обзорКультура

Когда у боженьки заглючил комп

Как образ Бога становится смешным — божественные комедии нашего времени. Обзор кино «о Всевышнем»

Когда у боженьки заглючил комп

Кадр из «Монти Пайтон». Фото: IMAGO / Landmark Media

Религиозный бум эпохи распада СССР и «мятежных» 90-х сменился в России процессом, который на православном сленге назвали «расцерковлением». Пока пропаганда навязывает «традиционные ценности», замешанные на нетерпимости ко всему «чужому» (впрочем, их точного списка никто не знает), в моде атеизм или, на худой конец, оккультная эзотерика.

Образ и имя Бога обесцениваются за счет пошлого, «инструментального» их использования в низменных целях — для укрепления монополии на земную власть и для оправдания амбиций и фантазий.

Пропаганда и искусственное «внесение Бога в Конституцию» привели к имманентизации, «приземлению» Его образа, который в массовом сознании смотрится довольно скромно на фоне истинно непогрешимого национального лидера.

История отношений западной секулярной культуры с образом Бога иная — можно сказать, дуалистическая. У этого образа есть как непостижимая, трансцендентная сторона, о которой лучше с уважением молчать, так и вполне земная, не лишенная изъянов, иногда даже карикатурная.

Такой дуализм восходит к карнавальной культуре Средневековья и переосмыслению религии в эпоху Возрождения. Интересно посмотреть, как он преломляется в современном западном кинематографе, который преимущественно имеет дело со второй стороной образа, обогатившейся в ХХ‒XXI вв. новыми социально-политическими и экономическими коннотациями.

Говорить о пороках общества через «иронию над Богом» — в современной России, пожалуй, такое было бы чревато ст. 148 УК РФ. Впрочем, при более близком знакомстве оказывается, что речь тут идет не о Творце неба и земли, а о том обывательском, бытовом божке, которого массовое сознание конструирует по своему образу и подобию.

Смех разрушает?

Начнем с легендарных Monty Python, британской комик-группы, участники которой в 70-х и начале 80-х были, пожалуй, самыми узнаваемыми в своем жанре — благодаря оригинальному и характерному английскому юмору. Оказанное коллективом влияние на абсурдистский жанр сравнимо с влиянием The Beatles на популярную музыку. Monty Python предвосхитили также вошедшее в историю шоу Фрая и Лори и культовый South Park; в любви к ним признавались и Маргарет Тэтчер, и Вячеслав Полунин…

Кадр из «Монти Пайтон». Фото: IMAGO / Landmark Media

Кадр из «Монти Пайтон». Фото: IMAGO / Landmark Media

В 1979 году Monty Python выпустили полнометражный фильм «Житие Брайана» (режиссер — Терри Джонс). Вроде бы высмеивающий священный евангельский сюжет, этот фильм на самом деле целится в стереотипы «гражданского активизма».

сюжет

Одновременно с Иисусом, буквально в соседнем доме, рождается некий Брайан. Из-за астрономического просчета волхвы по ошибке преподносят свои дары этому Брайану. После чего его жизнь идет по «божественному» сценарию: Брайана принимают за Мессию, он становится лидером Народного фронта Иудеи, который борется за освобождение от колониального «римского ига».

В своем предыдущем фильме «Монти Пайтон и Священный Грааль» комики вышучивали национальную мифологию Британских островов — цикл легенд о короле Артуре. Размявшись на национальных мифах и продолжив с квазиевангельским сюжетом, в своем последнем фильме «Смысл жизни по Монти Пайтону» комики подняли планку максимально высоко и покусились на общечеловеческие ценности: семью, детство, сексуальность, духовность, ксенофобию и т.п.

Замечательно сформулировал месседж коллектива кинокритик Антон Долин*: «"Пайтоны" одними из первых на телевидении и в кино поняли и воплотили очень важную вещь.

Для того чтобы быть по-настоящему смешным, нужно разрушать святая святых, нужно разрушать основы, нужно разрушать самые бесспорные вещи. Потому что высмеять премьер-министра или королеву — это всякий может. Это просто.

Или высмеять какую-то там систему полицейского надзора в Великобритании».

Бог ищет человека. В Америке

Если творения «Монти Пайтона» можно отнести к артхаусу, то фильм из той же эпохи «О, Боже!» (1977; режиссер Карл Райнер) стал классикой массового кинематографа. Его сюжет сегодня выглядит незамысловато, однако в свое время он оказался настолько прорывным, что за ним последовало два сиквела — «О, Боже! Книга II» и «О, Боже! Ты дьявол!».

Кадр из фильма «О, Боже!»

Кадр из фильма «О, Боже!»

сюжет

Творец мира (в исполнении радиоведущего и комика Джорджа Бернса) является менеджеру супермаркета Джерри Ландерсу, которого играет популярный музыкант и певец Джон Денвер. Точнее, сначала он даже не является, а звонит — по обычному телефону, через радиоприемник в машине. Конечно, Джерри, как и почти все известные до него пророки, отмахивается от предначертанной ему свыше роли «нового Мессии». Бог тем не менее разными правдами и чудесами гнет свою линию, и менеджер постепенно открывается жене, детям и религиозному редактору Los Angeles Times.

Откровение нового пророка воспринимается кем-то в штыки, а кем-то со смехом, но в конце концов Ландерс становится посмешищем национального масштаба. Однако ни Бога, ни теперь уже и самого Джерри-Мессию это не останавливает, тем более что Бог наконец является воочию своему новоиспеченному пророку — в образе милого старичка в моряцкой кепке. Скептицизм поглощенных суетой мира сего обывателей, профессиональных теологов и проповедников-толстосумов нарастает, однако Джерри с успехом выдерживает все испытания. Кульминация наступает в суде, где пророк Джерри пытается законодательно доказать возможность присутствия Бога в мире и откровения Его — здесь и сейчас.

Пафос фильма сводится к напутственной фразе Бога: «Если тебе трудно поверить в Меня, может быть, тебе поможет знание того, что Я верю в тебя». В общем, надо больше верить своему сердцу и внутреннему голосу, нежели дядям в сутанах и мертвым буквам, смысл которых уже выхолощен и забыт.

В сиквеле «О, Боже! Книга II» (1980) Бог избирает своим посланником уже десятилетнюю девочку Трэйси, которая изрекла такую заповедь: «Иногда, даже если не видишь, верить надо».

сюжет

Бог поручает Трэйси придумать проект рекламной кампании для Себя, и девочка с помощью друга придумывает несколько слоганов (конечно, в стиле американской бизнес-культуры: «Кто нас обрадует? Бог!»; «С Богом играйте на повышение!»; «Когда вы с Богом, вы в хороших руках»; «Пусть Бог даст вам порулить!»; «Бог не подведет!»; «Дай вам Бог!», «Бог с нами»). Ее одноклассники устраивают флэшмоб, скандируя лозунг «Думай о Боге!». Почти как на собрании какой-нибудь харизматической «Церкви Христа». Родственники Трэйси, наблюдая ее разговоры как бы с самой собой (слышать Бога им, конечно, не дано), начинают беспокоиться о ее здоровье и везут девочку к психиатру. В это время одноклассники Трэйси митингуют с плакатами «Верните Трэйси!» (намек на профсоюзную солидарность и гражданскую сознательность). На первой полосе местной газеты появляется ее фото с заголовком «Не будет Трэйси — не будет уроков».

Шаг за шагом флэшмоб «Думай о Боге!» охватывает всю планету. В финале фильма Бог является на собрание психиатров города, на котором те решают положить Трэйси в клинику. Он разносит шаблоны позитивистско-материалистического миропонимания участников консилиума.

В общем, «Если… не будете как дети, не войдете в Царствие Небесное» (Матф. 18:3).

«О, Боже, Ты дьявол!» (1984) — заключительная часть иронической трилогии. Здесь к основному Персонажу добавляется дьявол, которого играет тот же Джордж Бернс.

Кадр из фильма «О, Боже! Ты дьявол»

Кадр из фильма «О, Боже! Ты дьявол»

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

сюжет

Основа сюжета — классическая идея продажи души дьяволу, которая встречается во многих культурах. В фильме дьявол соблазняет человека не примитивными богатством или властью, а более утонченно — успехом и признанием.

Бобби Шелтон — молодой талантливый певец, который переживает творческий кризис. Он не может написать новую песню и чувствует, что карьера идет под откос. Тут к нему является дьявол и предлагает сделку: он поможет Бобби стать успешным певцом, но за это Бобби должен будет отдать дьяволу душу. Бобби «не глядя» подмахивает контракт, и его карьера действительно начинает стремительно взлетать. Он становится одним из самых популярных певцов в мире, но теряет все, что ему дорого: семью, друзей и душу, то есть самого себя. В конце фильма Бобби понимает, что совершил ошибку, и просит Бога о прощении. А поскольку, благодаря заступнической молитве отца, Бог приглядывал за Бобби все эти годы, Он без особых проблем аннулирует казавшуюся фатальной сделку с дьяволом.

Хорошо читается протестантский нарратив: достаточно лишь покаяться, а все остальное Бог сделает Сам…

Deus ex machina

Замечателен ироничный французско-бельгийский «Новейший завет» 2015 года (режиссер Жако ван Дормель), в котором сыграла сама Катрин Денёв. Это сатира уже на гипермодернизированное представление о Боге цифровой эры, на современного «Deus ex machina».

Кадр из фильма «Новейший завет»

Кадр из фильма «Новейший завет»

сюжет

Действие фильма происходит в Брюсселе, который «Бог» (больше тут похожий на злого демиурга гностиков) создал специально для себя и своей семьи. Людей во всем остальном мире этот «Бог» стравливает друг с другом забавы ради. Перед нами своего рода (анти)теодицея — объяснение мирового зла посредством дурного нрава демиурга.

В фильме высмеивается компьютерная зависимость, которой страдает этот «Бог». Посредством компьютера он управляет миром — а без гаджета не очень-то и выходит. В нем самом и его семье можно узнать тоталитарного диктатора, который мнит себя господином природы и хозяином мира. Но на самом деле это банальный стареющий и седеющий, обрюзгший и брюзжащий обыватель в майке-алкоголичке, стоптанных тапках, с нечесаной и вечно молчащей женой в старом халате, постоянно ругающий подрастающих детей.

Доведенная до предела терпения очередным дурацким нагоняем десятилетняя дочка «Бога» Эя сбегает к людям, причем, разумеется, «сверхъестественным» образом — через стиральную машину! Перед побегом Эя мстительно подгадила отцу: все люди на земле получили на мобильники даты своей смерти, а старенький божий комп заглючил.

Дальше — больше. Эя собирает апостолов; ей нужно шесть, чтобы вместе с апостолами ее брата — «того самого Иисуса» — получилось восемнадцать. Почему 18? А это… любимое число ее матери Ашеры (отсылка к древнесемитскому образу жены Бога, ассоциируемому с Астартой). Первым апостолом Эи по закону обоих жанров — и религиозного, и кинематографического — становится бомж. Собрав команду, Эя и апостолы пишут новое Евангелие — Новейший Завет.

Эпичным образом у моря собирается множество людей, срок жизни, которых вот-вот истечет. Но у «Бога» сломан компьютер, да еще и «Законы всемирной фигни», созданные им же, преследуют его. Горе-демиургу выпадает нелегкая участь: его собираются депортировать в… Узбекистан! Едва не упавший на пляж с Эей, апостолами и ждущими своей смерти людьми самолет с «Богом», летящий в Узбекистан, случайно спасает вышедшая из сомнамбулического состояния Ашера. Исправив на случайно заработавшем компьютере законы мира, она обнуляет даты смерти всех людей. Мир начинает жить по новым законам, а злой «Бог» остается в Узбекистане работать на фабрике по сборке стиральных машин…

Взрослей или умри

Более серьезного восприятия требует фильм «Верующие» (2008; режиссер Ларри Чарльз) (это официальный русский перевод названия, но английский оригинал — «Religulous» — составлен из двух слов — «религиозный» («religious») и «нелепый» («ridiculous»). Ближе к истине был бы перевод «Религиотизм»).

Кадр из фильма «Верующие»

Кадр из фильма «Верующие»

сюжет

Известный комик Билл Мар путешествует по священным местам различных религий мира и задает их адептам провокативные вопросы. Он также «интервьюирует» верующего ученого (главу проекта «Геном человека») Френсиса Коллинза, францисканского монаха, бывшего «Еврея за Иисуса», сенатора-евангелиста, нейротеолога Андрю Ньюберга, рабби Довида Вайсса, «Христа во Втором Пришествии» Хосе Луиса де Хесуса Миранду, мусульманских гей-активистов и многих других.

Основные претензии Мара к своим собеседникам: легковерие в догматы своих религий (хотя под «догматами» главный герой подразумевает разные мифологические сюжеты-притчи, типа говорящей змеи, исполинов, непорочного зачатия, пребывания пророка Ионы во чреве кита), гомофобия, национализм и креационизм. Диалоги перемежаются соответствующим тексту сатирическим видеорядом. В финале Мар вполне в духе времени призывает избавиться от чувства религиозной исключительности, фанатизма и терроризма с религиозным подтекстом, восклицая: «Вот и всё! Взрослейте или умрите!»

Фильм «Верующие» вызвал неоднозначную реакцию критиков и зрителей. Некоторые высоко оценили сатирическую остроту и неполиткорректность фильма, другие посчитали его грубым и оскорбительным. Несмотря на все издержки «профессиональной деформации комика», этот проект конструктивен — он помогает расшевелить заснувший разум фанатика, разбудить душу доверчивого простака.

Вера как бизнес

Свежая (2022 г.) комедия «Посигналь Иисусу! Спаси свою душу!» режиссера Адаммы Эбо — это открытое и даже жесткое высмеивание наиболее сомнительных с моральной и богословской точек зрения религиозных деятелей — «профессиональных верующих».

Сюжет, надо признать, особенно актуальный для России и РПЦ.

Это далеко не первый фильм такого плана: излюбленной мишенью убийственной иронии в современном американском кино является тип популярного и преуспевающего (в первую очередь — материально) проповедника, как правило, неопротестантского толка. Например, в «О, Боже!» одним из главных (и посрамленных самим Богом!) оппонентов Джесси был преподобный Уилли Уильямс. А несколько лет назад вышел замечательный мини-сериал «Праведные Джемстоуны» — пародийная и трагикомедийная сатира на живое воплощение американского протестантского идеала, христианства в стиле китч.

Кадр из фильма «Посигналь Иисусу! Спаси свою душу!»

Кадр из фильма «Посигналь Иисусу! Спаси свою душу!»

сюжет

В «Посигналь Иисусу!» парочка преуспевающих телеевангелистов афроамериканского происхождения из-за сексуального скандала вынуждена закрыть свою церковь. Проповедник Ли Кёртис Чайлдс страдает комплексом Наполеона или как минимум мегаломанией. «Бог любит тех, кто любит Его, как духовно, так и физически. Взгляните хотя бы на меня. Разве не видно, что меня любит Бог?» — картинно помахивая лацканами дорогого пиджака, пафосно вопрошает огромный зал проповедник. Супруга Тринити ему под стать: «Не каждой женщине дано выполнять обязанности первой леди. А мы с Ли Кёртисом такие же упорные, как крысы — мы дойдем до финала! Мы всегда доходим!»

Но страсть к роскоши и комфорту лишает персонажей здравого смысла, не говоря уж о совести, хотя бы чисто человеческой, если не христианской, — и парочка инфоцыган от религии планирует триумфальное возвращение. Надо лишь заново открыть церковь и убедить несколько тысяч консервативных прихожан, что даже оступившиеся пасторы заслуживают «второго шанса». Вот уже Тринити, раскрашенная в стиле японского театра кабуки, приплясывает на обочине с плакатом «Посигналь Иисусу!». Финал фильма показателен: Ли Кёртис получает «пару ласковых» в лицо от жертвы своей похоти, которую он безуспешно пытался искупить деньгами…

Американцы, да и вообще люди западной культуры, насколько легковерны, настолько нетерпимо относятся к обману. В 2021-м на экраны вышли «Глаза Тэмми Фей» (режиссер Майкл Шоуолтер). Если «Посигналь Иисусу!» — фильм скорее сатирический, то «Глаза…» — драматический, фактически байопик. Но герои там почти «один в один»: чета телепроповедников, когда-то собиравшая миллионы слушателей и денег, в какой-то момент, на пике славы, потерявшая все из-за сексуального и финансового скандалов

Проповедник Джим Бейккер в исполнении Эндрю Гарфилда даже угодил в тюрьму за многомиллионные растраты общественных пожертвований, а Джессика Честейн получила «Оскар» за лучшую женскую роль — Тэмми Фэй Бейккер. Старым добрым американским пуританством дышит этот взгляд на необходимость не столько словом, сколько жизнью выражать свою веру и верность Богу.

Читайте также

РПЦ ГБ

РПЦ ГБ

Московская патриархия отметила 80-летие. Как родилась симфония церкви, власти и государственной безопасности

…Фильмов подобной тематики снято немало за более чем столетнюю историю кинематографа, не стали исключением атеистический СССР и наследующая ему современная Россия. В общем, тема предполагает продолжение.

* Включен Минюстом в реестр иноагентов.

Этот материал входит в подписки

Credo!

Вера. Неверие. Духовный поиск. Конец времен

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow