КомментарийКультура

«Окно в Европу». Возвращение?

О главных событиях киносмотра «Выборг», фильмы которого стали слепком российской действительности

«Окно в Европу». Возвращение?

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

Закрытие кинофестиваля в стенах старого выборгского замка напоминало хэппенинг с привлечением небесных сил.

Прежде чем сесть на свои места, нарядные гости и участники показов брали с сидений дождевики, заботливо приготовленные устроителями, и убирали их в сумки. Напрасно. Церемония еще только начиналась, а дождь финальных фанфар ждать не планировал. Наше анимационное жюри вручало награды уже под крупными каплями. Хорошо, что в руках у меня был диплом для режиссера Валентина Ольшванга, одушевившего с помощью карандаша «Пиковую даму» («Ваша дама. Часть I»), — прикрыла им голову. Главный приз мы дали интересной картине молодой художницы Нади Гольдман «Полынь 25» (студия ШАР). О том, как трудно и больно выбираться из темноты. О девушке, запутавшейся в своей жизни и не понимающей, как ей выползти из лифта, неостановимо едущего вниз. Эстетская картинка, недетские страсти и переживания, понятные сегодня многим двадцатипятилетним.

Кадр из анимационного фильма «Ваша дама. Часть I»

Кадр из анимационного фильма «Ваша дама. Часть I»

Впрочем, неожиданности приготовила не только природа.

Губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко предложил вернуть фестивалю отмененное в этом году название «Окно в Европу»: «Не мы его открывали, а Петр Первый, не нам и закрывать».

Так что, скорее всего мы были свидетелями и участниками единственного в истории кино фестиваля «Выборг». Кроме того, у фестиваля появился новый президент — режиссер Сергей Урсуляк, так как в этом году не стало Армена Николаевича Медведева. В своей инаугурационной речи Урсуляк сказал: «Совершенно необязательно считать, что должность президента — пожизненная».

Кадр из анимационного фильма «Полынь 25»

Кадр из анимационного фильма «Полынь 25»

«Главный приз Выборгского фестиваля ожидаемо вручен авторам мелодрамы «Свет». Эту фразу я написала утром в день награждения, еще не зная решения жюри. Но скажи мне: кто в жюри. А в жюри в основном профи — любители зрительского жанрового кино под руководством того же Урсуляка. И поэтому их выбор был предопределен. Любопытно, что «Свет» получил и приз зрительского голосования «Выборгский счет». Эту картину можно в прайм-тайм показывать по любому из федеральных каналов — от Первого до «Спаса».

Действие развивается сразу в двух эпохах. Про распавшуюся связь времен, не соединив которую, не «вспомнив все», — себя не собрать. Соцработник Татьяна Сергеевна (Елена Яковлева) — женщина неприметная, милая, живет себе тихо с мужем, помогает старикам, готовится к шестидесятилетнему юбилею. А параллельно развивается история в 70-е: дружба взахлеб той самой, потерянной в детстве троечницы Тани и отличницы Марины. И под завалами этой разрушенной дружбы вдруг оказалась Танина, Татьяны Сергеевны, жизнь. Об этом и плачет она на своем юбилее в нарядном золотом платье.)

Расскажешь сюжет — чистый «мувик для телетётенек». Но молодому режиссеру Антону Коломейцу удалось наполнить легкие незамысловатого сюжета воздухом конца семидесятых. Нежность и драйв утекшего под музыку «Цветов» и Градского времени.

Правда, и о вчерашнем, и о сегодняшнем он рассказывает так старательно, дотошно, словно пишет реферат во ВГИКе. Картина всем нравится, потому что эмоциональная, вольготно во времени расположенная. С шикарной работой Елены Яковлевой, которая играет еще и растерянность перед возрастом, «внезапно» возникшем на пороге ее, казалось, только начатой жизни. С точным атмосферным саундтреком, придуманным и подобранным… родителями молодого режиссера.

Кадр из фильма «Свет»

Кадр из фильма «Свет»

С жюри неблагодарное дело спорить, но все-таки кинофестивали могли бы поддерживать и не только зрительское кино.

Жаль, что полностью проигнорировали синефильскую мистерию «Отпуск в октябре» одного из самых странных, неуемных и загадочных режиссеров Романа Михайлова.

Его новый фильм — очередное виденье-сновиденье — на сей раз о кино. Причем о кинематографе семидесятых, запечатленном на тусклую «Свему», и потому особенно безнадежному. О потоке времени, которое кино пыталось выхватывать, пришпилить к экрану. А потом само кино стало отпечатком времени.

Поживший лектор объясняет про эмульсии, химию, красители, которые превращают артистов с помощью камеры и пленки в образы, образуя мощный идеологический заряд. И все это происходит на съемках большого болливудского фильма… где-то в Петрозаводске. Вообще-то должны были снимать в Мумбаи, но пока так. На эту съемочную площадку, в бывший НИИ, где живет группа, попадает не слишком удачная сериальная актриса (Мария Мацель). И ее манит-манит карусель — калейдоскоп иллюзий, фантасмагория с участием массовки, будто попала в чужое сновиденье. И сон этот невидимого кинофаната-кинорежиссера никак не заканчивается. Здесь есть и индийское кино в духе «Танцора диско» с зажигательной «Джимми, Джимми, ача-ача». И Линч. И производственная драма с гомеопатическими процентами лирики.

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

Но главное здесь — игра в кино. В свободное от съемок время, артисты репетируют и переснимают фрагменты фильмов 70-х, эпизодов-«паролей», которые определяют своих и чужих.

Похоже на обряд, ритуальное посвящение-повторение. Разыгрывают и потом смотрят «счастливые моменты» из «Служебного романа», «Осеннего марафона». И, разумеется, «Отпуска в сентябре» по вампиловской пьесе — не случайно же перекличка в названиях. Здесь самый короткий в своей карьере эпизод играет Юрий Борисов, на миг перевоплощаясь в Зилова, когда тот, разочаровавшись в жизни, сидит, упершись взглядом в стену. Получает микророль и героиня Маши Мацель. Ей доверяют сыграть танец отчаяния из старого фильма «Прости» по сценарию Мережко. Когда героиня Натальи Андрейченко узнает о предательстве красавца мужа-Костолевского.

А всё вместе — признание в любви тому выцветающему на пожухлой пленке «Свема» кинематографу, его смеху и слезам. Картина, правда, затянута, кружит на одном месте. Но так бывает с томительными вязкими снами: вроде знаешь, что спишь, а никак не выберешься.

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

Кадр из фильма «Отпуск в октябре»

Когда фильм завершился вроде, его обсуждение превратилось в его продолжение. Одна дама сердилась на режиссера-демиурга: «Что-то вы неглубоко мыслите. Почему семидесятые? Отчего вы не коснулись Средневековья? Там столько всего интересного!» А зрительница из первого ряда возмущенно уличала Михайлова в том, что он второй год подряд показывает здесь один и тот же фильм. «Как не стыдно! Еще деньги в Минкульте берете!». Режиссер, который впервые участвует в программе кинофестиваля в Выборге, пожимал плечами: «А что делать? Показываем потихоньку одно и то же. Бабло-то государственное нужно рубить. Если не мы, то кто?» Михайлов, к слову сказать, никогда не снимает на государственные деньги. Более того, считает их страшно развращающими. Радикально предлагает и искусство, и науку оставить на время без госфинансирования. «Да, — говорит, — вначале будет яма. Но останутся самородки. А через какое-то время непременно оживут субкультуры».

Кадр из фильма «Одним днем»

Кадр из фильма «Одним днем»

Приз критики достался фильму «Одним днем» яркого и талантливого режиссера Стаса Иванова («ЮЗЗЗ», «Хрустальный») с его любимыми Антонами в главных ролях: Васильевым и Кузнецовым. Предыдущие названия «Тяжкие внутренние повреждения» (так назывался сценарий) и «Дембель» — может, даже точнее.

Это история возвращения блудного сына Семена на родину. В маленький город Буй (снимали в Ельце).

В 18 их призвали в армию вместе с близким другом Эдиком. Вернулся лет через двадцать. Заехал вроде бы на день, папу больного проведать. Без сына и жены. Да и увяз в Буе…

Малая родина стиснула в объятиях, затянула-закрутила-запутала, измордовала, едва не угробив.

После армии не вернулся, бросил-позабыл свою девушку Ленку Родину. Она без него и пропала. То ли под поезд, то ли еще как. Осталась Родина-дочь, мамой названная Майей — сплошная маета. 17 лет, 9 классов, поет в электричках, пьет горькую, живет тоже горько: местные ею, пьяною, еще и пользуются. Кто отец непонятно.

В общем,

спасать надо Родину. А дело это непростое: начинаешь спасать — меняешься сам настолько… еле ноги унесешь.

Фильм и начинается с кустурицо-бреговических проводов в армию — поющих, расхристанных, пьяно пляшущих. Рубашки нараспашку, руки-пальцы на пыльном стекле старенького автобуса. Миленький ты мой, возьми меня с собой! И продолжается кино так же: жирно, рывками, «жутко громко и запредельно близко». Вспомнится не только «Маленькая Вера», но и «Калина красная». Егор Прокудин в деревню Ясное к своей Любови ехал. Да не спасла его ни простодушная Любушка, ни березки. Семен собирается Родину отмыть, накормить, вытащить, может даже баристой в Москве сделать. Он-то в Москве, считай, состоялся. Обжился, икру распространяет, ипотеку взял.

Кадр из фильма «Одним днем»

Кадр из фильма «Одним днем»

Да спросил он, хочет ли этого Родина — быть спасенной?

Перемены участи не случилось.

Иванов снимает не мелодраму. Скорее «Особенности национальной жизни» далеко от Садового кольца. Поэтому город Буй (хотя есть такой под Костромой) — понятие условное, как сказали бы в школе: типологическое.

Здесь хлебом-солью, красными сарафанами с монисто встречают огромную китайскую делегацию. Которая, ясное дело, начнет «осваивать край»: лес рубить, новый химкомбинат строить. Здесь на рынке продают похоронные венки вместе с пляжными полотенцами (похоже, снимали обычный провинциальный рынок). В ресторане, пестро-китчево разукрашенного гигантскими розами, на дне рождения бывшей одноклассницы, а теперь чиновницы местного розлива Ирины Санны с пол-оборота завязывается буйная драка с химкомбинтовскими — в которой уже «танцующие все» принимают участие.

И кореш детства Эдик, сбежавший на вечеринку от беременной жены, и сама Ирина Санна, и Сема. И у каждого из них обнаружится история предательства себя молодого.

Получился роман про невозможность, безнадежность выбора в смутные времена кризиса гуманизма.

Есть в картине Стаса Иванова, которая смотрится на одном дыхании, сценарные сбои. Например, натяжка в экспозиции, когда узнаем, что герой, бывающий в этом городке у родителей, ну ничего не знает-не слышал: ни о своей бывшей невесте, ни о ее дочери, ни о своем кореше. Когда я сказала об этом режиссеру, он ни на секунду не удивился: там, говорит, вообще много сценарных косяков. То есть писали кино крупным мазком, не обращая внимания на «мелочи».

Вот фильм с лихим присвистом катит-несется русской тройкой — красным мотоциклом Семена, подпрыгивая на ухабах. По-над пропастью. И камера Батыра Моргачева этой гонкой по краю в дыме непредсказуемого отечества рулит, выхватывая из тумана мертвые и живые души.

Самый трогательный и бьющий под дых эпизод: пение в электричке нынешними дембелями песни, стилизованной под барокко (поет альт-тенор, чудный композитор Виктор Скорбенко).

Фильм создан платформой KION, продюсер Игорь Мишин. И как мне сказал режиссер, пока прокатчики не обнаружились. Прокатчикам бы что-то потрадиционней, безопасней, с надеждой. «Свет», например.

Читайте также

Притвориться целым

Притвориться целым

Как эхо боевых действий докатилось до кинофестиваля в Выборге

Больше о кино

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow