КомментарийКультура

Осень, книжки, эскапизм

О Московской Международной книжной ярмарке — 2023, которая демонстрировала моральное состояние страны

Осень, книжки, эскапизм

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

У каждой книжной ярмарки по умолчанию своя специфика. Бывает жанровая — как у Non-fiction, бывает идеологическая — как у «Красной площади». ММКЯ в этом году, кажется, решила сделать своей отличительной чертой хаотичность российской действительности.

Когда, попетляв в лабиринтах Москва-Сити, добираешься до главного входа в Экспоцентр, видишь вполне четкий указатель: направо пойдешь — на основную экспозицию попадешь, налево пойдешь — попадешь на МКДЯ, впервые проводящуюся детскую книжную ярмарку в рамках большой «взрослой». На этом, увы, определенность заканчивается. МКДЯ, согласно официальной программе, — большое, чуть ли не центральное событие и значимое нововведение (и в шатре напротив входа в Экспоцентр действительно стоят прилавки детских издательств, а в соседнем — действительно разговаривают о детской литературе). Вот только чем это новое отличается от того забытого старого, когда много сентябрей подряд все те же издательства выставляли свои книги, а рядом так же разговаривали о детской литературе, не называя все это отдельной ярмаркой, — не очень понятно. Еще запутаннее дело становится, когда, войдя в зону основной «взрослой» экспозиции, то и дело встречаешь издательства и книги из детского павильона. Что ж, видимо, «это другое».

Ходить по книжным ярмаркам в наше некнижное время полезно хотя бы потому, что

они наглядно показывают моральное состояние страны «в разрезе». Сейчас, например, обозревая просторы ярмарочных прилавков, читатель ясно видит: страна ушла в фантастику.

Конечно, guilty pleasure российских авторов заметно не первый год: большинство более или менее открыто пишут либо фантастику, либо фэнтези, либо магический реализм. И этот эскапизм, эта попытка построить более симпатичную реальность, чем наличествующая, вполне понятна — но почему-то именно на ММКЯ-2023 наиболее очевидна. Очевидна не только по прилавкам, заваленным яркими обложками авторства Midjourney, но и по программе: чуть ли не каждое пятое событие посвящено обсуждению фантастики и фэнтези.

Объективно же главное мероприятие ярмарки — это конференция по вопросам книжного рынка, проходившая на Главной сцене 1 сентября и успешно подхватившая общий ярмарочный флер легкой хаотичности.

Начинается все вполне последовательно: произносящий вступительное слово Владимир Григорьев (директор Департамента господдержки периодической печати и книжной индустрии Минцифры) поздравляет всех с днем знаний и надеется, что коллеги рады видеть друг друга после летнего отпуска. Но уже к концу своей речи вносит неприятный сумбур: оказывается, опубликованная статистика Книжной палаты за первое полугодие 2023 года, согласно которой общий тираж выпущенных изданий сильно проигрывает прошлому полугодию, некорректна и «не соответствует нашим ожиданиям».

Читайте также

Матч-реванш с историей

Матч-реванш с историей

Как «попаданческая» фантастика стала младшей сестрой пропаганды и подготовила общество к немыслимым ранее сценариям

Как бы подтверждая его слова, на авансцену решительно выходит жизнерадостный главред ЭКСМО Евгений Капьев и на ярких диаграммах доступно объясняет, как растет, ширится и процветает российский книжный рынок — особенно бумажный (а в топе, конечно же, боевая фантастика). Через несколько минут, правда, звучат доклады куда менее жизнерадостных полиграфистов, утверждающих, что

рынок не растет, а падает, книги печатать не на чем — печатные машины остались либо б/у, либо китайские — весь потенциальный рабочий персонал забрали служить Отечеству, поэтому работать тоже некому.

Замруководителя Роскомнадзора средней степени жизнерадостности Вадим Субботин вносит некоторую четкость в эту полную противоречий картину: ничего не понятно, но Роспотребнадзор, по крайней мере, наконец определился со списком «традиционных» и «нетрадиционных» ценностей и готов «вот прямо с завтрашнего дня» начать блокировать нарушителей (на всякий случай: главной угрозой традиционности считается культивирование эгоизма, вседозволенности и безнравственности, отрицание идеалов патриотизма, ценностей крепкой семьи и многодетности, решающей роли СССР в разгоне нацизма и проч. и проч.).

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Когда после окончания доклада Светлана Зорина, президент Ассоциации книгоиздателей, пытается задать пару наболевших вопросов Роскомнадзору и, видимо, внести еще больше неопределенности в общую чрезвычайно неопределенную картину рыночных перспектив,

ее довольно быстро прерывают: «Светлана, не кошмарьте нас!».

Короче говоря, главный вывод, который может сделать из всей этой дискуссии, да и всей ярмарки, сторонний наблюдатель, прост: каждый сейчас как никогда сам за себя — и выживут, конечно, сильнейшие. Пожалуй, единственное верное, что может сделать в таких условиях этот сторонний наблюдатель — искать и читать хорошие книги и при необходимости сбега́ть в уютные фантастически-фэнтезийные миры. В самом деле: если уж позволять кому-то себя кошмарить, так лучше уж драконам — они все-таки бывают человечнее и предсказуемее Роспотребнадзора.

Напоследок советую пять книг — и детских, и взрослых, — которые, на мой взгляд, нужно унести с ММКЯ-23 и которые можно использовать как лекарство от печальной реальности или как руководство к действию в эпоху диктатуры:

Серия «Папа диктатор»

Серия «Папа диктатор»

Individuum

Серия: «Папа Диктатор»
Автор: Мик (Михаэль Байер)

Серия маленьких иллюстрированных покетбуков, рассчитанная на маленьких, но пытливых читателей, учит с детства узнавать диктатуру и смеяться над ней. Повествование выстроено как монолог папы Диктатора, в который временами вклиниваются реплики маленького сына — явно куда более умного, чем родитель.

Мой личный фаворит — книжка «Папа Диктатор и Весеннее обострение»: пропалывающий огород отец с почти экстатическим восторгом ищет вредителей, вспоминая Арабскую, Пражскую и другие весны, после чего ребенок робко задает ему вопрос: «Папа, может, тебе просто нужна жена?»

«Сахарный ребенок»

«Сахарный ребенок»

КомпасГид

«Сахарный ребенок»,
Автор: Ольга Громова

Бестселлер КомпасГида и довольно смелый издательский и писательский шаг — просто потому, что книга о репрессиях, тем более детская, сейчас является смелостью по определению. Повесть может многое объяснить ребенку про существование в условиях диктатуры и репрессий —

и особенно про то, как жить, если твоего папу считают «врагом народа».

«Вавилон. Сокрытая история»

«Вавилон. Сокрытая история»

Fanzon

«Вавилон. Сокрытая история»
Автор: Ребекка Куанг

Долгожданный перевод на русский ставшей всемирно известной японской писательницы-фантаста. Роман, в котором рассматриваются использование языка и искусства перевода в качестве доминирующего оружия империи и студенческие революции как акт сопротивления власти.

Наиактуальнейшее произведение для нашей логоцентричной страны.

«Тирани Я. Конец общего мира»

«Тирани Я. Конец общего мира»

Издательство Ивана Лимбаха

«Тирани Я. Конец общего мира»
Автор: Эрик Саден

Подробное исследование типа личности под названием «современный тиран» и типа общества под названием «современное расколотое под гнетом тирании». Ответы на вопросы о том, что привело к реставрации диктатур, почему закончился общий мир и как все-таки ужиться вместе — в общем, все те ответы, которые мы ищем вот уже полтора года, а может быть, и десятилетия.

«Аквариум: геометрия хаоса»

«Аквариум: геометрия хаоса»

Metamorphoses

«Аквариум: геометрия хаоса»
Автор:
Александр Кушнир

Единственная книга из подборки, не посвященная диктатуре, а, скорее, ровно наоборот: посвященная свободе — той, которую воплощает собой БГ. Must read для истосковавшихся по концертам «Аквариума» россиянам и для всех, интересующихся историей группы. Приурочено к ее 50-летию.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow