«Яндекс Музыка» — это сервис для поиска и прослушивания музыки и подкастов с рекомендациями для каждого пользователя», — говорится в справочном материале сайта. «После оплаты подписки Музыкой можно пользоваться по всему миру», — обещается дальше. Какое простодушное напутствие! Это всего лишь формальность, образное выражение, — могут возразить сотрудники прогрессивной, но ставшей заложником государства компании. Пожмем плечами и от преамбулы перейдем к сути.
Сегодня на этом сервисе хранится более 60 миллионов композиций и 90 тысяч подкастов. Количество активных пользователей в месяц — около 15 млн, из них 3 млн — платные подписчики. К слову, у Spotify (шведский стриминговый сервис) число ежемесячных посещений переваливает сейчас за полмиллиарда.
На фоне февральских событий 2022 года часть иностранных правообладателей прекратили сотрудничество с «Яндекс Музыкой» — и в итоге слушатели лишились доступа к зарубежным новинкам, а сам сервис понес рекордные убытки. Но «нет пределов совершенству».
Количество удаленного контента по требованию госорганов*
*включая музыкальные треки, клипы, эпизоды подкастов и обложки. Данные «Яндекс Музыки»
Только-только получив санкционный удар, в «Яндексе» начали чистки и среди отечественных музыкантов и подкастеров. Так называемый чувствительный контент требует особого контроля, вплоть до удаления, — решили сотрудники IT-компании. Помогли им с таким непростым решением госорганы (см. график).
Как мы видим, скачок на 99.9 (9)% произошел во втором квартале 2022 года после принятия всевозможных законов, ущемляющих свободу слова.
Для справки. «Яндекс Музыка» обязана выполнить требование надзорного ведомства по удалению контента в течение 24 часов. В противном случае сервис могут заблокировать целиком — и доступ к нему потеряют десятки миллионов человек.
Если музыкальный трек исчезнет по распоряжению государственных органов, при попытке найти его пользователи ничего не обнаружат. Решение, конечно, можно оспорить, но нервы дороже, да и конкурирующих стриминговых платформ хватает. Так что, как говорят, никто никого в заложниках не держит.
До этого лета проверки в компании вели вручную. Но прогресс не стоит на месте: с июня 2023 года для поиска и модерации «чувствительного контента» специалисты «Яндекса» начали обучать искусственный интеллект. Все размещенное на платформе проверяется в два этапа: сначала при помощи технологий машинного обучения, а потом — специалистами.
Таким образом «Яндекс Музыка» определяет контент «для взрослых» и маркирует его соответствующим значком.
Помните таинственные надписи на дисках или кассетах Parental Advisory Explicit Content? Увидев их, хотелось получить данный альбом еще больше.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Также материалы могут пометить специальным возрастным маркером, исключить из рекомендаций или совсем убрать с платформы. При этом конкретных критериев контента, который якобы вызывает дискомфорт у слушателя, «Яндекс» не приводит. Согласно отчету «Яндекс Музыка», больше 17 тысяч треков получили возрастное ограничение 18+.
Сервис работает с треками по методике, которую разработал экспертный совет при Высшей школе экономики под руководством профессора Максима Кронгауза (когда-то этот лингвист разбирался с русским рэпом). По его словам, применяемые сейчас методы помогают отличить агрессию как составляющую жанра от реальных призывов к агрессии и целенаправленной попытки задеть слушателя. Такой подход, уверены в «Яндекс Музыке», «позволит сохранить баланс между интересами артистов и безопасностью пользователей».
В отчете прямо называется причина удаления контента (треков, подкастов, обложек, клипов) — требования со стороны РКН. С начала года из-за претензий со стороны ведомства принесено в жертву уже 4,5 тысячи единиц, или 0,0057% от всего каталога.
Невольно вспоминается мем периода частичной мобилизации осенью 2022 года: «всего лишь 1%».
Отчитываться подобным образом «Яндекс Музыка» планирует теперь каждые полгода. А между отчетами будет музыка — та, которая останется…
Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»
Цензуре прежде всего подвергаются подкасты — особенно связанные с новостной, политической тематикой и ЛГБТ-сообществом. С музыкальными произведениями пока много проще, хотя, может быть, до них просто еще не дошли руки.
Вот несколько примеров того, что на «Яндекс Музыке» уже не услышать.
- «Жить не по лжи». Честные разговоры о происходящих событиях. В этом подкасте редакция екатеринбургского издания It's My City реагировала на актуальные новости, которые влияют на нашу жизнь.
- «Что это было?» Подкаст от Русской службы «Би-би-си»*.
- «Что случилось», «Текст недели», «Дедлайн» и «Сигнал». Подкасты «Медузы»** о современной политической и новостной повестке.
- «Радужный». Подкаст о жизни ЛГБТ+ людей из регионов России.
- «Что нового?». Новостной подкаст «Новой газеты Европа»** о главных событиях в России и мире.
- «Привет, ты иноагент». Подкаст журналисток Сони Гройсман* и Оли Чураковой* для всех и про всех, кто тоже ощущает себя немного иноагентом, неважно — в России или за ее пределами.
- «Колезев* и Микитась». Еженедельный подкаст о новостях, которые нас удивили, ужаснули, порадовали, в общем — зацепили.
Обновлено
Только что стало известно, что «Яндекс.Музыка» удалила аудиокнигу Дмитрия Глуховского* «Пост». «Ясно, из-за чего — пока мы движемся по сюжету "Поста", как по нотам», — написал сам Глуховский. Также «Пост» пропал из ассортимента книжного магазина «Литрес».
* Внесены властями РФ в реестр «иноагентов».
** Объявлены властями РФ «нежелательными организациями».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68