У каждой книжной ярмарки по умолчанию своя специфика. Бывает жанровая — как у Non-fiction, бывает идеологическая — как у «Красной площади». ММКЯ в этом году, кажется, решила сделать своей отличительной чертой хаотичность российской действительности.
Когда, попетляв в лабиринтах Москва-Сити, добираешься до главного входа в Экспоцентр, видишь вполне четкий указатель: направо пойдешь — на основную экспозицию попадешь, налево пойдешь — попадешь на МКДЯ, впервые проводящуюся детскую книжную ярмарку в рамках большой «взрослой». На этом, увы, определенность заканчивается. МКДЯ, согласно официальной программе, — большое, чуть ли не центральное событие и значимое нововведение (и в шатре напротив входа в Экспоцентр действительно стоят прилавки детских издательств, а в соседнем — действительно разговаривают о детской литературе). Вот только чем это новое отличается от того забытого старого, когда много сентябрей подряд все те же издательства выставляли свои книги, а рядом так же разговаривали о детской литературе, не называя все это отдельной ярмаркой, — не очень понятно. Еще запутаннее дело становится, когда, войдя в зону основной «взрослой» экспозиции, то и дело встречаешь издательства и книги из детского павильона. Что ж, видимо, «это другое».
Ходить по книжным ярмаркам в наше некнижное время полезно хотя бы потому, что
они наглядно показывают моральное состояние страны «в разрезе». Сейчас, например, обозревая просторы ярмарочных прилавков, читатель ясно видит: страна ушла в фантастику.
Конечно, guilty pleasure российских авторов заметно не первый год: большинство более или менее открыто пишут либо фантастику, либо фэнтези, либо магический реализм. И этот эскапизм, эта попытка построить более симпатичную реальность, чем наличествующая, вполне понятна — но почему-то именно на ММКЯ-2023 наиболее очевидна. Очевидна не только по прилавкам, заваленным яркими обложками авторства Midjourney, но и по программе: чуть ли не каждое пятое событие посвящено обсуждению фантастики и фэнтези.
Объективно же главное мероприятие ярмарки — это конференция по вопросам книжного рынка, проходившая на Главной сцене 1 сентября и успешно подхватившая общий ярмарочный флер легкой хаотичности.
Начинается все вполне последовательно: произносящий вступительное слово Владимир Григорьев (директор Департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры) поздравляет всех с днем знаний и надеется, что коллеги рады видеть друг друга после летнего отпуска. Но уже к концу своей речи вносит неприятный сумбур: оказывается, опубликованная статистика Книжной палаты за первое полугодие 2023 года, согласно которой общий тираж выпущенных изданий сильно проигрывает прошлому полугодию, некорректна и «не соответствует нашим ожиданиям».
Как бы подтверждая его слова, на авансцену решительно выходит жизнерадостный главред ЭКСМО Евгений Капьев и на ярких диаграммах доступно объясняет, как растет, ширится и процветает российский книжный рынок — особенно бумажный (а в топе, конечно же, боевая фантастика). Через несколько минут, правда, звучат доклады куда менее жизнерадостных полиграфистов, утверждающих, что
рынок не растет, а падает, книги печатать не на чем — печатные машины остались либо б/у, либо китайские — весь потенциальный рабочий персонал забрали служить Отечеству, поэтому работать тоже некому.
Замруководителя Роскомнадзора средней степени жизнерадостности Вадим Субботин вносит некоторую четкость в эту полную противоречий картину: ничего не понятно, но Роспотребнадзор, по крайней мере, наконец определился со списком «традиционных» и «нетрадиционных» ценностей и готов «вот прямо с завтрашнего дня» начать блокировать нарушителей (на всякий случай: главной угрозой традиционности считается культивирование эгоизма, вседозволенности и безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, ценностей крепкой семьи и многодетности, решающей роли СССР в разгоне нацизма и проч. и проч.).
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС
Когда после окончания доклада Светлана Зорина, президент Ассоциации книгоиздателей, пытается задать пару наболевших вопросов Роскомнадзору и, видимо, внести еще больше неопределенности в общую чрезвычайно неопределенную картину рыночных перспектив,
ее довольно быстро прерывают: «Светлана, не кошмарьте нас!».
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Короче говоря, главный вывод, который может сделать из всей этой дискуссии, да и всей ярмарки, сторонний наблюдатель, прост: каждый сейчас как никогда сам за себя — и выживут, конечно, сильнейшие. Пожалуй, единственное верное, что может сделать в таких условиях этот сторонний наблюдатель — искать и читать хорошие книги и при необходимости сбега́ть в уютные фантастически-фэнтезийные миры. В самом деле: если уж позволять кому-то себя кошмарить, так лучше уж драконам — они все-таки бывают человечнее и предсказуемее Роспотребнадзора.
Напоследок советую пять книг — и детских, и взрослых, — которые, на мой взгляд, нужно унести с ММКЯ-23 и которые можно использовать как лекарство от печальной реальности или как руководство к действию в эпоху диктатуры:
Серия «Папа диктатор»
Серия: «Папа Диктатор»
Автор: Мик (Михаэль Байер)
Серия маленьких иллюстрированных покетбуков, рассчитанная на маленьких, но пытливых читателей, учит с детства узнавать диктатуру и смеяться над ней. Повествование выстроено как монолог папы Диктатора, в который временами вклиниваются реплики маленького сына — явно куда более умного, чем родитель.
Мой личный фаворит — книжка «Папа Диктатор и Весеннее обострение»: пропалывающий огород отец с почти экстатическим восторгом ищет вредителей, вспоминая Арабскую, Пражскую и другие весны, после чего ребенок робко задает ему вопрос: «Папа, может, тебе просто нужна жена?»
«Сахарный ребенок»
«Сахарный ребенок»,
Автор: Ольга Громова
Бестселлер КомпасГида и довольно смелый издательский и писательский шаг — просто потому, что книга о репрессиях, тем более детская, сейчас является смелостью по определению. Повесть может многое объяснить ребенку про существование в условиях диктатуры и репрессий —
и особенно про то, как жить, если твоего папу считают «врагом народа».
«Вавилон. Сокрытая история»
«Вавилон. Сокрытая история»
Автор: Ребекка Куанг
Долгожданный перевод на русский ставшей всемирно известной японской писательницы-фантаста. Роман, в котором рассматриваются использование языка и искусства перевода в качестве доминирующего оружия империи и студенческие революции как акт сопротивления власти.
Наиактуальнейшее произведение для нашей логоцентричной страны.
«Тирани Я. Конец общего мира»
«Тирани Я. Конец общего мира»
Автор: Эрик Саден
Подробное исследование типа личности под названием «современный тиран» и типа общества под названием «современное расколотое под гнетом тирании». Ответы на вопросы о том, что привело к реставрации диктатур, почему закончился общий мир и как все-таки ужиться вместе — в общем, все те ответы, которые мы ищем вот уже полтора года, а может быть, и десятилетия.
«Аквариум: геометрия хаоса»
«Аквариум: геометрия хаоса»
Автор: Александр Кушнир
Единственная книга из подборки, не посвященная диктатуре, а, скорее, ровно наоборот: посвященная свободе — той, которую воплощает собой БГ. Must read для истосковавшихся по концертам «Аквариума» россиянам и для всех, интересующихся историей группы. Приурочено к ее 50-летию.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68