КомментарийКультура

Кино золотого дна

«Новый сезон» завершен: основные тенденции индустрии и прогноз на год

Кино золотого дна

Фестиваль «Новый сезон». Фото: соцсети

На смотре нет отборочного жюри: фильмы и сериалы выбирают и представляют сами онлайн-сервисы. Поэтому такой разнос качества. Но при этом отметим, что повысился средний уровень проектов. Много сериалов и полнометражных картин с дорогим производством и пышным постпродакшеном. С музыкой известных групп. С гигантскими финальными титрами. В сериалы вкладываются, поэтому их коммерческая составляющая сегодня — из основных. И не факт, что выстреливает именно качество. Здесь более сложные механизмы взаимодействия с аудиторией и ее ожиданиями.

Кстати, не случайно лучших на «Новом сезоне» называют зрители. И только в номинации «Открытие сезона» победителя выбирает Попечительский совет.

В этом году «открытием» — по общему мнению — стала Дарья Мороз, дебютирующая в режиссуре, но уже набившая руку в качестве шоураннера на «Содержанках» и «Жить жизнь». Но ее ироничное ситком-драмеди «Секс. До и после» — редкий пример достойного решения сложной, на грани фола, темы. Со снайперски точными, ироничными диалогами. И внимательной камерой Павла Белявского.

Кадр из сериала «Секс. До и после»

Кадр из сериала «Секс. До и после»

Когда рифмы многое объясняют

Одно из новых слов, которое теперь непременно войдет в кинематографический лексикон, — «вторижинал».

На деловой дискуссии представители платформ говорили, что не интересуются «референсными», вторичными сюжетами. Что, мягко говоря, не совсем правда.

И на «Новом сезоне» мы увидели достаточно «вторижинала», причем самого разного качества.

От «Золотого дна» Ильи Ермолова — крепко и эффектно сделанного сериала по образу и подобию «Наследников» — до «Кеша должен умереть» Богомолова о женском заговоре (привет «Другой женщине») и сильно не новой «Прелести» — криминальном триллере, написанном и снятом по давно отработанным лекалам. И его не спасают (во всяком случае, в первых сериях) ни мастера Филипп Янковский и Олег Меньшиков, ни вполне убедительный молодой герой — Федор Федотов в роли похитителя машин Юрия Деточкина ХХI века.

Или сериал «Плакса», вызвавший недоумение зала. Это тот же «Новенький», просто мальчика, которого булят сверстники, поменяли на девочку. Причем среди создателей — те же Ирина Гурьянова, Оксана Барковская. Кстати, большой вопрос: смотрят ли зрители «вторижинал»?

Как ни странно, смотрят. Аудитория инфантилизируется, а дети любят, чтобы им рассказывали знакомые сказки.

Очевидное-невероятное — вот как это может быть? Сразу несколько сериалов про золото. Ну нет в 2023-м других тем/проблем. Все ищут спрятанное предками золото. В «Ладе Голд» — отличном сериале, но по какому-то недоразумению не попавшем в тройку лучших, — главарь банды Мидас находчиво превращает драгметаллы в старенькую «Ладу»: кто догадается?

Кадр из сериала «Лада Голд»

Кадр из сериала «Лада Голд»

Только его хитроумный внук. В слабенькой, несмешной и шумной дорожной комедии «Пять копеек» Александра Назарова (Premier) компания из восьми авантюристов гонится за кладом, спрятанным в одном из пяти «Жигулей», выпущенных первой партией на АвтоВАЗе. В «Золотом дне» потомки бьются за миллиардное золотовалютное состояние внезапно почившего главы семейного холдинга.

«Лучше бы мы без золота обошлись, золото мстит», — прозорливо замечают герои одного из конкурсных проектов. Жаль, авторы большинства сериалов про золотоискателей этого не слышат.

Кадр из сериала «Золотое дно»

Кадр из сериала «Золотое дно»

Исчезновения

Уже похоже на недобрую традицию — исчезновение из программы конкурсантов. В прошлом году безуспешно бились за «Монастырь» (Кинопоиск). В этом — в последний момент из программы вылетел сериал «Бар «Один звонок» (KION). И с набережной Розы Хутор срочно убрали рекламную тумбу, ему посвященную.

Это лихой мистический триллер о баре, в котором можно позвонить умершему близкому. Но с одним условием: стоимость звонка — одна пуля «русской рулетки». Каждый последующий звонок повышает смертельные ставки. Сопродюсер и исполнитель одной из главных ролей — Данила Козловский. Скорей всего, поэтому сериал и наказали. Данилу продолжают гнобить и запрещать.

Кадр из сериала «Бар «Один звонок»

Кадр из сериала «Бар «Один звонок»

Обидно, что не поставили Бар «Один звонок» в первые дни программы. Мог проскочить до «сигналов-звонков» обеспокоенных сограждан и чиновников. Теперь большой вопрос, появится ли сериал на платформе.

До недавнего времени и относительные островки свободы — онлайн-кинотеатры — начали «чистить». Примеров тому у каждой платформы целый список. Буквально в последние дни из репертуара кинотеатров-онлайн начал пропадать нуарный триллер «Айта» Степана Бурнашова. Самый кассовый якутский фильм. Возможно, причиной претензий стал эпизод, в котором мужики штурмуют местный полицейский участок.

А из конкурсной ленты на «Новом сезоне» «ЭТ» Степана Бурнашова и Дмитрия Давыдова мистическим образом «пропала» целая новелла. Было семь, стало шесть. Продюсеры застенчиво улыбаются: то про хронометраж нечто невразумительное объясняют, то про творческие проблемы. Но все понимают, что дело в крамольном содержании. И звонок сделать, чтобы хотя бы какую-то причину запрета услышать, некому.

Из названия сериала Дарьи Мороз — главной надежде «Нового сезона» — постепенно уплывает слово «секс». На это обратили внимание мои коллеги. На более ранних постерах фильма слово это есть. А на недавних — оно пропало. Видимо, и секса в стране снова нет.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Жанр

Режиссер Борис Хлебников считает, что жанр сегодня — спасительное укрытие для современных киноавторов, не решающихся по многим причинам поднимать актуальные социальные темы.

Сразу две схожие фантастические истории

В «Очевидном невероятном» Александра Войтинского (Okko) по мотивам рассказов Кира Булычева жители Великого Гусляра прекрасно уживаются с инопланетянами и путешествуют через дорожные люки-порталы во времени, переселяются в тела друг друга. И протестуют против нового мэра-самодура, который может уничтожить самобытность города. Про столкновение нового и «традиционной архаики».

В «Кибердеревне» Сергея Васильева (Кинопоиск) — громкокипящая смесь: робот Ваня (озвучивает Сергей Бурунов), получение визы на спутник-Европа, кибер-березы, лифт на небо, подписка на холодильник и летающий телевизор, перекачка сознания, жена-мечта: голограмма, которую можно поставить на паузу, Валл-И, Любовь и голуби на Марсе. И родной Левиафан — разрушенный город Усть-Марсианск. Ржавая эстетика свалки (привет «Кин-дза-дза!»). Объятия на сене под космическими антеннами. И протяжная: «Ой вы нейросети».

Кадр из сериала «Кибердеревня»

Кадр из сериала «Кибердеревня»

Среди продюсеров — Валерий Федорович, Евгений Никишов, обеспечивающих приличное качество ski-fi комедии с рейтингом 6+.

Спектр аудитории, по мнению создателей, — взрослые, дети и домашние роботы.

Вновь востребованы авантюрные криминальные сюжеты, кладоискатели, путешествие во времени, далекое фантастическое будущее, но еще больше — прошлое.

Сегодня самой привлекательной эпохой для кинематографистов стали 90-е. На ТНТ скоро выйдет комедийный сериал про 90-е Петра Буслова — «Неприличные деньги» (Хабенский, Раппопорт, Бондарчук, Деревянко и другие); Юрий Быков снимает в Карелии 16-серийный телевизионный фильм «Лихие» об одной из крупнейших преступных группировок мира — ОПГ «Общак». 90-е уже сейчас можно увидеть едва ли не на всех телеканалах, причем в самых разных форматах.

Стоит ли удивляться, что самым ожидаемым сериалом сезона стала криминальная ретродрама Жоры Крыжовникова «Слово пацана». О «стаях» брошенных детей, которые бьются друг с другом «за асфальт» в Казани. Роберт Гараев — автор книги-свидетельства про то же время: он знает все о криминальной Казани конца 80-х, когда группировки боролись за «авторитет».

Жора Крыжовников и его соавтор Андрей Золотарев (это самостоятельный сценарий) ищут и находят в той эпохе электрический заряд. Черные и белые стороны высоковольтной опасной реальности.

Кадр из сериала «Слово пацана»

Кадр из сериала «Слово пацана»

Но в республике чиновники всполошились еще до выхода многосерийного фильма. Мифологизация истории стала национальной доктриной. Помнится, как пытались местные власти и «общественность» запретить выход сериала «Зулейха открывает глаза». Тогда, например, и известный коммунист Максим Сурайкин кипел яростью: «Любой пасквиль на советское прошлое — это плевок в лицо всему нашему российскому народу», полностью отождествляя СССР и нынешнее государство.

Им хотелось бы забыть не только о годах террора, депортации народов, но и о братоубийственных местных войнах, вымарать страницы истории, чтобы «воспитывать подростков на сверкающих и манящих «великих примерах».

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Читайте также

«Пропал друг» и злое кино

«Пропал друг» и злое кино

Фестиваль онлайн-кинотеатров «Новый сезон» начал свою работу. Фильм Открытия — «ЭТ»

Этот материал входит в подписку

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow