Доктор Филипп Шветский подал иск о защите чести и достоинства к немецкому журналисту Хайо Зеппельту, а также дал большое интервью ТАСС, в котором сделал ряд сенсационных заявлений относительно кейса фигуристки Камилы Валиевой, попавшейся на допинге во время Игр в Пекине-2022.
Нашей стране сейчас, конечно, «не до кино». Но о том, что на самом деле произошло с ученицей Этери Тутберидзе до Олимпиады, а точнее, как в ее организм попало запрещенное вещество, нужно писать правдивый детектив и снимать честный фильм. И не развлекухи ради.
История о том, как талантливая школьница и железная претендентка на победу не только не завоевала личную золотую медаль, но и подставила всю сборную, абсолютно наверняка входит в пятерку главных скандалов на Белых спортивных ярмарках за все время их проведения. Когда после пекинских фигурных баталий я выразил свое отношение к произошедшему в тексте под названием «Горе Валиевой», многие читатели хотели добраться до моей физиономии за совсем не патриотическую позицию… А теперь посмотрите, что предпринял доктор Шветский, который, похоже, пошел против официальной версии про «дедушкин триметазидин».
Филипп Шветский. Фото: Сергей Бобылев / ТАСС
Но давайте для начала вспомним краткое содержание предыдущих серий скользкой драмы. Итак, 9 февраля 2022 года, в разгар Олимпиады в Пекине, стало известно, что в пробе 15-летней на тот момент Камилы был обнаружен триметазидин — лекарство для лечения сердечно-сосудистых заболеваний, абсолютно не помогающее высоко взлетать и красиво приземляться, но являющееся нелегальным для профессиональных атлетов. Причем сам анализ школьница сдала 25 декабря 2021 года. Но стокгольмская лаборатория, куда отправили «посылку», то ли долго проверяла материал, то ли выжидала «подходящее» время для публичного извещения…
Короче, всплыла это неприятная для нашей Федерации подробность только на китайской земле, за сутки до награждения российских фигуристов золотыми медалями за победу в командном первенстве. Торжественную церемонию, разумеется, перенесли (она до сих пор не состоялась, хотя результаты соревнования пока так и не пересматривались). Фамилия вляпавшейся выяснилась довольно быстро, хотя Этери Тутберидзе и ОКР (Олимпийский комитет России) тогда не сразу признали, что под колпаком оказалась именно Валиева. Тем не менее после экстренных заседаний и слушаний Камилу допустили до личного турнира, в котором ей хватило нервов и сил на короткую программу (1-е место), но не хватило на произвольную: юная фаворитка Игр, не выдержав психологического давления (западные СМИ критиковали мощно и жестко), проиграла не только Анне Щербаковой и Александре Трусовой, но и уступила в итоге даже бронзу японке Каори Сакамото…
Ну а дальше наступили неспортивные февральские события. Русских атлетов попросили со всех арен на выход, и фигурная история встала на паузу. Вернее, она существовала в невидимом вялотекущем режиме. Причин тому оказалось две.
- Во-первых, WADA (Всемирное антидопинговое агентство) поручило не слишком вменяемому РУСАДА (эта «честная» структура не раз лишалась статуса соответствия и сейчас все еще находится под дисквалификацией) разрешить ребус и вывести Валиеву на чистую воду. Тут надо сделать небольшое пояснение и растолковать, почему все очутилось в руках РУСАДА. Штука в том, что декабрьская проба была взята именно этой конторой. И, по правилам, именно она должна в дальнейшем казнить или миловать.
- Во-вторых, весь процесс дозволялось засекретить и проводить за закрытыми дверями, потому что Камила является «защищенным лицом», так как антидопинговый регламент она нарушила в 15 лет, а по закону всю информацию относительно несовершеннолетнего лица разрешено утаивать в целях безопасности.
Утаивание длилось девять месяцев, несмотря на то, что, согласно кодексу, на расследование выделялось полгода. Молчали все. Никаких комментариев. Никаких полунамеков. При этом, вопреки логике,
пусть и не отстраненная, но пойманная на допинге спортсменка, из-за которой подвисли результаты командника, продолжала соревноваться и побеждать на внутренних этапах серии Гран-при, а РУСАДА все никак не могло разродиться.
В сентябре-2022 стало понятно, что находящаяся между двух огней организация, пытавшаяся найти внятные доказательства того, что дедушкино лекарство попало в организм Камилы в результате плохо вымытой кружки (эта бытовая версия продвигалась нашей стороной изначально), хочет всеми правдами и неправдами затянуть с ответом до зимы, чтобы «выиграть время». Однако в ноябре-2022 начальник WADA поляк Витольд Банька попросил тормознутое агентство поторопиться с принятием решения. Его поддержал и глава МОК Томас Бах. РУСАДА не повело и ухом.
И буквально через пару недель руководство WADA, поняв, что ждать дальше нет резона, передало дело, как и предупреждало ранее, в Спортивный арбитражный суд (CAS). На беду, фактически в те же дни скончался президент нашей Федерации фигурного катания Александр Горшков. И пусть внешне он бездействовал, но был очень уважаемой персоной и мог замолвить словечко…
Казалось, нас точно приложат ко льду. Но 13 января уже этого года грянул легкий гром. Выяснилось, что РУСАДА, которому уже вроде бы показали фигу, вдруг вынесло полуоправдательный вердикт для Валиевой. Забавно, что все узнали об этом 13 января из пресс-релиза WADA, которое плюнуло на конфиденциальность и приоткрыло завесу:
«Комитет РУСАДА установил, что спортсменка нарушила антидопинговые правила, но в этом нет никакой ее вины и халатности. То есть комитет не наложил никаких санкций, за исключением аннулирования ее результата на ту дату, когда была взята проба (25 декабря 2021 года)».
Короче, наши «агенты» додумались забрать у фигуристки только титул чемпионки России-2022. Но приговор оттянули-таки.
Естественно, «неправильный» вывод WADA не устроил. «Исходя из тех элементов дела, что нам уже известны, мы обеспокоены заключением об отсутствии вины или халатности Камилы Валиевой и без колебаний воспользуемся своим правом на апелляцию в CAS», — говорилось в заявлении Всемирного антидопингового агентства.
Не дремал и немецкий журналист Хайо Зеппельт, прославившийся своими расследованиями о допинге в российской легкой атлетике:
«Такой абсурд случается лишь в недемократических структурах, лишенных прозрачности: Валиева очищена от допинг-истории РУСАДА. Похоже, русский спорт не стремится создавать независимые организации».
Так или иначе, но зимой было официально объявлено о том, что после изучения мотивировочной части оправдательного решения РУСАДА, а также всех апелляций «врагов» на это решение окончательный вердикт по делу Валиевой должны огласить в Лозанне конце сентября…
И вот в конце июля неожиданно проснулся и вышел в информационное пространство доктор Филипп Шветский. Да не просто вышел, а решил судиться с тем самым Хайо Зеппельтом, который 11 февраля 2022 года в своем интервью заявил о том, что данный эскулап причастен к положительной пробе Камилы.
Возникает логичный вопрос: почему именно сейчас, спустя полтора года? Шветский отвечает на него так.
Филипп Шветский:
«Да, времени уже немало прошло, но все это в корне повлияло на мою жизнь и на мою профессиональную деятельность. Сейчас спроси любого — практически все уверены, что препарат дал я. Более того, будь я обывателем, при том информационном фоне, что сложился, я бы тоже на Шветского думал. И этот шлейф тянется за мной… Я получил два взыскания с последующим увольнением и лишением поощрений. Любое мое появление на льду раздувается в СМИ. Выход в этой ситуации только один — суд».
Несколько слов об этом докторе. Уроженец Березников стал известен широкой публике после случая с гребцами, которых дисквалифицировали перед летней пекинской Олимпиадой-2008. Про тот кошмар даже сняли фильм «Вакцина победы». Его показывали на федеральном канале «Россия-1». Если не видели, посмотрите. Узнаете много интересного про тогда еще молоденького врача, который в одном из эпизодов ленты заявил на камеру,
что виноватым себя не считает, и назвал ту историю запланированной акцией против сборной России и нашей страны в целом. Однако впоследствии свою неправоту все же признал.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Олимпиада-2022. Врач Филипп Шветский и Камила Валиева. Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Он работал в больнице, защитил кандидатскую диссертацию, а отбыв дисквалификацию, служил врачом сборных по баскетболу, боксу, конькобежному спорту и шорт-треку (ездил в Сочи-2014 и Пхенчхан-2018), а затем стал трудиться с фигуристами. Да не просто трудиться. Этот специалист даже появлялся с Камилой Валиевой в уголке «кисс-энд-край» после ее выступления на октябрьском турнире в Финляндии-2021, где она установила мировой рекорд в произвольной программе и по сумме двух номеров. С одной стороны, ничего предосудительного в этом нет, но, с другой стороны, много ли вы знаете докторов, которые красуются на публике в рабочих и соревновательных процессах? Это к словам Шветского о том, что его появление на льду раздувается СМИ… Так он сам приложил к этому руку задолго до известных событий.
Впрочем, давайте смотреть на его ответы дальше. Вот как он описывает приключившийся с фигуристкой прокол.
Филипп Шветский:
«Четкой причины произошедшего на Олимпиаде с Камилой Валиевой никто не знает, мы все до сих пор пытаемся в этом разобраться. При мощной пятиуровневой защите это произошло. Вопрос — как? …С Камилой были тренеры, три врача — два на катке и я как врач сборной. Она всегда была в контакте, спрашивала, что можно, что нельзя. Плюс существуют два приложения — WADA и РУСАДА, где все эти вещи прописаны. Все, что она принимала внутрь — это минимальное количество безопасных препаратов и БАДы, — было множество раз проверено. Все препараты, которые она принимала в течение года, были в больших упаковках. Если бы хоть что-то там было, это обнаружилось куда раньше…»
И тут лично у меня возникает вопрос: а кто эти два других лекаря? Их фамилии в прессе не звучали. Но дальше — куда интереснее. Следите, как говорится, за руками. Вот еще одна любопытная фраза: «Камила пила L-карнитин, гипоксен, но по ним нет никаких исследований. По мне, это только лишняя химическая нагрузка на организм».
То есть получается, что врач сборной был против употребления конкретных лекарств (бесполезных или нет — не так важно), но они все равно спортсменкой принимались.
Тогда кто ей в принципе прописывал те или иные препараты и кто следил за тем, чтобы Камила по графику глотала только нужные ее организму пилюли? И еще. А почему два других неизвестных знахаря, к примеру, не могли наряду со всяками БАДами «подсунуть» ей по незнанию и запрещенные таблетки? Да и с таким «шестиглазым контролем» допинг Камиле могли просто-напросто подмешать. Вы спросите: кому это было выгодно? Не знаю. Но могли? Могли. Но это, повторюсь, просто мои мысли.
А вот конкретный ответ доктора на вопрос про пресловутый триметазидин и официальную версию про дедушкин стакан.
Филипп Шветский:
«Нужен был срочный факт, как это вообще могло попасть в ее организм. Было понятно: попадание случайное. Мы общались с институтом фармакологии — для полного выведения данной дозировки нужно от 24 до 72 часов, не более того. Поэтому — да, это первое, что могло прийти нам в голову».
И вот это уже определенный поворот и повод призадуматься. Выходит, что Шветский говорит о том, что версия с немытым стаканом, из которого якобы попила водичку Камила, — спонтанная выдумка, не имеющая под собой серьезных оснований. Сразу скажу: в эту версию и тогда многие болельщики не верили. И не потому, что она выглядела в целом не слишком убедительно, а потому, что Валиева никогда про дедушку до той поры не упоминала. Вот Евгения Медведева и Алина Загитова, к примеру, о бабушках, которые возили их на тренировки, всегда рассказывали. Их все видели. А дедушка Валиевой «появился» только в «час икс». Мама Камилы еще на рассмотрении дела в Пекине утверждала, что триметазидин принимает дедушка фигуристки после операции на сердце. А сам дедушка прислал видеозапись из автомобиля, на котором он якобы возил внучку на тренировки. И в этом автомобиле он показывал на камеру пакет с данным лекарством. Внучка, повторюсь, про деда до этой истории никогда не заикалась. А если верить одной известной интернет-энциклопедии, то дедушка Камилы по маме — Анвар Зинатуллин — умер в возрасте 47 лет. Точка.
Но лично для меня (да и для всей истории) опять-таки не это самое главное. Пусть дедушка настоящий. Пусть у него больное сердце. И пусть он пьет триметазидин. Окей. И потом: возможно, от версии с дедушкиным стаканом наша сторона по ходу пьесы отказалась и сделала акцент на других моментах (это уж мы узнаем позже)…
Но настоящий удар по фигуристке от Филиппа Шветского, имеющего, кстати, благодарность от Владимира Путина за помощь в лечении тяжелобольных коронавирусом, кроется в следующей реплике:
«Что касается моей вины во всем этом деле, то я действительно виноват. И не уверен, что когда-либо себе прощу это. Мы не уберегли Камилу. И это факт вины нас всех. Еще раз: я виноват перед ней. Но я обязан исключить себя из числа подозреваемых в этой истории…»
Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС
Иными словами, доктор, пытающийся улизнуть от правосудия, просто сваливает всю вину на Валиеву. Хотя как врач сборной и мужчина должен в первую очередь спасать именно свою подопечную. Подопечную, в лучах славы которой когда-то купался… И тут возникает масса вопросов. Но давайте остановимся на главных.
Почему эскулап решил за два месяца до предполагаемой казни в Лозанне поплыть против течения и выбираться из фигурной трясины фактически самостоятельно? Суд с журналистом Зеппельтом оставим в сторонке (это его личная война-игра),
а вот неожиданное «исключение себя из числа подозреваемых» — побег с общего корабля. Так почему именно сейчас? Можно же было озаботиться спасением раньше?
Есть подозрение, что доктор каким-то образом узнал, что написано в той самой мотивировочной части оправдательного приговора Камилы от РУСАДА. А именно узнал о том, что он в тех бумагах фигурирует как главный злодей и виновник, на которого «агенты» и повесили весь допинг… И тогда его действия объяснимы (хотя и не перестают от этого быть неприличными).
Не упускайте из вида еще один важный факт: распространение допинга среди несовершеннолетних, по российским нормам, считается уголовным преступлением, а значит, и доктору, и всему тренерскому штабу во главе с Этери Тутберидзе светит в случае обвинительного приговора дисквалификация, которая косвенно (а может, и не косвенно) ударит и по всем ученикам «Хрустального». Более того, в законе предусмотрено даже ограничение свободы для врача или тренера до одного года…
К Этери Георгиевне, кстати, у многих есть опять-таки один простой вопрос: зачем она взяла на работу медика с таким допинговым шлейфом? Ей навязали или она сама мечтала о шустром специалисте? Напомню, что к тому моменту наша страна уже лишилась и флага, и гимна за пилюльные проколы…
Ну и напоследок опять обратимся к «шветскому ребусу». Филипп за два месяца до суда дал интервью не какому-нибудь желтому изданию. ТАСС, простите, выступает всегда на стороне государства.
И вдруг выходит материал, который на первый взгляд не то что не способствует спасению утопающих, но и бьет по своей же лодке.
Не забывайте, что речь идет не только о Камиле Валиевой. Вместе с ее репутацией на кону и золото пекинского командного турнира. Ведь Марк Кондратюк, Анастасия Мишина и Александр Галлямов, Виктория Синицина и Никита Кацалапов уж точно ни в чем не виноваты. К тому же, учитывая нынешнюю политическую картину, для них эти олимпийские медали, с большой долей вероятности, окажутся последними… А Валиева ко всему прочему рискует лишиться и золота чемпионата Европы-2022 и остаться, по сути, вообще без международных наград в своей короткой карьере.
То есть я не удивляюсь, если весь этот туманный «крик души» Шветского согласован и каким-то образом должен повлиять на расклад в положительном ключе… Да, не похоже на то, но в нашумевшем грустном детективе, вероятно, много тайн и двойных донышек.
…Есть популярное футбольное выражение: игра забудется, а результат останется. Так вот надо, чтобы в случае с Камилой Валиевой закулисная игра не забылась и все виновные в допинговой истории (не важно, как она завершится) понесли соответствующие наказания.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68