КомментарийПолитика

Кровавая суббота

Сколько продлится война, никто не знает, однако очевидно: на Ближнем Востоке происходят события тектонического масштаба

Кровавая суббота

Последствия ракетного обстрела со стороны сектора Газа в городе Ашкелон. Фото: dpa / picture-alliance

6 октября, в день, когда израильтяне отмечали сразу два крупных религиозных праздника (Шмини Ацерет и Симхат Тора), были расслаблены и сидели по домам, на политической карте мира обозначилась очередная кровопролитная война. В этот последний день традиционных еврейских осенних праздников израильтяне проснулись от воя сирен: ХАМАС и «Исламский джихад»* выпустили тысячи ракет из Газы, а вооруженные боевики сломали высокотехнологичные барьеры, окружающие сектор, чтобы проникнуть в Израиль, стреляя и захватывая заложников. Террористы на лодках также пытались проникнуть в Израиль по морю.

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетяньху заявил о том, что Израиль официально вступил в войну: военно-политический кабинет страны проголосовал за применение так называемого «пункта 40 «Алеф», знаменующего введение в стране военного положения.

Последний раз «пункт 40 «Алеф» приводился в действие 50 лет назад, во время так называемой Войны Судного дня. Тогда, 6 октября в 1973 года, в день, на который выпал еврейский день покаяния Йом Кипур, коалиция арабских государств во главе с Египтом и Сирией нанесла внезапный удар по Израилю. Та война продлилась всего 19 дней, до 25 октября. Сколько продлится нынешняя — никто не знает, однако уже сейчас очевидно, что мы наблюдаем на Ближнем Востоке события тектонического масштаба.

За первые двое суток войны было убито более 700 израильтян, большинство из которых — гражданские лица. Также были убиты несколько высокопоставленных израильских офицеров. Более 2000 израильтян ранены, некоторые из них находятся в критическом состоянии.

Уже подтверждено, что боевиками ХАМАСа была растерзана 30-летняя гражданка Германии, туристка, которая посещала музыкальный фестиваль в пустыне недалеко от границы с Газой. На разошедшихся в Сети видеозаписях видно, как ее полуобнаженное безжизненное тело в кузове пикапа на улицах Газы избивают и плюют в него. Женщина была позже опознана как Шани Николь Лук, она была тату-мастером.

7 октября 2023 года. Уничтоженный израильский танк у забора с сектором Газа. Фото: AP / TASS

7 октября 2023 года. Уничтоженный израильский танк у забора с сектором Газа. Фото: AP / TASS

Случайность или предательство?

События этих дней — катастрофа для Израиля, худшая, чем Война Судного дня. Сейчас израильская армия не просто несет потери — она переживает унижение. В 1973 году Израиль подвергся нападению крупнейшей арабской армии, армии Египта, — но на этот раз мелкие террористические группы атаковали 22 населенных пункта за пределами Сектора Газа, зашли вглубь страны на десятки километров.

Эти небольшие летучие отряды не только вторглись в Израиль, одолев израильские пограничные войска, — они утащили через границу с собой в Газу израильских заложников. Через ту самую границу, на возведение которой Израиль потратил почти миллиард долларов и которая должна была быть неприступной. Это шокирующий удар по потенциалу сдерживания Израиля.

Во-вторых, Израиль всегда гордился возможностями своих разведывательных служб. Те без труда проникали в ХАМАС, в среду палестинских боевиков на Западном берегу и умели добывать актуальные сведения, давая ранние предупреждения. В течение последних нескольких недель, как известно любому, кто следит за новостями из Израиля, ХАМАС проводил учебные маневры вдоль границы с Газой — прямо на глазах у израильской армии.

И, похоже, израильская разведка интерпретировала эти действия неверно, просто как попытку ХАМАСа помотать нервы командирам армии Израиля. Это было недальновидно и самонадеянно. В итоге ХАМАС не упустил возможность предпринять дерзкое вторжение с суши, воздуха и моря.

Был ли этот провал израильских спецслужб случайностью? Тут есть над чем подумать, ведь и история Войны Судного дня не обошлась без шпионского скандала.

Ашраф Марван был египетским миллиардером и зятем президента Египта Гамаля Абдель Нассера, а вместе с тем работал как на Главное разведывательное управление Египта, так и на израильский «Моссад». При этом по сей день каждая из сторон утверждает, что он работал исключительно на нее. И героем Марван считается как в Израиле, так и в Египте. Египтяне утверждают, что его работа состояла в том, чтобы вводить израильтян в заблуждение по поводу готовящегося нападения в Судный день. Израильтяне же утверждают, что он действительно предупреждал их о времени и дате нападения.

Марван, вероятно, самый успешный шпион в истории, погиб при загадочных обстоятельствах 27 июня 2007 года, упав с балкона своего дома в Лондоне. Его жена обвинила в убийстве «Моссад».

Евреи своих не бросают

Болезненное осознание, с которым теперь каждый день просыпается весь Израиль: ХАМАСу удалось забрать в Газу живых заложников из приграничных поселков и кибуцев — как гражданских, так и военных, включая высокопоставленных офицеров. Среди заложников есть и иностранцы — рабочие-мигранты, туристы.

На размещенных в интернете фотографиях и видеозаписях видно, как боевики привезли в Газу на гольф-каре похищенную пожилую израильтянку. Еще одна женщина снята, когда ее везли зажатой между двумя боевиками на мотоцикле. Также в интернете широко разошлись видеозаписи того, как тела уже убитых израильтян волокут по улицам Газы.

Большие группы израильтян были взяты в заложники палестинскими боевиками в приграничных общинах Бейри и Афаким, но в конечном итоге они были освобождены израильским спецназом.

Заложники будут большой проблемой для Израиля сейчас.

В свой предыдущий премьерский срок, в 2011 году, Биньямин Нетаньяху выдал 1027 палестинских заключенных, в том числе 280 отбывавших пожизненное заключение, в обмен на возвращение одного-единственного израильского солдата Гилада Шалита из Газы. Что потребует ХАМАС теперь?


Нетаньяху пообещал нанести сокрушительный удар по ХАМАСу в Газе, но теперь удерживаемые в Газе израильские граждане ограничат возможности Израиля для ответных мер. 

Каждый шаг, предпринимаемый ЦАХАЛ в Газе, отныне должен быть соотнесен с возможными последствиями для жизней гражданских заложников.

Ну и еще одна большая проблема: старшие армейские офицеры, как и премьер-министр, который председательствует в военно-политическом кабинете, теперь знают, что в будущем, скорее всего, будет создана комиссия по расследованию того, как вообще было допущено вторжение ХАМАСа. Поэтому теперь они принимают тяжелейшие тактические решения под грузом осознания того, что, даже если они справятся со всем этим идеально, в конце пути их ждет расследование.

Нелегко ясно мыслить в таких условиях.

8 октября 2023 года. Сдерот. Фото: AP / TASS

8 октября 2023 года. Сдерот. Фото: AP / TASS

Арабо-израильский мир

Судебная реформа, затеянная Нетаньяху после его возвращения к власти, нанесла серьезный ущерб Израилю, расколов общество, а также фактически отвлекла внимание властей от положения дел в армии. С учетом ситуации, в которой находится Израиль, эта ошибка — непростительна.

Дан Харель, бывший глава министерства обороны Израиля, ранее заявил:

«Я никогда не видел нашу национальную безопасность в худшем состоянии, чем ныне».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Но каким бы ни был Нетаньяху для Израиля, он ничто по сравнению с тем, чем стал ХАМАС для палестинского народа с тех пор, как он захватил контроль над Газой в 2007 году.

Миллиарды долларов, которые ХАМАС получил только от Катара за эти годы, могли бы пойти на построение в Газе продуктивного общества с достойными школами, больницей и инфраструктурой. Все это могло бы стать рабочей моделью будущего процветающего палестинского государства на Западном берегу.

Но ХАМАС ввалил все свои ресурсы в рытье туннелей в Израиль и строительство ракет, чтобы продолжать свое обреченное противостояние с гораздо более сильным врагом, лишая жителей Газы шанса на человеческую жизнь.

Но почему ХАМАС начал эту войну именно сейчас?

Здесь легко угадывается вмешательство Ирана, который также щедро обеспечивает ХАМАС деньгами и оружием. И цели Ирана очевидны: предотвратить восстановление дипломатических отношений между Саудовской Аравией, противником Ирана, и Израилем.

На сегодняшний день уже 7 арабских государств восстановили отношения с Израилем, и ожидавшаяся нормализация отношений с Саудовской Аравией, самой большой мусульманской страной, имела бы колоссальное символическое значение для всего Ближнего Востока.

Ислам признает два священных места, посетить которые — святой долг мусульманина. Это Мекка и Иерусалим. Пока нет мира с Израилем, мусульмане не могут чувствовать себя в полной мере исполнившими свой религиозный долг.

Договоренность между Израилем и Саудовской Аравией в том виде, в каком она замышлялась, несомненно, принесла бы пользу умеренной Палестинской администрации на Западном берегу. Ведь она предполагала масштабные вливания средств из Саудовской Аравии, а также ограничения на израильские поселения на Западном берегу и другие меры для обеспечения мирного сосуществования двух государств. В результате лидеры Западного берега, возможно, получили бы столь необходимый импульс легитимности от палестинских масс, что поставило бы под угрозу всесильность ХАМАСа.

Сдерот. Тела палестинских боевиков. Фото: IMAGO / Saeed Qaq

Сдерот. Тела палестинских боевиков. Фото: IMAGO / Saeed Qaq

Это потрясающее дипломатическое соглашение, вероятно, потребовало бы от Нетаньяху отказа от наиболее радикальных членов своего правительства в обмен на формирование мощнейшего альянса против шиитского Ирана, в который вошли бы Израиль и суннитские арабские государства.

Это соглашение стало бы, возможно, крупнейшим геополитическим преобразованием в регионе за последние 75 лет. Но после нападения ХАМАСа эта сделка заморожена. Если не сказать, что отменена полностью.

Через несколько часов после вторжения ХАМАСа Саудовская Аравия опубликовала заявление, в котором говорилось: «Королевство внимательно следит за беспрецедентным развитием событий между рядом палестинских группировок и израильскими оккупационными силами», добавив, что оно неоднократно предупреждало о последствиях «ухудшения» ситуации, и все происходящее является «результатом оккупации, а также лишения палестинского народа его законных прав».

Кто, если не ХАМАС?

Дает ли нынешняя ужасная война между ХАМАСом и Израилем хоть какие-то поводы для геополитического оптимизма (если вообще уместно говорить об оптимизме в этом страшном контексте)?

История учит нас, что всякий страшный конфликт все же оставляет сторонам-участницам возможности для достойного выхода.

Так было и в 1973 году, во время Войны Судного дня, которая имела далеко идущие последствия. Кэмп-Дэвидские соглашения 1978 года, последовавшие за войной, с одной стороны, привели к тому, что Израиль вернул Египту весь Синайский полуостров, оккупированный еще в 1967 году. Зато последовавший египетско-израильский мирный договор 1979 года ознаменовал собой первый случай признания арабской страной Израиля в качестве официально существующего государства. После достижения мира с Израилем Египет продолжил свое отдаление от Советского Союза и в конечном итоге полностью покинул советскую сферу влияния.

Вот и теперь: возможное вступление Израиля в Газу с существенной вероятностью создаст условия для реального и стабильного урегулирования отношений с палестинцами.

То, что палестинские боевики натворили за эти дни, в извращенном сознании фанатиков войны уже засчитано за «победу», независимо от того, что произойдет дальше. Но ведь кто-то должен думать не только о дальнейшем применении силы.

ХАМАС не может быть надежным партнером в достижении безопасного и прочного мира с Израилем. На протяжении многих лет у ХАМАСа было много возможностей доказать, что ответственность за благополучие Газы ослабит его стремление к уничтожению еврейского государства.

Однако он оказался не более чем палестинской исламской мафией, заинтересованной только в сохранении своего контроля над Газой и готовой действовать в качестве прокси Ирана — вместо того, чтобы строить новое будущее для палестинцев в Газе и на Западном берегу. История его правления в Газе постыдна.

Но Палестинская администрация может быть партнером в деле поиска мира. И, если произойдет израильское вторжение в Газу с целью уничтожения ХАМАСа, наверняка будет сопровождаться политической инициативой, которая наделит Палестинскую администрацию полномочиями и поможет укрепить ее, чтобы все стороны смогли прийти к решению, после которого они смогут жить в мире.

* Движение «Исламский джихад» признано в России террористическим и запрещено

Читайте также

«Возможно, это часть большего плана, о котором мы не знаем»

«Возможно, это часть большего плана, о котором мы не знаем»

Израильский военный аналитик — о вторжении ХАМАСа в Израиль и о войне «Железных мечей»

Этот материал входит в подписку

Другой мир: что там

Собкоры «Новой» и эксперты — о жизни «за бугром»

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow