СюжетыОбщество

Минюст хочет открыть в СИЗО кабинеты для «зума» подследственных с защитниками. Это может уничтожить адвокатскую тайну

Минюст хочет открыть в СИЗО кабинеты для «зума» подследственных с защитниками. Это может уничтожить адвокатскую тайну

Фото: Антон Новодережкин / ТАСС

Минюст предложил дополнить очное общение подследственных с адвокатами сеансами по видео-конференц-связи. Ведомство ссылается на негативный опыт пандемии COVID-19, когда адвокатам в СИЗО попасть было невозможно. Но опрошенные «Новой» юристы опасаются, что предлагаемый формат взаимодействия будет нарушать главное: адвокатскую тайну.

Проект федерального закона от Минюста опубликован 14 сентября. В пояснительной записке авторы проекта отмечают, что поправки позволят исключить нарушение прав подозреваемых и обвиняемых на получение юридической помощи.

Согласно российскому законодательству, свидания адвокатов с подзащитными должны проводиться наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности. Однако во время пандемии COVID-19 были введены особые режимы посещения изоляторов, которые, как отметили в ведомстве, ограничили права подозреваемых и обвиняемых на оказание юридической помощи. Тогда во ФСИН поступили более 70 обращений с жалобами на возникшие проблемы со свиданиями.

«В целях исключения нарушения прав подозреваемых и обвиняемых на получение юридической помощи предусматривается, что в следственном изоляторе ‎свидания подозреваемого или обвиняемого с его защитником могут проводиться в режиме видео-конференц-связи по заявлению подозреваемого или обвиняемого и с согласия защитника», — говорится в пояснительной записке. При этом Минюст отмечает, что проведение свиданий по видеосвязи будет возможным только при наличии в СИЗО технической возможности и помещений.

По задумке Минюста, на территории следственных изоляторов будет оборудован специальный кабинет для адвоката и еще один для его подзащитного. В то же время ведомство оговаривается, что для видеосвязи допускается использование действующих кабинетов следователей и адвокатов.

Комментируя инициативу Минюста, адвокат Андрей Гривцов в разговоре с «Новой» отметил, что общение с доверителями по видео-конференц-связи может усугубить ситуацию с очередями в СИЗО. «Мы и так вынуждены днями или месяцами ждать, чтобы получить свидание.

Если увеличить количество кабинетов для видеоконференций решили за счет сокращения числа кабинетов для свиданий, ситуация лучше для нас не станет»,— заключает он.

Гривцов обращает внимание, что в проекте поправок не указаны меры по обеспечению конфиденциальности общения адвоката с доверителем.

Аналогичное замечание высказал и адвокат Дмитрий Довгий. Он заметил, что Минюст предлагает поправки только в УПК и в закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». Но в закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», который определяет понятие адвокатской тайны, никаких поправок не предусматривается.

«Понятие адвокатской тайны предполагает встречи адвоката со своим доверителем наедине. Без посторонних лиц и без какого-нибудь аудио-, видео- или любого другого контроля. Всегда есть вероятность, что кто-то будет записывать эти <видео->встречи. Таким образом, будет нарушен основополагающий принцип общения адвоката с клиентом, то есть адвокатская тайна», — объяснил Довгий.

Адвокаты допустили, что использование видеосвязи будет безопасным при обсуждении незначительных деталей дела, состояния здоровья доверителей или даты судебных заседаний. Однако личных встреч с клиентами в СИЗО такой формат заменить все равно не сможет.

Читайте также

«Уж мы их душили, душили…»

Портрет министра юстиции, взявшего на себя грязную работу по очистке России от инакомыслия

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow