СюжетыКультура

«Мы не можем не думать, как жить внутри цензуры»

Что происходит на калининградском фестивале «Короче». Хлебников, Герман и победы вслепую

«Мы не можем не думать, как жить внутри цензуры»

Кадр из фильма «Архитектор. История Алексея Германа и его фильмов»

«Реальность сейчас описать невозможно»

Борис Хлебников, председатель жюри фильмов-дебютов на фестивале «Короче» провел мастер-класс при полном зале калининградского кинотеатра «Заря». Главная тема разговора — «Как выживать авторам сегодня».

«Мы в эпицентре трагедии, когда невозможно описывать реальность. Ее описать сейчас невозможно. Американцы свою вьетнамскую трагедию начали описывать пять лет спустя.

К тому же время создания фильма — примерно три года, если бежать за актуальностью, все равно опоздаешь.

Драматург Александр Родионов сказал важную вещь: «Я никогда не буду описывать человека, если я его ненавижу или если я в него влюблен». И в том и в другом случае ты необъективен. И это мешает профессии. Необходимо перестать эмоционировать, ненавидеть, обожать — стать настоящими свидетелями того, что происходит.

Наше поколение, пришедшее снимать фильмы в начале нулевых, не верило в экшен, в жанр. Мы пришли в кинематограф, в котором вообще не было кинопроката. Сериалами было заниматься позорно. Люди, воспитанные Музеем кино, хотели снимать арт-хаус. Бакурадзе, Хомерики, Попогребский, Прошкин. Но раз не было индустрии, то и особых ограничений не было. Раньше мы готовились очень долго к фильму, съемкам, искали деньги, пленку, снимали несколько лет. И пытались вложить в свой дебютный фильм все, что накопилось за эти годы. Получалось барахло. Сейчас можно снять один неудачный фильм довольно быстро, потом второй, третий. Набить шишки. Научиться. Обрести опыт. Не относиться к производству кино как к сакральному процессу.

Сегодня молодые люди приходят в индустрию, изначально мотивированные на сюжет, историю. Жанр перестал быть стыдным.

Сегодня самые интересные вещи — это не проза жизни, а те, которые улетают далеко, в фантастику, на планеты вроде бы других ценностей. Но именно там, в параллельном пространстве, ты можешь говорить о том, что тебя волнует.

Что касается меня лично, у меня нет желания рассказывать про сегодня.

Что происходит в индустрии? Мы перестраиваемся в совершенно новое для нас цензурированное пространство, и процесс этот очень сложный, болезненный. Мы можем сутками говорить про это: как жить внутри цензуры. Мы просто не можем об этом не думать.

Если говорить о документальном кино. Есть Школа Марины Разбежкиной. Пока они учатся — снимают от двух до пяти фильмов. Потом выходят из этой лучшей в стране школы и понимают, что на фиг никому не нужно их честное, талантливое, нетелевизионное кино. Нет пункта доставки такого кино к зрителю! И они идут на телик, на платформы, где мало свидетельств о времени.

Что бы я посоветовал молодым? Сегодня самое правильное — пытаться фиксировать происходящее вокруг тебя, воздух времени, драму времени. Создавать документ времени».

Борис Хлебников. Фото: соцсети

Борис Хлебников. Фото: соцсети

Герман о Германе

Премьера фильма Алексея Германа-младшего «Архитектор. История Алексея Германа и его фильмов»

Это кино скорее для зрителей, чем для специалистов. Хотя и кинематографистов, и историков кино порадуют редкие кадры, фрагменты хроники, моменты съемок, актерские пробы (известно, что претендентами на роль Руматы были Краско, Адасинский, Лыков и другие). А самым первым был Владимир Рецептер. И снова вспоминаем, что «Трудно быть богом» — главный, магистральный фильм жизни Алексея Германа. Это его первый самостоятельный проект. Но сценарий закрыли. Шел 1968-й с танками в Праге.

Постер фильма Алексея Германа-младшего «Архитектор. История Алексея Германа и его фильмов»

Постер фильма Алексея Германа-младшего «Архитектор. История Алексея Германа и его фильмов»

Зато именно этим летом, горюя о «сломанном» фильме, он познакомился со Светланой Кармалитой, с которой и снимет тот самый проклятый и прекрасный фильм много лет спустя.

Вот, как всегда, взлохмаченный Алексей Юрьевич на съемочной площадке эпохального долгостроя «Трудно быть богом». Гуру внимает многострадальная киногруппа: выдающиеся операторы, художники, талантливые актеры, неслучайная массовка.

Он просит художника картины — «не портить», то есть не украшать декорацию, это ведь — вонючее место. Художник по костюмам, знаменитая Екатерина Шапкайц («Трудно быть богом», «Хрусталев, машину!»), говорит, что он сочинял костюмы как стихи, когда предметы одежды — слова. И тут же Герман ее третирует: «Пока это театральный костюм. Ты рухнула как художник в моих глазах». И сразу поцеловал.

В этом недлинном фильме авторы рассказывают и о картинах, и о каких-то важных вехах жизни режиссера, не преследуя цели «всестороннего портрета». Скорее это фильм — впечатление.

Но среди главных вопросов, который, думаю, продолжает мучить Германа-сына: отчего так долго, так мучительно долго шла работа над последним фильмом отца? Почти 15 лет! Над фильмом, которому он отдал все. Который словно боялся завершить. Который в итоге его забрал.

Алексея Герман-младший. Фото: соцсети

Алексея Герман-младший. Фото: соцсети

Изобразительные решение новой документальной картины придумала Елена Окопная, художник фильмов Алексея Германа-младшего. Получилось красиво. Те, кто работал с Германом, хорошо его знал (продюсер Рушан Насибулин, Кудрин, Клименко, Клейман и другие) дают интервью в черно-белых геометрических пространствах. И все изображение нетравматично гуляет из цвета в черно-белое поле.

Пока не проваливается во вселенную фильмов Германа. В бескрайний и будто бы нерукотворный ад Арканара, который сегодня все больше и больше напоминает хронику наших дней. «Вы заметили, как вольно дышится в освобожденном Арканаре!» — восклицает Дон Тамэо… перед всеобщей казнью.

Но будут еще и крупно портреты его героев. Тех, кто жил в Средневековье разных эпох, включая тридцатые, сороковые. Лица из Красной книги. На них вся надежда Алексея Юрьевича.

Все-таки он был не фиксатором утекшей эпохи, а провидцем наступающей. Поэтому и было ему так трудно.

  • Продюсеры фильма — Алексей Боков и Рушан Насибулин

Читайте также

Тени Гофмана и куриная косточка

Новые российские дебюты в Калининграде

Брат во всем

Терпеть не могу спортивных драм, хотя зрители их любят. Байопики с девизом «Мы хотим всем рекордам наши звонкие дать имена», с пьедесталами, домохозяйками и пивными кружками у телевизоров и зверскими лицами врагов, как маска Корчного у Хабенского.

Кадр из фильма «Крецул»

Кадр из фильма «Крецул»

«Крецул» (показанный позавчера на «Короче») — птица редкая: авторская спортдрама. В основе реальная история молдавского дзюдоиста, чемпиона Паралимпийских игр Олега Крецула.

Конец 90-х. Едва ли не в самом начале картины — свадьба двадцатидвухлетнего Олега, снятая как хоум-видео на VHS. В тесной квартирке вот это все: выкуп невесты, гогот, цветы в целлофане и шарики, и новобрачная Света в теле, во все кружевное наряженная.

Потом катастрофа. И друг детства Виталий Глигор, практически брат, становится всем: глазами, тренером, водителем, психологом Олега. Опорой… которую не замечаешь.

Будет в этом фильме и сюжет преодоления невозможного, но не это главное

Александра Лихачева рассказывает историю сложных отношений двух братьев, из которых только один — чемпион. И только один — видит. Ей удается показать эту странную крепкую и хрупкую одновременно, сложную витальную взаимосвязь, переплетенность двух людей — как системы сосудов.

И актеры Ленсовета — однофамильцы Волковы: Никита в роли Олега и Сергей в роли Виталика, — показывают высокий класс не только мастерства, но ансамблевости. Причем с какого-то момента роль поводыря, которому надо выбирать между обидой и высокой дружбой, — становится главной. И «борьба на ощупь» оказывается более широкой метафорой, как и битва с тем (или с чем), кого не видишь.

90-е, словно запечатленные на выцветшей «Свеме». Дефицитные спортивные костюмы из Турции и диски для колес, полуразбитые авто, грязно-синяя краска на стенах разнообразных «учреждений», паутины из висящих проводов, облупленный дерматин на дверях, закрытые фабрики.

Кадр из фильма «Крецул»

Кадр из фильма «Крецул»

Одна из важных сцен, когда Виталик приводит вышедшего из больницы Олега домой. Они стоят перед распахнутой дверью. Долго. Очень долго. И мы не видим матери, пока ее голова не уткнется покалеченному сыну в грудь.

При всей трагичности история лишена пафоса, приторности (главный бич спортивных картин), в ней сдобренный молдавским темпераментом юмор.

В финале будет хроника Паралимпийских игр 2008-го, где Олег стал чемпионом, и фото двух товарищей.

  • Кино войдет в линейку Wink Originals.

Калининград

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписку

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow