СюжетыПолитика

«Я не знала, что в статуэтке взрывное устройство»

Суд по делу Дарьи Треповой, обвиняемой в совершении теракта, в результате которого погиб блогер Владлен Татарский, начался в Петербурге

«Я не знала, что в статуэтке взрывное устройство»

Дарья Трепова в «аквариуме» суда. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Обвинение Треповой* предъявлено по трем статьям Уголовного кодекса РФ: «Подделка документов», «Незаконные приобретение, хранение и ношение взрывных устройств», «Теракт». Максимальное наказание — пожизненное лишение свободы, однако, согласно ч. 2 ст. 57 УК РФ, в России женщин не могут осудить на срок более 30 лет. Вместе с Треповой на скамье подсудимых второй фигурант — Дмитрий Касинцев. В его квартире Дарья скрывалась после взрыва на Университетской набережной.

Громкое уголовное дело в отношении Треповой и Касинцева рассматривает коллегия судей Второго Западного военного окружного суда, специально прибывшая в Петербург из Москвы. Не самое удобное решение продиктовано тем, что подавляющее большинство потерпевших проживают в Северной столице. Несмотря на то, что допросы этих людей на первом судебном слушании не планировались, многие из них (около 30 человек) все равно пришли вчера в суд. Присутствовала здесь и вдова Владлена Татарского. Десять из 52 потерпевших еще на стадии судебного следствия предъявили к Треповой гражданские иски о компенсации вреда, запрашиваемые суммы пока не разглашаются.

Помимо пострадавших 15 ноября приехали в суд и сотни журналистов — как местных, так и федеральных СМИ. Под заседание отвели самый большой зал, вмещающий до 300 человек. На входе в здание усилили меры безопасности (тщательный досмотр, кинологи с собаками, автоматчики в коридорах). В итоге слушание задержалось почти на час, что для обычно пунктуальных военных судей — редкость.

Процесс начался с оглашения обвинительного заключения, которое зачитала гособвинитель.

— Теракт был организован для устрашения населения, одобряющего цели и задачи СВО, — уверенно начала прокурор.

— Для его осуществления на территории Украины была создана организованная группа, несогласная с СВО. Действовали «заговорщики» уже с 24 февраля — с первого дня спецоперации. Организаторы вовлекли в группу «противников СВО», включая Дарью Трепову. Преступление было тщательно спланировано, все участники знали о возможных последствиях, включая гибель людей. Для осуществления теракта была разработана легенда, согласно которой Дарья должна была представляться Анастасией — студенткой-скульптором, поддерживающей цели России в Украине. Треповой обеспечили изготовление поддельного водительского удостоверения, завели фейковую страницу в соцсетях, всем участникам вручили сим-карты и крипто-кошельки.

— Подготовка теракта шла как минимум с декабря 2022-го, — сообщила гособвинитель. — Девушка в это время посещала мероприятия с участием Максима Фомина (Владлена Татарского. Ред.) в Петербурге, Москве и Омске, покупала его книги.

Очередь у входа в суд. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Очередь у входа в суд. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Куратором Дарьи, по версии следствия, был журналист Роман Попков, проживающий в Украине (ему заочно предъявили обвинение в руководстве совершением теракта, в июне объявили в розыск). В деле также есть некое неустановленное лицо, из числа организаторов, скрывающееся под ником Гештальт.

— Статуэтку и подарочную упаковку соучастники приобрели в феврале-марте 2023 года. Сам «подарок» подготовили в Москве. С 8 по 31 марта девушка хранила самодельное взрывное устройство (СВУ) у себя дома в столице, — продолжила прокурор. — В марте она встретилась с Фоминым, когда тот выступал в Москве. Там же Трепова узнала о дате следующей встречи — 2 апреля в Петербурге. 30 марта Дарья получила поддельное водительское удостоверение, а 31-го привезла СВУ из Москвы в Петербург. До 2 апреля девушка хранила статуэтку в квартире на Васильевском острове.

По данным следствия,

  • 2 апреля, около 11 утра, Трепова активировала СВУ, переведя его в боевое положение.
  • В 17.17 Трепова приехала в кафе на Университетской набережной.
  • В 18.07, пользуясь «сложившимися доверительными отношениями» и «предвидя последствия», включая смерть людей, для формирования негативного отношения к СВО и разжигания недоверия к властям, девушка передала статуэтку Татарскому.
  • В 18.11 путем вызова с эстонского мобильного номера неизвестные привели СВУ в действие. Прогремел взрыв. В результате теракта погиб Фомин, угрозе гибели также были подвергнуты 85 участников мероприятия, из них 52 получили травмы. Собственнику помещения — ООО «Конкорд менеджмент и консалтинг» — причинен ущерб на 1 миллион 137 тысяч рублей.

В зале суда. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

В зале суда. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

После теракта, по версии следствия, Дарья должна была покинуть Россию: у нее имелся билет на рейс «Петербург — Бухара», вылетавший около 21 часа. Последние часы на свободе девушка перемещалась на такси, которые ей вызывал Гештальт, пока не приехала в Парголово к своему знакомому Дмитрию Касинцеву. Тот не просто укрывал Дарью, но и говорил разыскивавшим ее сотрудникам полиции, что девушки у него дома нет.

На этом свою речь прокурор закончила. Трепова, выслушав обвинение, заявила, что не признает себя виновной ни в незаконном ношении взрывчатых устройств, ни в террористическом акте, совершенном организованной группой и повлекшем умышленное причинение смерти.

— Я не знала, что в статуэтке взрывное устройство, я думала, что там только подслушивающее, — оправдывалась Дарья, признавая себя виновной лишь в подделке документов.

— Моя доверительница не признает себя виновной ни в терроризме, ни в переносе взрывчатых веществ, потому что она не знала, что несет, — озвучил в суде позицию защиты адвокат Треповой Даниил Берман.

Защита Треповой. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Защита Треповой. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Накануне первого заседания некоторые СМИ и телеграм-каналы сообщили о том, что Дарья «раскололась» во время исследования на полиграфе: якобы он показал, что обвиняемая знала о взрывном устройстве в статуэтке. Кроме того, указывалась сумма, якобы полученная «за убийство Татарского» от «украинских кураторов», — 195 тысяч рублей.

Адвокат Даниил Берман опроверг эти сведения.

— На стадии следствия никакая информация из дела не утекала. Странно, что подобный вброс произошел, когда дело было уже передано в суд, — заявил защитник Треповой.

Слушание дела продолжится 17 ноября.

Читайте также

«Мы — музыканты на "Титанике". Играем, чтобы не было так грустно»

Разговор с адвокатом Даниилом Берманом — сторонником консервативных взглядов и защитником политзаключенных

* Росфинмониторинг внес Дарью Трепову в перечень экстремистов и террористов.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow