КомментарийКультура

Не копье, но слово. А змей выжил

Что не так с гербом Москвы и одним из самых главных православных мифов о Святом Георгии Победоносце

Не копье, но слово. А змей выжил

Святой Георгий Победоносец. Фото: ar.culture.ru

Как вы думаете, что есть общего между православным праздником Преображения Господня и гербом Москвы?

Не торопитесь сказать «ничего», я вам сейчас все расскажу!

19 августа — день безумно интересный, как в старину, так и в современности, вот и начнем с самой даты.

Преображение Господне — описанное в Евангелиях явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками Иоанном, Иаковом и Петром во время молитвы на горе. Об этом событии нам сообщают все евангелисты, кроме Иоанна.

Русская православная церковь празднует Преображение Господне 19 августа, и этот день входит в число двунадесятых праздников, а в русской народной традиции называется также Яблочный Спас.

Но происходило все это отнюдь не на Руси, а на Святой Земле, то есть на территории сегодняшнего Израиля, а именно — на горе Фавор, в Северной Галилее, недалеко от Назарета!

По евангельским текстам, все было так:

«Там во время молитвы Он преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Матф. 17:2).

При этом явились два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия, которые беседовали с Иисусом «об исходе Его, который Ему надлежало совершить в Иерусалиме» (Лк. 9:31).

Увидев это, восхищенный Петр сказал: «Равви! хорошо нам здесь быть; сделаем три кущи: Тебе одну, Моисею одну, и одну Илии» (Мк. 9:5).

После этих слов явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали из облака голос:

— Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте (Матф. 17:5).

И вот здесь я дам историческое отступление: дело в том, что даты некоторых евангельских событий на Святой земле назначены… я повторяю, назначены, совершенно удивительной женщиной, которую звали Флавия Юлия Елена Августа, в православии — Равноапостольная Царица Елена.

Елена Равноапостольная. Фото: psdsale.com

Елена Равноапостольная. Фото: psdsale.com

Сия святая дама обратилась в православие довольно поздно, под влиянием своего сына, того самого императора Константина, который сделал христианство официальной религией Римской империи. Но обратившись, она проявила немеряную прыть, совершив паломничество на Святую землю. Если учесть, что ей в эти дни было уже под восемьдесят, само путешествие можно признать подвигом!

Но этого мало.

Вы же, наверное, догадываетесь, что в связи со всеми антихристианскими репрессиями и слаборазвитой письменностью сведения о жизни и подвигах Иисуса Христа тогда были весьма расплывчатыми, как во времени, так и в пространстве. Так вот, прибыв на Святую землю, она организовала там одну из первых археологических экспедиций в истории человечества. Результатами этой экспедиции стали обретение Гроба Господня, Животворящего Креста в Иерусалиме и еще несколько позиций, в том числе определение даты Преображения Господня — 19 августа.

Приступаю к самому главному:

в этот день, точнее, в ночь с 18 на 19 августа, на горе Фавор ежегодно уже две тысячи лет происходит православное чудо, а именно — явление того самого Благодатного Облака, из которого сам Господь вещал ученикам Иисуса!

Гора Фавор. Фото: соцсети

Гора Фавор. Фото: соцсети

В 2010 году на гору Фавор при моем участии состоялась экспедиция рабочей группы по описанию Чудесных Знамений при Богословской комиссии РПЦ под руководством профессора П.В. Флоренского. Отчет ее для публики можно увидеть по ссылке.

Так и в этом году, в совершенно невыносимую августовскую жару, когда коренные израильтяне с удовольствием уезжают «куда-нибудь на север», православные паломники пришли на гору, а мы с товарищем решили составить им компанию.

23.00. Греки, арабы, румыны, канадцы, грузины, украинцы, евреи, латыши, армяне, китайцы… Это лишь те группы, которые я смог идентифицировать. И русской речи было довольно много, но она уже не превалировала, как в 2010 году, хотя людей было раза в два больше. Ориентировочно прикидываю — 7‒8 тысяч.

Фото: Леонид Липницкий

Фото: Леонид Липницкий

Небольшая парковка для машин у стен самого монастыря была заполнена еще днем, поэтому вся обочина двухкилометрового серпантина оказалась украшена не слишком аккуратно припаркованными автомобилями, а сам серпантин заполнен людьми с рюкзаками, ведущими детей за руку или толкающими коляски.

Привычной для Израиля полиции видно не было: хотя район горы Фавор заселен преимущественно арабским населением, никаких неприятностей здесь отродясь не было, видимо потому, что большинство христианского населения Израиля представлено именно арабами.

Кстати, христианские святыни по странному стечению обстоятельств расположены именно на арабских территориях — Вифлеем, Назарет, Иерихон, Фавор и даже слово «Армагеддон» происходит от названия горы «хар Мегиддо».

23.30. В самом монастыре наружу выставлены несколько ящиков с питьевой водой, это для тех, кто свою уже выпил или просто забыл, но таких немного. Кроме того, у стены стоит стол с чаем, это для всех.

И да, конечно, в разных местах стоят кабинки с биотуалетами.

0.00. Началась праздничная служба для нескольких тысяч паломников, которую вел Патриарх Иерусалимский Феофил III. В толпе говорили о присутствии Патриарха Вселенского Варфоломея, но уточнить это было невозможно, ибо никто из святой братии к публике не вышел и на вопросы не отвечал. Во время службы звучали греческий, арабский и румынский языки.

Фото: Леонид Липницкий

Фото: Леонид Липницкий

3.00. Служба завершилась, но… к сожалению присутствующих, очевидного схождения Благодатного Облака не произошло. Некоторые размахивали руками, говоря что-то вроде «Вот оно, вот!», но мы ничего подобного не заметили.

Как к этому относиться? А нормально. Это, конечно, обидно, но совершенно не трагично, и уж совсем ничего не говорит о фальсификации чудес. В 2010 году упомянутое схождение Благодатного Облака было мною зафиксировано на пленку в виде заметного и совершенно необъяснимого тумана.

Впрочем, и тогда паломник, приходивший на Фавор много лет подряд, сказал: «Плохо верить стали. С каждым годом чудо все менее и менее заметно…»

Можно ли сказать, что за прошедшие годы вера в нас укрепилась? Не думаю, впрочем, ответьте сами. Проводя аналогию с еще одним Евангельским Чудом, нам следует лишь порадоваться, ведь о возгорании Благодатного Огня на Пасху всякий раз говорят: «Если в этом году огонь не сойдет, то большая беда будет!» Здесь ничего подобного не говорили никогда, а лишь сетовали о «малой вере».

Продолжая аналогии, должен сказать, что если в кувуклии храма Гроба Господня сам момент возгорания всегда остается «за кадром», по поводу чего есть огромное количество версий и даже злых шуток, то здесь, на Фаворе, всегда было все совершенно очевидно: присутствие «дымовых машин» или мощных холодильных аппаратов абсолютно исключено.

Да и никакими метеорологическими факторами объяснить это явление не представляется возможным.

А я продолжу рассказ о связи даты 19 августа с гербом Москвы, и сейчас обращусь к работам выдающихся академиков Вячеслава Иванова и Владимира Топорова. Эти два лингвиста, полвека назад проанализировав мифологию и сказки всех народов мира, пришли к выводу, что «основным мифом» всех этносов является Битва Добра и Зла, а чуть конкретнее — схватка Героя с Драконом или Змеем.

В соответствии с этим основным мифом на исходе лета Бог Неба поражает огненной стрелой выползшего на камень Бога Земли и Моря, после чего начинается очистительная гроза.

По современному календарю это происходит именно 19 августа…

А древние славяне, жившие на Дунае, считали, что в этот день змея, пролежавшая под колодой семь лет, выползает на горюч-камень и превращается (преображается???) в огромного дракона, поэтому всем поселением в этот день они шли в леса и поля, чтобы побить увиденных змей!

Не правда ли, интересно эта история рифмуется с путчем 19 августа 1991 года?

Но сейчас речь не об этом, а о том, что знаменитое «Чудо Георгия о змие», легшее в основу герба нашей Москвы, является классическим частным случаем того самого «основного мифа»!

А разве нет? Воин Георгий, то есть — Герой, витязь Добра, выходит на битву со Злом и поражает своим копьем змея, то бишь дракона!

Да-да, именно: добро всегда побеждает зло.

Есть только один нюанс: на самых древних иконах Георгий отнюдь не пронзает змея копьем, а увещевает его Божьим словом! И посмирневшее чудовище уводит на своем пояске дева Елисава, а в руке у Георгия не копье, а… флажок! Увидеть эту версию мы и сегодня можем в храме Святого Георгия в Старой Ладоге, где фреска датируется 1167 годом, то есть всего на 20 лет моложе нашей Москвы.

Другое дело, что библейский Георгий жил, воевал и погиб не на Руси, а… все там же, на Святой земле, то есть на территории современных Ливана и Израиля.

Могила Георгия находится в городе Лод, библейской Лидде.

Не правда ли, многовато странных совпадений пришлось на эту дату?

Сергей МИРОВ

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow