Письма со шконкиПолитика

«Дуракам лучше не мешать — они сами доведут все до бесславного конца»

Политзэк Дмитрий Скурихин из СИЗО: о школе, своих детях, «разговорах о важном» и поздравлении зеков с годовщиной пугачевского восстания

Предприниматель и политзэк Дмитрий Скурихин в ответ на недавнюю публикацию в «Новой» своего интервью прислал из СИЗО-6 Ленинградской области в редакцию еще одно письмо, где поделился своими взглядами на пропаганду в российских школах, «Разговоры о важном» и другие острые вопросы, с которыми сталкиваются сейчас дети в стенах государственных учебных заведений.

48-летний Дмитрий Скурихин — не только предприниматель, осужденный к полутора годам лишения свободы за «повторную публичную дискредитацию армии» (часть 1 статьи 280.3 УК РФ) из-за своих антивоенных пикетов. Он также отец пятерых дочерей, которые всячески его поддерживают в заключении. По этой причине вопросы, связанные с образованием и воспитанием в сложившихся сегодня российских реалиях, его глубоко волнуют.

Дмитрий Скурихин. Фото: Андрей Бок / ТАСС

Дмитрий Скурихин. Фото: Андрей Бок / ТАСС

«Уберечь детей от пропаганды, с которой они сталкиваются в стенах образовательных учреждений, невозможно, да и не надо. Я думаю, что пропаганда эта чертова сама себя изживет. Ведь она же лжива и порочна, а школярам свойственно воспринимать в штыки казенщину, ложь и все, что им впаривают без души. А это как раз тот случай.

Власти явно перебарщивают со всей этой псевдопатриотической чепухой. Уверен, она скоро набьет такую оскомину в школе всем, что придумавшие ее еще пожалеют об этом. Я лично знаю трех деток (не считая своих, разумеется) из шестых классов, которые мне говорили примерно так: «Нам нельзя учиться на «отлично», иначе заставят по понедельникам выносить флаг на линейке, а я не хочу». Показательно, правда?

Вас беспокоит (и вы не хотите спровоцировать) попадание ребенка в конфликтную с окружающими ситуацию из-за разницы взглядов? А мне кажется, что вся школьная жизнь — это сплошные конфликты, противоречия, драки и тому подобные выяснения мнений, и это далеко не самый главный повод. Моя третьеклашка, когда была еще в первом классе, через неделю после 1 сентября уже мне рассказывала, кто у них «запутинец», а кто нет. Если ребенок в классе лидер, то можно его никак не предупреждать и не ограничивать, из-за политики он не попадет в неприятности (…). Если же ребенок тихоня и забитый, то надо посоветовать больше слушать и думать, чем высказываться, и не забывать известную истину: не все, что говорят в школе, является правдой. А вообще, мне кажется, что все идет из семьи, школа лишь закаляет, делает ребенка более грубым, стойким. Бывают, конечно, случаи, когда деткам достается, и если они и в семье не находят поддержки, то это может привести к очень тяжелым последствиям, но это уже другая тема. Короче говоря, я всю эту ситуацию описал бы двумя фразами:

если вам очень не нравится дело, которое делает дурак, то ему лучше не мешать — он сам доведет его до бесславного конца.

И, конечно, вспоминается бессмертное выражение из кинофильма «Кавказская пленница»: «Тот, кто нам мешает, тот нам поможет!» Никто, ни одна оппозиционная сила не делает столько для того, чтобы система рухнула, как сам этот самодезинформированный и заблудившийся режим. (…) А после смены режима много всякой чепухи уйдет из нашей жизни, в том числе и эта нынешняя псевдопатриотическая школьная чушь. Еще и НВП хотят ввести? В старших двух классов, наверное, да? Если бы это было что-то интересное или полезное, например, правила обращения с оружием или оказание первой медицинской помощи, то это, может быть, было бы и неплохо. Но (…) будет очередная чушь, пустая трата времени.

Мне повезло быть отцом пяти чудесных девчонок (хвала моей любимой жене!). Все они до нынешнего 1 сентября ходили в ту же школу, в которой когда-то учились и мы с женой. Если сосчитать время, когда я отходил в школу и сам, потом со всеми своими детьми, то получится внушительный стаж в 44 года (собственной персоной 10 лет, с первой дочкой — 11 лет, со второй — 11 и так далее). И как школьный старожил и активист, я долгое время (и на момент ареста тоже) был руководителем родительского комитета нашей школы. Эта неофициальная структура дала мне замечательный опыт организации людей, я понял, какая это несокрушимая сила — родители, отстаивающие интересы своих детей! Если эта сила проинформирована, замотивирована, настроена, ставит перед собой четкую цель, имеет в своем составе разнообразных по своим характеристикам членов (лидеров, ведомых, интеллектуалов-придумщиков и пробивал-«бульдозеров»), то она решит любые школьные проблемы. У нашего родительского комитета получалось решать серьезные вопросы.

Дмитрий Скурихин с дочерьми. Фото из семейного архива

Дмитрий Скурихин с дочерьми. Фото из семейного архива

Я чувствую вовлеченность в тему школьного образования, всецело в ней. Ничто мне не кажется столь важным для развития нашего общества, как именно это! Сопоставим с этим разве что вопрос экологии, чтобы нам вообще было где жить. Сидя в СИЗО, я в очередной раз убеждаюсь в справедливости высказывания Отто фон Бисмарка: «Тот, кто экономит на школах, будет строить тюрьмы». Точно так, будет тратиться на тюрьмах! И слово «тратиться» надо понимать в самом широком смысле. Это и материальные траты, и слабенькое развитие, и уровень насилия и доверия в обществе. Высказывание не в бровь, а в глаз. У меня даже лозунг 2х2,2 м был такой на магазине.

Когда я вижу, как здешние обитатели пишут, общаются, разгадывают кроссворды, мне хочется написать какую-то юмореску. Но тут, конечно, Жене Беркович и ее замечательной соавторке и карты в руки. 

Уверен — по результатам их жизни в СИЗО у них у обеих будет шквал идей — порадуют нас всех потом.

Вернусь к теме школы. Когда 18 лет назад мое старшее чадо пошло в первый класс, я нашел интересное зарубежное исследование. Был составлен рейтинг трех уровней образования, и наша начальная школа оказалась на пятом месте (очень хороший результат!). Средняя — то ли на двадцатом, то ли на пятидесятом, а высшая — на сотом. И за эти годы, что я взаимодействую с моей школой, я вижу, как ее уровень ПАДАЕТ! Еще работают учителя, преподававшие мне, и уже есть учителя, обучавшиеся со мной в одном классе. Я объехал не одну школу моего и соседних районов, беседуя с учителями. Почти у всех было два типа настроения и отношения к работе: у «старичков» — апатия, «только бы до пенсии дотянуть», у «молодых» — разочарование: «И за эти копейки мы должны корячиться и учить этих придурков?!» А это приводит к такому факту, что, например, в нашей школе в прошлом сентябре, октябре и ноябре в половине классов не было уроков математики. Совсем. И в это время, бляха-муха (извините за мой французский), наши придурочные власти грузят школу всякой чушью и дурью? Они преступники и предатели! Но я-то их властями не признаю с 12-го года. Они (…) самозванцы… Учителя в нашей школе не было потому, что РОНО и администрация школы не могли найти его на ту зарплату, которую они предлагали! Потом наши кого-то, но его квалификация вызывает вопросы. Но мне до него к тому времени уже, к сожалению, не было дела — меня тогда уже трясла полиция. В результате той тряски я оказался в СИЗО.

Читайте также

«Полтора года за право прокричать то, что считаю важным? Да ради Бога!»

«Полтора года за право прокричать то, что считаю важным? Да ради Бога!»

Политзэк Дмитрий Скурихин ответил на вопросы «Новой» из СИЗО

К слову, 13 сентября исполнилось ровно 250 лет восстанию под предводительством Емельяна Пугачева. Я на утренней поверке поздравил своих сокамерников с этой датой. 59 полуголых мужиков (нас каждое утро строят с обнаженным торсом и осматривают на наличие синяков) выпало в осадок. Некоторые подходили ко мне и говорили: «Ну ты даешь! Откуда ты помнишь?» и т.п., жали руки. Хотя были и те, кто спрашивал о родстве Емельяна с Аллой. Интересно — на свободе это как-нибудь отмечалось? Как-то в Сети у одного остряка я прочитал хорошую шутку (он, правда, это про декабристов шутил), что, мол, «тогда русский народ начал качать свои права, на сегодняшний день скачано два процента». Я ее здесь повторил — народу шутка понравилась.

Про школу я мог бы еще много написать — эта тема меня очень интересует. И если в рамках общественно-политической деятельности я смогу к чему-то реально приложить силы, то школа — это именно то, чем я хотел бы заниматься».

Этот материал входит в подписку

Письма со шконки

Политзаключенные отвечают из тюрьмы

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow