КомментарийОбщество

«Раз люди все живы, только улыбаемся»

Что известно о ЧП с самолетом «Уральских авиалиний», который экстренно приземлился под Новосибирском

«Раз люди все живы, только улыбаемся»

Фото: Стрингер / ТАСС

Рано утром 12 сентября самолет Airbus А320 совершил аварийную посадку в поле в 180 километрах от Новосибирска. На борту находилось 167 пассажиров (в том числе беременная женщина и 23 ребенка, двое из которых — груднички), а также 6 членов экипажа. Самолет следовал из Сочи в Омск, но при заходе на посадку у него отказала гидросистема. Поэтому экипаж принял решение перенаправить лайнер в Новосибирск, где более длинная взлетно-посадочная полоса. Но и туда самолет не долетел — закончилось топливо, и капитан принял решение приземляться недалеко от деревни Каменка Убинского района.

При посадке никто серьезно не пострадал, руководство «Уральских авиалиний» уже занимается транспортировкой пассажиров до омского вокзала. Но экипаж Airbus А320 с места происшествия забрали следователи СК, а в «Уральских авиалиниях» заявили об отстранении от работы всех членов команды на время расследования. «Новая» собрала все, что к этому часу известно о ЧП.

«Пострадавших нет. Обстоятельства устанавливаются»

В районе 9 утра по местному времени пассажирский самолет «Уральских авиалиний», летевший из Сочи в Омск, при заходе на посадку подал сигнал тревоги. А потом и вовсе пропал с радаров. В чате споттеров сразу начали писать о том, что перед пропажей экипаж самолета передавал MAYDAY — сообщение о нехватке топлива.

Вскоре самолет нашелся за 180 километрах от Новосибирска, в Убинском районе, неподалеку от деревни Каменка, на пшеничном поле. К месту ЧП выехали скорая, представители Западно-Сибирской транспортной прокуратуры, МЧС и следователи. Обошлось без жертв — все пассажиры спустились с трапа самостоятельно. К медикам обратились четыре человека с ушибами и один — с подскочившим давлением. По данным Telegram-канала «112», на скорой увезли девушку на позднем сроке беременности.

На место происшествия выехал глава Убинского района Олег Конюк. Пассажиров временно разместили в сельском Доме культуры, организовали им питание, а позже предоставили транспорт до Омска и Новосибирска. На месте дежурили медики из районной больницы.

«Сейчас все пассажиры размещены в районном ДК. Им оказывается необходимая медицинская и психологическая помощь, — рассказал в своем Telegram-канале Конюк. — Люди обеспечены водой и едой, а для самых маленьких включили мультфильмы. Уже началась отправка автомобильным транспортом пассажиров в Омск и Новосибирск».

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Новосибирский следственный отдел на транспорте Следственного комитета возбудил уголовное дело по ч. 1 ст. 263 УК РФ — нарушение правил безопасности и движения и эксплуатации воздушного транспорта. «Воздушное судно по технической причине совершило аварийную посадку на открытый участок местности в Убинском районе Новосибирской области, — прокомментировали в ведомстве. — Пострадавших нет. Причины и обстоятельства происшествия устанавливаются».

«Раз люди живы, только улыбаемся»

Генеральный директор «Уральских авиалиний» Сергей Скуратов подтвердил обе версии, которые с самого утра звучали в Telegram-каналах: в Омске самолет не смог приземлиться из-за отказа гидросистемы, поэтому главный пилот взял курс на Новосибирск. Туда Airbus А320 не долетел, потому как закончилось топливо из-за встречного ветра. Поэтому экипаж приземлился в пшеничном поле. То, с каким настроением Скуратов вышел на пресс-конференцию в Екатеринбурге, видно было даже на онлайн-трансляции. Да он и не старался скрыть радость от журналистов. Напротив.

— Мне улыбаться или хмуриться? Раз люди все живы, только улыбаемся, — так начал свой спич гендиректор. — А самолет — железяка, мы его восстановим. Я убежден: если самолет должен летать, он будет летать. Давайте расскажу ситуацию, как она была фактически. И буду отвечать [на вопросы]. Рейс выполняли Сочи — Омск. На самолете А320, который эксплуатируется нашей компанией давно и успешно.

Скуратов пояснил, что при подлете к Омску, при заходе на посадку, на самолете отказала зеленая гидросистема. В целом на самолете три гидросистемы: зеленая, желтая и голубая. Каждая отвечает за определенные параметры и работы элементов самолета.

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

Фото: Кирилл Кухмарь / ТАСС

— В этой ситуации по всем нормативным документам у командира очень мало времени, он должен уйти на второй круг и оценить возможные опасности при отказе вот этой гидросистемы, — подчеркнул Скуратов. — Сама ситуация достаточно стандартная, она не из ряда вон выходящая. Такие ситуации были и раньше. И летчики успешно с этим справлялись. В этой ситуации командир корабля посчитал необходимым уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Причина — в Омске полоса 2500 метров, а в Новосибирске — 3000 метров, при отказе зеленой гидросистемы наблюдаются некоторые отклонения в работе спойлера тормозных щитков на самолете, поэтому посадочная дистанция может увеличиться. Поэтому для большей надежности командир принял обоснованное решение уйти на запасной аэродром в Новосибирск. Они направились по этому маршруту. К сожалению, очень сильный ветер, низкий эшелон, выпущенные створки шасси, которые невозможно было убрать, увеличили расход топлива, и командир осознал, что, возможно, топлива будет недостаточно для захода на посадку в Новосибирск. Командир корабля на воздушном судне — это господь и бог. Он принимает решения и несет за них ответственность.

Главный пилот принял решение посадить самолет на площадку, отобранную с воздуха, на поле с выпущенными шасси. Самолет приземлился без видимых внешних поломок в течение нескольких минут.

Пассажиры самостоятельно эвакуировались по надувным трапам, были открыты все аварийные люки, и бортпроводники отвели людей подальше от самолета на всякий случай.

Самолет не горел, не поломан, пассажиры не получили травм, все живы и здоровы. Сейчас предпринимаются шаги реальные по вывозу пассажиров из деревни, в которую их эвакуировали, — подчеркнул Сергей Скуратов.

Что происходило на борту и как вел себя экипаж

Капитаном пассажирского лайнера в этот день был Сергей Белов, ему помогал пилот Эдуард Семенов и бортпроводники Дарья Глушакова, Аиша Гумметова, Дмитрий Костылев и Дмитрий Рябов.

Издание NGS55.RU опубликовало аудиозапись, сделанную на борту перед посадкой. На ней слышно, как бортпроводница дает указания пассажирам под детский плач и всхлипы:

«Дамы и господа, прошу внимания! Расстегните воротники, снимите галстуки, обувь на высоких каблуках, все предметы, которые могут нанести повреждения: очки, ручки в карманах и так далее. Наденьте верхнюю одежду. Снимите галстуки и расстегните воротники. Уберите все предметы, которые могут нанести повреждения: ручки, очки, контактные линзы, зубные протезы. Уберите их в ручную кладь или между сиденьями кресел».

Командир воздушного судна «Уральских авиалиний» пилот Сергей Белов. Фото: ТГ «Уральских авиалиний» / ТАСС

Командир воздушного судна «Уральских авиалиний» пилот Сергей Белов. Фото: ТГ «Уральских авиалиний» / ТАСС

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

Позже была выложена расшифровка записи якобы разговора пилота авиалайнера с диспетчерами.

Расшифровка

— Был отказ гидравлической системы?

— Попозже, не отвлекайте.

— Понял. И уточним у Новосибирска сейчас схему захода.

— Принял.

— 1383, на 120-м эшелоне пойдем, нам топлива не хватит.

— Понял, эшелон 120, занимайте эшелон 120.

— Новосибирск, погоду подскажите еще раз, пожалуйста.

— Пилот 1383, хорошо, запросим последнюю погоду, и вам ветер, может, нужен на 120-м эшелоне?

— Да, скажите.

— Понял, уточню <….>.

— Пилот 1383, подход.

— Полосы мы не сможем освободить, у нас передняя стойка неуправляемая будет.

— Пилот 1383, понял. Сообщим Новосибирску, обеспечат вам посадку.

— Серега, что, серьезно?

— Да, гидравлика вытекла полностью.

— Вонючий случай.

— 1383, ваше место для контроля — азимут 165, удаление — 146 километров после центрального… и работайте. Новосибирск, контроль 132, запятая 5.

— 132,5, спасибо, до свидания.

— Всего вам доброго.

— Серега, удачи.

— Спасибо.

Расследование и отстранение экипажа

В Каменку отправили техническую бригаду «Уральских авиалиний», расследовать инцидент будет Следственный комитет, прокуратура и межгосударственный авиационный комитет (МАК).

— Будут разбираться во всю глубину по всем неисправностям и возможностям самолета и действиям экипажа, — объяснил гендиректор «Уральских авиалиний». — Это [приземление самолета] большое мастерство, это самообладание. Люди не растерялись, приняли грамотное решение и выполнили эту сложную посадку. Выполнили хорошо, потому что целы и самолет, и люди. А в дальнейшем комиссия разделит это на кусочки, на сегменты. Мы все это посмотрим более подробно. Но экипаж будет отстранен. До конца расследования он будет на земле, будет писать море объяснительных со Следственным комитетом, с прокуратурой, со мной.

Как самолет будет транспортироваться из Новосибирской области, пока неизвестно. Но в мировой практике уже были подобные прецеденты с перевозом самолета по частям.

— Я бы хотел забрать самолет сегодня, но это долгий процесс — от месяца, — вздыхает Скуратов. — Запустится бюрократическая машина… Пока Следственный комитет не закончит расследование, не даст добро. Мы сталкивались с этим, мы знаем, что это такое. Мы не питаем иллюзий.

Как отбирают пилотов в авиакомпании

По словам Скуратова, в «Уральских авиалиниях» высокие требования к летчикам: в компанию принимают выпускников гражданской авиации с баллом в дипломе не ниже 4,7. Очередь — 12 человек на место. Решение о принятии на работу принимает целая комиссия, такой же отбор и у бортпроводников.

У «Уральских авиалиний» 52 самолета Airbus, все они проходят полное плановое техническое обслуживание.

— Мы были ведущей авиакомпанией до всех вот этих событий по обслуживанию Airbus. — Скуратов не уточняет, какие именно события имеет в виду, однако присутствующие на пресс-конференции журналисты понимающе кивают, без уточняющих вопросов. — У нас были возможности делать все виды технического обслуживания. Мы научили людей, мы много финансовых ресурсов вложили в подготовку людей и в закупку наземного оборудования. Мы построили фантастический ангарный комплекс, где обслуживается одновременно 4–6 Airbus.

Авиационно-технический центр — это пожиратель наших денег. Все деньги фактически уходят туда. Потому что мы твердо осознаем, что главные критерии в обслуживании самолетов — это подготовка пилотов и проводников и исправность воздушных судов. Запчасти стоят сегодня дорого. Поэтому львиная доля наших доходов уходит на запчасти, здесь мы никогда не жалеем денег. С трудом, но мы находим все запчасти.

Генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов (справа). Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Генеральный директор авиакомпании «Уральские авиалинии» Сергей Скуратов (справа). Фото: Донат Сорокин / ТАСС

Я сам пилот и никогда не позволю вылететь неисправному самолету. Даже если бы кто-то шашку достал: да мы Чапаевы, да мы полетим. Не будет этого.

«Уральские авиалинии» эксплуатируют только исправные самолеты. Хотя санкции отразились на сложности поставки запчастей.

Скуратов подчеркивает, что каждому из пассажиров будет выплачено 100 тысяч рублей — «как компенсация за испуг».

— Мы это делали и при посадке предыдущего самолета в кукурузу, — уточняет он.

У пилотов «Уральских авиалиний» уже есть опыт посадки самолета в поле. 19 августа 2019 года пилот Дамир Юсупов совершил аварийную посадку лайнера «Москва — Симферополь» возле аэропорта Жуковский в кукурузном поле. Летчики тогда получили звания Героев России. Спустя три года МАК пришел к выводу, что причиной инцидента стали чайки-хохотуньи и психоэмоциональный всплеск у пилотов.

«Пассажиры и экипаж живы и здоровы, самолет не получил значительных повреждений. Самое главное — все сегодня вернутся домой, к своим близким. Ценнее жизни ничего нет. Для меня это очень волнительная новость, так как сам пережил нечто подобное. Я горжусь вами, экипаж! Спасибо вам всем!» — так Дамир Юсупов высказался о сегодняшнем инциденте в своем Instagram (принадлежит компании Meta, признанной экстремистской в РФ).

Сейчас все пассажиры самолета уже вернулись домой: часть — на скором поезде до Омска, шестеро приехали в Новосибирск, и еще шестеро уехали с родственниками из Убинского района.

Читайте также

Сжатая полоса

Сжатая полоса

Самолет авиакомпании «Уральские авиалинии» экстренно приземлился в пшеничном поле под Новосибирском

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow