Во втором туре выборов президента Аргентины победил либертарианец Хавьер Милей. Он стал первым в мире президентом либертарианских взглядов. Ранее Милей прославился громкими заявлениями о легализации продажи органов человека, уничтожении Центрального банка и долларизации экономики.
Несмотря на такие неоднозначные заявления, за него проголосовало рекордное количество людей — 55,69%, или почти 14,5 млн избирателей. Своего оппонента — министра экономики и труда Серхио Масса — Милей обошел почти на 3 млн проголосовавших. Милей триумфально победил в 21 из 24 округов, оставив своему визави оставшиеся 3.
«Либертарианский лев», как его называют сторонники, успел собрать удары со всех сторон. В западных мейнстримных СМИ его называют «крайне правым» политиком, который придет то ли к импичменту, то ли к военному перевороту. Для либеральных же СМИ он сразу стал «мини-Трампом».
Аргентинский политик напоминает им экс-президента Бразилии Жаира Болсонару: он также выступает против абортов, симпатизирует Трампу и критикует левых политиков.
Экс-президенту Бразилии Жаиру Болсонару запретили участвовать в выборах до 2030 года. Фото: AP / TASS
Современная поляризация внутри международных СМИ требует разделения всех политиков на левых и правых, на тех, кто ближе к Трампу и Болсонару, и тех, кто ближе к президенту Колумбии Густаво Петро и президенту Чили Габриэлю Боричу. Чтобы выйти из этой парадигмы сравнения, достаточно сравнить позицию Болсонару и Милея по отношению к гомосексуализму. Болсонару заявляет, что он не против таких людей, но, увидев на улице двух целующихся мужчин, будет готов применить силу. Милей высказался иначе и заявил, что это их право, которое не касается его ровно до тех пор, пока государство не захочет заставить политика оплачивать их счета.
Стоит отметить, что политики прошли совершенно разную жизненную школу. Болсонару — профессиональный военный с 27-летним опытом работы в Конгрессе. Хавьер — новичок в политике, попавший в парламент лишь в 2021 году.
Российские медиа ограничились скепсисом по отношению к фигуре нового президента и его возможностям реализовать свои обещания. Одним из популярных нарративов стало обвинение в стремлении продать страну США и глобальному Западу.
Откуда взялся «либертарианский лев»
Хавьер Милей — первый в мире руководитель страны, который заявляет о ненависти к государственности. Либертарианство — политическая идеология, которую исповедует Милей, — сводится к максимальной свободе личности. Государство же рассматривается как враждебное образование, мешающее реализовать максимум человеческой свободы. Внутри этой концепции есть несколько школ, две из которых наиболее популярны: анархо-капиталисты и минархисты. Первые верят в возможность полного отказа от государства, вторые считают это невозможным и выступают за минимизацию влияния государства в жизни человека. Законы рынка и экономики противопоставляются стремлению государства контролировать жизнь людей и сохранять за собой монополию на насилие.
Хавьер Милей. Фото: AP / TASS
Придя в политику в 2021 году, Милей вместе со своим будущим вице-президентом Викторией Вилларруэль был избран в Палату депутатов. От его коалиции «Свобода Наступает» 5 кандидатов прошли в Законодательное собрание города Буэнос-Айрес, положив начало массовому либертарианскому движению в Аргентине.
Стиль «политика с бакенбардами» кардинально отличал его от политических конкурентов. Зрелище и вправду любопытное — профессор, преподаватель экономики, который всей душой ненавидит государство и выступает с лозунгом: «Все, что может быть в руках частного сектора, будет в руках частного сектора».
И хотя у Милея не было сильных организационных структур в регионах, он обладал харизмой и стремлением донести идеи до избирателей — так, например, его главным слоганом стала кричалка «Свобода, черт побери!».
Став завсегдатаем бесчисленных политических шоу, будущий президент выступал на повышенных тонах и даже переходил на личности, ругая сторонников левых взглядов. Самым популярным изображением Хавьера стало фото, на котором он во время агитационного митинга наперевес с бензопилой предлагает уничтожить Центральный банк. Такой скандальный образ не отпугнул избирателя, а лишь помог Милею выделиться на фоне оставшихся оппонентов. На протяжении всей кампании его рейтинги росли — во время президентских праймериз Милей занял первое место почти с 30% голосов. В первом же туре выборов кандидат получил второе место примерно с такими же показателями.
В сегодняшней Аргентине можно выделить две крупные политические силы: киршнеристы в лице партии «Союз ради родины» и «Вместе за перемены». Первые представляют собой левое понимание перонизма — господствующего уже более 70 лет политического наследия Хуана Перона. Оно оформилось в начале 2000-х при поддержке левого президента Нестора Киршнера. Сложнее с «Коалицией ради перемен»: ее сторонников принято относить к правым либералам, но скорее это сборная солянка из антикиршнеристов. Соперничая друг с другом на протяжении последних лет, они не так и не добились значительных успехов в экономике.
На протяжении последних лет никто из действующих политиков не мог предложить эффективного решения по спасению страны от экономического кризиса и инфляции, достигшей 140%. Хавьер винил в этом оппонентов, которые, по его мнению, были удовлетворены статусом-кво.
Перонизм — политическая идеология, зародившаяся в Аргентине благодаря дважды президенту Хуану Перону (1946–1955, 1973–1974). Специалисты выделяют три ключевых пункта этой идеологии:
- сильное государство, которое выступает модератором общественных конфликтов;
- харизматичный лидер и прямой диалог с населением;
- национальная идея.
Иногда эксперты добавляют идею экономической независимости и суверенитет от других стран. Существуют разные интерпретации перонизма. Исторические истоки идеологии можно найти в программном документе «Двадцать перонистских истин» и Конституционной реформе 1949 года.
При киршнеристах Несторе и Кристине Киршнер, бывших во главе государства с 2003 по 2015 год, экономика Аргентины достигла инфляции в 40%. Следующая попытка исправить ситуацию была предпринята Маурисио Макри, чьи взгляды можно охарактеризовать как правоцентристские. Однако Макри не сумел воплотить системные реформы в жизнь, и к власти снова пришли киршнеристы. Ситуация в экономике продолжала ухудшаться.
Именно в этот период на политическом поле Аргентины возник Хавьер Милей, который выступил с решением.
Тут важно отметить, что существует несколько ключевых правил, которые обязан соблюдать политик, чтобы одержать победу на выборах:
- необходимо отстраивать свой образ от оппонентов, максимально отличаться от других;
- необходимо задавать повестку обсуждения в медиа, а не подстраиваться под нее;
- необходимо соблюдать баланс между личными ценностями и политической программой, не просто выступать за все хорошее и против всего плохого, а предлагать идеи, в которые политик верит.
Хавьер соответствовал всем трем правилам и успешно вел предвыборную кампанию. Из малоизвестного экономиста он превратился в популярного в национальных масштабах политика, собирающего целые стадионы сторонников.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Своих оппонентов Хавьер называет «кастой», держащей власть и не планирующей ею делиться. Его политическое предложение для избирателей можно условно свести к известному: «Перемен требуют наши сердца». Возможно, именно идея радикального обновления и стала формулой успеха для Милея.
Примечательно, что либертарианец победил в Буэнос-Айресе, который на прошлых выборах проголосовал за выбывшую в первом раунде Патрисию Буллрич. Масса тогда взял второе место и 32%, Милей — третье место и почти 20%. Да и разница в провинции Буэнос-Айрес во втором туре между Массой и Милеем составила всего 1,5% в пользу первого.
Либертарианский эксперимент в отдельно взятой стране
Одержав победу на выборах, Хавьер успел едва ли не провозгласить начало новой политической эры. В ближайшее время он планирует посетить своих будущих союзников — Израиль и США, выстраивание экономических отношений с которыми было одним из его политических обещаний. При этом политик неоднократно заявлял, что не планирует выстраивать дружеские отношения со странами, которые он подозревает в «симпатиях к коммунизму», — к ним он, вероятно, относит Китай и Бразилию. Также Милей уже успел выступить с осуждением режима Мадуро в Венесуэле.
Выборы в Аргентине. Фото: AP / TASS
В одном из интервью он обозначил свою внешнюю политику как работу со странами, которые чтят и уважают свободу. Тогда же Милей прямо говорил, что не видит Аргентину в составе БРИКС и допустил возможный выход страны из Mercosur — общего рынка стран Южной Америки. Помощница президента Диана Мондино также сообщала, что страна не будет подавать заявку в БРИКС, если не увидит для себя выгодных предложений. Впрочем, возможно, что политик оставляет для себя поле для маневра и не собирается сжигать мосты. Так, он заявил, что не будет запрещать торговлю и частные отношения бизнеса Аргентины с другими странами, ведь это не должно касаться государства.
Гораздо сложнее Милею придется во внутренней политике. Будучи сторонником минимального государства, он возглавит новый экономический эксперимент в Аргентине.
Впереди страну могут ожидать сложные реформы: отмена Центрального банка, долларизация экономики, возможный плебисцит о запрете абортов.
В новом правительстве Милея будет всего 8 министерств, а не 18, как в предыдущие годы. Политик обещал не останавливаться на этом и сократить государственные расходы на 15%.
Следующим шагом станет приватизация государственных СМИ. Крупнейшее новостное агентство Telam, радиостанция Radio Nacional и телеканал TV Pública, который Милей называл рупором правительственной пропаганды, будут проданы. В планы по приватизации входит также продажа авиаперевозчика Aerolineas Argentinas и национализированной нефтегазовой компании YPF, акции которой взлетели на 40% после объявления о скорой приватизации. Впрочем, перед сделкой планируется оптимизировать работу YPF и провести энергетическую реформу, а лишь затем продать компанию как можно дороже.
В целом экономический план Милея выглядит как стремление отдать в частные руки как можно больше государственной собственности, чтобы покрыть внешний долг страны — $276 млрд.
При этом существует опасение, что первые проблемы могут начаться совсем скоро, когда начнется обсуждение будущих законопроектов в парламенте, поскольку у Милея нет большинства сторонников ни в Палате депутатов, ни в Сенате. Зато первое место по количеству парламентариев есть у коалиции «Союз ради родины», от которой выдвигался его оппонент по второму туру Серхио Масса.
Пока что наиболее реальным вариантом работы с законодательной властью остается сотрудничество со второй по размеру силой — «Вместе за перемены». Но и там не все готовы поддерживать эксцентричного президента.
При отсутствии поддержки в парламенте Милей планирует выставлять наиболее сложные и спорные вопросы на плебисциты, как сейчас делает соседка по континенту — Чили с проводимой конституционной реформой. Первые вопросы, которые теоретически могут задать аргентинцам, — экономические реформы, право на аборт и возможность продавать человеческие органы легально.
Несмотря на опасения экспертного сообщества и журналистов, рынки положительно отреагировали на избрание Милея. Положительную реакцию показали и избиратели, которые праздновали победу либертарианца всю ночь.
Поскольку на плечах Хавьера оказалась ответственность не только за судьбу Аргентины, но и за нового игрока на рынке идеологий — либертарианства, страну ждет крупнейший за последние годы экономический эксперимент, за которым миру предстоит наблюдать в ближайшие годы.
Телеграм-канал Павла Дубравского Campaign Insider
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68