РепортажиОбщество

Частное военное кладбище «Вагнера»

С сегодняшнего дня на Пороховском кладбище Петербурга разрешается прийти на могилу Евгения Пригожина, похороненного здесь в обстановке строгой секретности 29 августа

Частное военное кладбище «Вагнера»

Могила Евгения Пригожина на Пороховском кладбище. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

До момента завершения траурной церемонии держались в тайне точная дата (рассматривались сразу — 29, 30 августа и 2, 3 сентября), время (предать тело земле могли и ночью) и место погребения (официально были названы 5 вариантов, неофициально — еще больше). За последние четверть века в Северной столице никого не хоронили в атмосфере такой секретности, даже видных криминальных авторитетов — Константина Яковлева (Костя Могила), Романа Цепова и др. Причины ее в силовых структурах объясняли вероятностью провокаций, вплоть до попыток совершения терактов. А в городской ритуальной сфере и в Смольном — желанием родственников проститься с близким человеком в узком кругу.

О том, насколько близким в итоге оказался этот круг и как на протяжении суток с лишним от всех, включая силовиков, скрывали подробности ритуальной «спецоперации», — в репортаже «Новой».

Еще 26 августа судебно-медицинские эксперты готовили общественность к тому, что ждать похорон десяти погибших (трех руководителей ЧВК «Вагнер» — Евгения Пригожина, Дмитрия Уткина (позывной — Вагнер) и Валерия Чекалова (позывной — Ровер), четырех личных охранников Пригожина и трех членов экипажа самолета) в авиакатастрофе в Тверской области придется недели, а то и месяцы. Как объясняли специалисты, обычно именно так долго длится процедура идентификации тел при подобных катастрофах. Но уже около 14 часов 27 августа СК РФ официально заявил:

«Завершено проведение молекулярно-генетических экспертиз, по их результатам личности всех 10 погибших установлены, они соответствуют списку, заявленному в полетном листе».

Ровно с этого момента в публичном пространстве началось обсуждение возможного места захоронения Пригожина. Еще летом 2022 года основатель частной военной компании получил звание Героя России, а их обычно (Указ президента РФ № 1495 от 2007 года) хоронят с особыми почестями на Федеральном военном мемориальном кладбище в московских Мытищах, если это не противоречит последней воле усопшего или желанию его родных.

Кремль изначально устранился от решения вопроса о погребении. Пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков заявил, что о месте захоронения Пригожина руководству страны ничего не известно, а сам Путин «присутствовать на похоронах не сможет из-за плотного рабочего графика».

Стихийный мемориал у кафе-бара на Университетской набережной, где 2 апреля был совершен теракт, в котором погиб военный блогер Владлен Татарский. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Стихийный мемориал у кафе-бара на Университетской набережной, где 2 апреля был совершен теракт, в котором погиб военный блогер Владлен Татарский. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Утром 28 августа, после совещания в Смольном, стало известно, что, по желанию родственников Пригожина, его предадут земле в родном городе. Конкретную дату и место чиновники не называли под разными предлогами:

«Все засекречено, со всех задействованных взята подписка о неразглашении», «этот вопрос решится в последний момент», — говорили в петербургской администрации.

В ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти «Новую» тоже уверяли, что не имеют никаких точных сведений, поскольку служба безопасности ЧВК «Вагнер» не идет на контакт с силовиками, заявляя: «Мы всё решим сами». Но предоставить «вагнеровцам» такую возможность и пустить все на самотек ни в Смольном, ни в полицейском Главке попросту не имели права.

К вечеру 28 августа выяснилось, что Валерия Чекалова скорее всего похоронят на Северном кладбище Петербурга, Дмитрия Уткина — в Подмосковье, а родственникам Пригожина предложено на выбор несколько «питерских» кладбищ: Серафимовское, Смоленское, Северное, Богословское и Белоостровское. Какое предпочтут вдова и дети миллиардера, якобы зависело только от них. По информации «Новой», всеми погребальными процедурами занимался сын Евгения Пригожина Павел, именно его люди на машинах доставили тела Пригожина и Чекалова в Северную столицу поздно вечером 28 августа. К этому часу, по данным СМИ, Павел Пригожин вроде бы остановил выбор на Богословском кладбище.

Но в это же время президент российского Союза похоронных организаций и крематориев Павел Кодыш утверждал: «По моей информации, в Петербурге к похоронам Пригожина не готовится ни одно кладбище».

Однако уже к 19 часам понедельника активно готовиться к каким-то событиям принялось Серафимовское кладбище. На двух входах установили рамки металлоискателей, а ближе к полуночи выставили наряды полиции.

Серафимовское кладбище. Рамки на входе. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Серафимовское кладбище. Рамки на входе. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

К возможным похоронам готовили еще три погоста: Богослословское, Северное и Смоленское кладбища, но без столь очевидных приготовлений, как на Серафимовском.

По этой причине именно сюда рано утром 29 августа устремилось подавляющее большинство журналистов и желающих проводить Пригожина. Все дороги, ведущие к Серафимовскому кладбищу — Богатырский проспект и близлежащие улицы, — с 8 утра вторника встали в глухой пробке. В «карман», параллельный проспекту, никого не пускали сотрудники ДПС. В ответ на вопрос «с чем связано перекрытие» инспекторы разводили руками. Но даже водители «переписывались» в приложении «Яндекс.Пробки»: «Пригожина хоронят, всё перекрыто».

Журналисты у Серафимовского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Журналисты у Серафимовского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Предположение, что при жизни привыкший к баснословной роскоши Пригожин и похоронен хотел быть в пафосном месте, служило еще одним аргументом в пользу Серафимовского кладбища. Здесь традиционно хоронят блокадников, покоятся моряки с затонувшей АПЛ «Курск», расположен пантеон заслуженных солдат и офицеров Минобороны. На Серафимовском также есть участок, где за последние полтора года похоронены бойцы ЧВК «Вагнер».

При этом в силовых структурах и Смольном с утра и до вечера 29 августа твердили, что вопрос со временем и местом захоронения основателя ЧВК «Вагнер» не решен.

На Серафимовском кладбище во вторник было нервно. На входе людей не просто досматривали, но и допрашивали: к кому и с какой целью они направляются? Многочисленным журналистам приходилось выдумывать поводы посещения. Фотографов и видеооператоров полицейские вообще оставили за забором. Полиции было не меньше, чем на запрещенном митинге. Наряды курсировали по аллеям, осматривали ямы и кусты. Неохотно, но разговаривали с журналистами. Как удалось узнать «Новой» от полицейских, патрулировать территорию погоста им приказали с 6 утра до поступления особого распоряжения. Цель не сообщали.

Досмотр на входе на Серафимовское кладбище. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Досмотр на входе на Серафимовское кладбище. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Директор Серафимовского кладбища Александр Скрыдлов рассказал «Новой», что его сотрудникам пришлось прийти на работу еще раньше — к 5.30 утра. В отличие от полиции, Скрыдлов знал о предстоящих похоронах Пригожина, но (судя по нескрываемым эмоциям) директора тоже не информировали, когда и куда привезут тела.

— До 18 часов все может произойти. Ждем звонка, — объяснил Скрыдлов. — На кладбище заехал катафалк с другим покойником, а вы подозреваете, что это Пригожин, — срываясь на крик, отчитывал Скрыдлов окруживших его корреспондентов. — У нас на завтра две заявки на похороны блокадников, мы должны вырыть для них могилы. Но мы не можем! Мы сейчас начнем копать, и все напишут, что роем для Пригожина!

Могил, заранее вырытых на Серафимовском кладбище, обнаружить не удалось ни журналистам, ни «вагнеровцам», которые узнали из СМИ о предстоящих похоронах и пришли проститься с шефом. Скрыдлов позже объяснил: «Вырыть могилу не проблема, это решается за полчаса».

Бывшие бойцы ЧВК «Вагнер», не обнаружив никаких признаков погребения, уходили с кладбища с теми же гвоздиками, которые несли тому, кого не нашли. «Новой» они рассказали, что им ничего не сообщали о церемонии прощания с Пригожиным даже в закрытых чатах.

Около 13 часов к храму на главной аллее Серафимовского кладбища приехал микроавтобус ритуальной службы с телом погибшего при пожаре пенсионера. Но среди томящихся на кладбище журналистов он вызвал переполох.

К тому же примерно в это же время — на Северном кладбище — начались похороны Валерия Чекалова. Проститься с ним, по данным «Новой», пришли около 150 человек. Среди них — личный охранник Пригожина Сергей Плащенко, которому повезло не оказаться на борту рухнувшего лайнера. Чекалова отпевали в часовне на Северном кладбище, не пустив посторонних. Более того, когда сотрудники ЧВК «Вагнер» заметили у могилы фотокорреспондентов, то стали агрессивно прогонять всех снимающих: «Если не хотите эксцессов…».

Похороны Валерия Чекалова на Северном кладбище. Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

Похороны Валерия Чекалова на Северном кладбище.  Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

Напряжение на Серафимовском достигло пика около 14 часов, когда в телеграм-каналах с сомнительной репутацией были опубликованы фото траурного кортежа у здания Манежа Первого кадетского корпуса на Университетской набережной. Здесь на парковке стояли три брендированных автокатафалка Ритуальной транспортной службы, принадлежащей миллиардеру Валерию Ларькину (в прессе его часто именуют «королем питерской похоронки»), и черная BMW 760 с номером 377 «ОСА», на которой при жизни перемещался по Петербургу Евгений Пригожин. В комментариях к фото сообщалось, что, вероятнее всего, в Манеже прощаются с бывшим кремлевским поваром.

Однако нескольким журналистам, успевшим приехать на Университетскую набережную, и тут ничего узнать не удалось. Катафалки подъехали к зданию так, чтобы с улицы не было видно, что происходит у входа. А затем умчались в сторону Западного скоростного диаметра, по которому могли добраться как на Серафимовское, так и на Белоостровское кладбище. Спустя 40 минут машины оказались на Белоостровском. Догнать их для журналистов не представлялось возможным: дороги к кладбищу тут же были перекрыты после проезда кортежа.

Почти все рабочие Серафимовского кладбища, перевозящие песок, инвентарь, продающие цветы и лампадки, выдохнули в этот момент: «Не у нас похоронят, на Белоостровском». Но они успокоились преждевременно, а Скрыдлов, так и не получивший обещанного звонка, радоваться не спешил.

Рабочие Серафимовского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Рабочие Серафимовского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Белоостровское кладбище — новое в Петербурге, но успевшее прославиться тем, что именно здесь в конце прошлого года Евгений Пригожин со скандалом требовал у городских властей открыть Аллею Доблести для захоронения погибших бойцов ЧВК «Вагнер». Несколько десятков «вагнеровцев», по данным СМИ, здесь похоронены на сегодняшний день. Однако, несмотря на один из любимых тезисов Пригожина «Груз 200 — мы вместе», в ритуальной сфере Петербурга сильно сомневались в том, что миллиардера положат на вечный покой рядом с бывшими осужденными.

Около 17 часов на Серафимовском кладбище к выходу выдвинулись улыбающиеся полицейские и, не скрывая радости, объяснили журналистам: «Снимаем оцепление, поступила команда». В твердой уверенности, что Пригожина похоронят не 29 августа, покинуть Серафимовское решили и представители СМИ (не менее двух десятков изданий, включая федеральные).

Тут их и настигло в 17.20 сообщение в телеграм-канале пресс-службы Пригожина: «Прощание с Евгением Викторовичем состоялось в закрытом формате. Желающие проститься могут посетить Пороховское кладбище».

Пороховское кладбище. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Пороховское кладбище. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Пороховское кладбище, находящееся на отшибе и примерно в полутора часах езды от Серафимовского, закрывается в 18 часов. Шансы успеть посетить его 29 августа до закрытия равнялись почти нулю. К тому же силовики, весь вторник дежурившие на других погостах, после сообщения пресс-службы Пригожина успели передислоцироваться на Пороховское кладбище.

Автобусы и автомобили Росгвардии, ОМОНа, ГИБДД окружили его по всему периметру. Живым щитом встали вдоль забора сотрудники спецслужб (включая кинологов и саперов). Некоторые были вооружены противодронными ружьями. Никого из посетителей и тем более журналистов на кладбище не пускали.

Автобусы и автомобили Росгвардии, ОМОНа, ГИБДД около Пороховского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Автобусы и автомобили Росгвардии, ОМОНа, ГИБДД около Пороховского кладбища. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Несколько силовиков охраняли могилу Пригожина, остальные выстроились между могил с интервалом в 4–5 метров. Как объяснил «Новой» присутствующий на месте начальник управления информации и общественных связей ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти Вячеслав Степченко, приказ о дежурстве полиции на Пороховском кладбище поступил только вечером.

Цель — избежать возможных провокаций. Степченко отметил, что полицейские будут дежурить на этом погосте до отмены приказа — возможно, не одни сутки.

Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

По данным пресс-службы Пригожина, на его похоронах, состоявшихся около 16 часов, присутствовали только родственники и ближайшие друзья. Однако как-то в их ряды затесались блогеры телеграмм-канала SHOT, который в 18.10 опубликовал фотографии и видео могилы шефа «вагнеров». Лиц присутствующих на траурной церемонии на этих кадрах нет. Но видно, что могила Пригожина находится между двумя могилами близких ему людей: отца — Пригожина Виктора Евгеньевича и отчима — Жаркого Самуила Фридмановича. Выбор для погребения миллиардера старого малоизвестного кладбища на окраине Петербурга можно объяснить и этим. Другая причина, по данным СМИ, в том, что организацией похорон занимались структуры миллиардера Валерия Ларькина, а он считается негласным куратором Пороховского кладбища.

Героя России Пригожина похоронили без воинских почестей.

На обратной стороне деревянного креста с его фотографией — отрывок из стихотворения Иосифа Бродского «Натюрморт»:

«Как ступлю на порог,

не поняв, не решив:

ты мой сын или Бог?

То есть, мертв или жив»?

Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

Фото: Елена Лукьянова / «Новая газета»

Сам Пригожин или его близкие так задумали — неизвестно.


Читайте также

«Что это произойдет, сомнений не было никаких»

Валерий Ширяев поясняет, почему так поступили с Пригожиным и что будет с «Вагнером» дальше

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow