «Продвижение социальных проектов» Горностаев и член попечительского совета Туман.
В своих отчетах Минюсту благотворительный фонд указывал, что получал исключительно «целевые поступления от российских коммерческих организаций».
Согласно бухгалтерской отчетности, с 2019 по 2022 год в фонд поступило почти 1,3 млрд руб. Какие именно компании пожертвовали эти деньги, не сообщается. Трудно предположить, что доноры не осведомлены о характере этого «вредного производства» (как еще назвать ежедневную работу с пропагандой?), ведь больше ничего, судя по открытым данным, фонд не делает.
За это же время выросли и управленческие расходы с 1,2 млн руб. до почти 4 млн руб.
Судя по отсутствию признаков какой-либо деятельности фонда, кроме продвижения пропаганды в сетях, можно прикинуть, какой объем средств приходится на то, чтобы сведения о «встревоженном Пентагоне» или целеустремленности президента дошли на экран каждого смартфона. Даже если его пользователь заходит в соцсеть исключительно для поиска рецептов пирогов или картинок с котиками.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68