КомментарийПолитика

Без зерна в голове

Почему «зерновая инициатива» это — сделка, и что потеряла Россия, участвуя в ней

Без зерна в голове

Фото: AA / ABACA / Abaca / East News

18+. НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНОЙ ГРИГОРЬЕВНОЙ ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА БОРУХОВИЧ (ТУМАКОВОЙ) ИРИНЫ ГРИГОРЬЕВНЫ.

Последним днем «зерновой сделки», просуществовавшей меньше года, было 17 июля. По умолчанию она должна была продлеваться на 120 дней. Но за несколько часов до этого Россия объявила, что выходит из соглашения, объяснив это так: она выполняла все условия партнеров, а обязательства перед ней не выполнял никто. «Фактически черноморские договоренности прекратили свое действие сегодня, — сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. — К сожалению, часть, касающаяся России, этих черноморских договоренностей не выполнена до сих пор. Поэтому ее действие прекращается». Перед этим, в ночь на 17 июля, была совершена диверсия на Крымском мосту, но Песков добавил, что отказ от сделки с подрывом не связан. Россия, отметил он, непременно вернется к договоренностям, как только будут выполнены ее (России) условия.

О том, что Москва не склонна продлевать «сделку», известно было и раньше: 4 июля на сайте МИД появилось «Сообщение для СМИ», где изложены претензии России к партнерам по соглашению:

«Черноморская инициатива», целью которой было оказание помощи нуждающимся странам Африки, Азии и Латинской Америки, превратилась в сугубо коммерческий вывоз украинского продовольствия в «сытые» страны. Из 32,6 млн тонн зерновых, вывезенных с 1 августа 2022 г. из портов Одессы, Черноморска и Южного, большая часть — 26,2 млн тонн, или 81% — была направлена в страны с высоким и выше среднего уровнями доходов. Беднейшие государства (Эфиопия, Йемен, Афганистан, Судан и Сомали) получили всего 862 086 тонн, или 2,6% грузов. В среднем в течение года работы «черноморской инициативы» ежемесячно ее участниками становились всего 2 судна Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН) и 90 коммерческих зерновозов».

При этом, сказано в сообщении, «ситуация с нормализацией российских поставок продовольствия и удобрений на мировые рынки… продолжала деградировать», потому что Запад вводит новые и новые антироссийские санкции. А «пять системных задач», которые могли бы «устранить препятствия», не решены. Это:

  • «переподключение Россельхозбанка к SWIFT;
  • запчасти для сельхозтехники;
  • реанимирование аммиакопровода «Тольятти — Одесса»;
  • транспортная логистика и страхование;
  • «разморозка» активов».

Поэтому «нет оснований для дальнейшего продолжения» сделки после 17 июля.

Западные политики начали обвинять Россию в том, что теперь из-за нее могут снова подскочить мировые цены на продовольствие. «Это повторение шантажа, который Путин провел год назад, — сказал в эфире немецкого радио эксперт партии ХДС по внешней политике Норберт Рёттген. — Он берет в заложники голодающих жителей Африки, чтобы добиться политической сделки с Западом, чтобы вымогать политический выкуп. Второе: если цены на зерно растут во всем мире, это хороший бизнес для России, потому что она крупный экспортер зерна. В конце концов еще окажется, что он благодетель всего мира».

Опасения по части голода возникают не на пустом месте. До 2022 года Россия и Украина поставляли примерно 13% всех потребляемых в мире калорий. Четверть всего мирового экспорта пшеницы, 20% экспорта ячменя и кукурузы, 50% экспорта подсолнечного масла поступали от украинских и российских производителей. В 2021 году Россия занимала первое место в мире по экспорту зерновых культур, Украина — пятое. В 2010 году из-за засухи и неурожая Россия ввела эмбарго на вывоз пшеницы, и мировые цены на продовольствие подскочили так, что это называют одной из предпосылок к «арабской весне». С началом российской спецоперации разрушились мировые торговые цепочки, связанные с поставками продовольствия, и это снова привело к росту цен.

В марте 2022 года Россия еще и объявила эмбарго на экспорт своей пшеницы в страны ЕАЭС, на торговлю зерном с другими странами ввела квоты и повысила экспортные пошлины. Заместитель председателя Совета безопасности РФ Дмитрий Медведев написал в телеграме: «Будем поставлять продовольствие и сельхозкультуры только нашим друзьям (благо их у нас много, и находятся они совсем не в Европе и не в Северной Америке). Будем продавать и за рубли, и за их национальную валюту в согласованных пропорциях».

Но продавать у России не получалось. Помимо собственных российских запретов и квот, помешали западные санкции.

Фото: Vadim Ghirda / Associated Press / East News

Фото: Vadim Ghirda / Associated Press / East News

— Россия не могла вывезти зерно, — говорит предприниматель Дмитрий Потапенко. — Это была классика перепроизводства: у нас с одной стороны — экспортная пошлина, с другой — санкции на вывоз. Страховать суда с российским грузом соглашались от силы две корейские компании, а без страховки поднималась цена на транспортировку. И есть фундаментальная проблема: как вы за это зерно заплатите и как получите деньги от покупателей?

Одновременно Россия блокировала украинские порты на Азовском и Черном морях. До спецоперации Украина экспортировала более 45 миллионов тонн зерновых и масличных культур ежегодно. К началу блокады на ее складах оставалось 18 миллионов тонн с прошлого урожая, еще 60 миллионов тонн украинские фермеры рассчитывали собрать в 2022-м. Из-за того, что в хранилищах оставался не вывезенный урожай, новый просто некуда было девать. Заменить морские перевозки железнодорожными в полном объеме было невозможно.

Цены на пшеницу, по данным ФИНАМ, в феврале 2022 года взлетели. Расти они начали еще на фоне пандемии, но тут скакнули до рекордных значений. ООН заговорила о голоде, который угрожает беднейшим странам из-за дороговизны.

В июне 2022-го цены начали снижаться. Шли переговоры по будущей «зерновой сделке», которая должна была позволить вывозить продовольствие из украинских портов.

Что такое «зерновая сделка»

Официальное название документа, подписанного 22 июля 2022 года в Стамбуле, — «Инициатива по безопасной транспортировке зерна и продуктов питания из украинских портов». Под обязательствами подписались представители России, Турции и Украины при участии ООН. Целью названо «обеспечение безопасной навигации для экспорта зерна и связанных с ним продуктов питания и удобрений, включая аммиак, из портов Одесса, Черноморск и Южный («украинские порты»)».

Стороны дают «максимальные гарантии в отношении безопасной и надежной среды для всех судов, участвующих в Инициативе». В Стамбуле под эгидой ООН создается Совместный координационный центр (СКЦ) с участием представителей каждой из сторон. Он контролирует соблюдение условий сделки, он же утверждает график захода судов в украинские порты и выхода из них. Инспекционные группы, в которые входят представители всех сторон, проверяют суда в портах Украины и Турции и в Босфоре на предмет «отсутствия несанкционированных грузов и персонала на борту».

Грузовые суда с зерном покинули украинский порт. Октябрь 2022 года. Фото: OZAN KOSE / AFP / East News

Грузовые суда с зерном покинули украинский порт. Октябрь 2022 года. Фото: OZAN KOSE / AFP / East News

И Россия, и Украина обязуются «не предпринимать никаких нападений на торговые и другие гражданские суда и портовые сооружения, задействованные в Инициативе». Суда с зерном идут по «морскому гуманитарному коридору, согласованному сторонами», на протяжении всего пути они «находятся под техническим контролем» СКЦ. «Никакие военные корабли, самолеты, беспилотные летательные аппараты (БПЛА) не могут приближаться к морскому гуманитарному коридору ближе, чем на расстояние, согласованное СКЦ». В случае возникновения какой-либо опасности стороны обязаны «оказать необходимую помощь экипажу».

Почему это называют сделкой

Изначально Россия трактовала «Черноморскую инициативу» как уступку со своей стороны, жест доброй воли, в обмен на который она имеет право что-то требовать. Так, видимо, и появилось слово «сделка». При этом, как мы видим, в документе, под которым подписалась Россия, нет ни слова о каких-либо ее требованиях. Здесь же, добавим, нет ни слова о том, кто именно должен быть покупателем украинского зерна.

В тот же день в Стамбуле по инициативе России была подписана еще одна бумага — Меморандум о взаимопонимании. Россия рассматривает его как часть некой «пакетной сделки», однако это самостоятельный документ, под которым нет подписей ни Украины, ни Турции, ни тем более каких-либо стран Запада, которые Россия обвиняет в нарушении договоренностей. Подписались под ним первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов и Генсек ООН Антониу Гуттериш. На сайте российского МИД документ был опубликован в сентябре.

В преамбуле Меморандума стороны подчеркивают право человека «на достойное питание», отмечают, что «продовольствие — это не просто товар», говорят о необходимости срочного решения «растущей глобальной проблемы отсутствия продовольственной безопасности в связи с ростом цен на продовольствие и удобрения на мировых рынках». После длинного и трудночитаемого вступления суть изложена в двух пунктах:

  • Россия сможет продолжить «коммерческие поставки продовольствия и удобрений в страны, нуждающиеся в этой продукции», если при этом у нее возникнут препятствия — информирует о них секретариат ООН. Одновременно она «будет содействовать беспрепятственному экспорту продовольствия, подсолнечного масла и удобрений из контролируемых Украиной портов в Черном море».
  • Секретариат ООН, со своей стороны, приложит усилия «по содействию обеспечению транспарентных и беспрепятственных поставок продовольствия и удобрений, включая сырье, для их производства (в том числе аммиак), поступающих из Российской Федерации на мировые рынки». Речь идет о препятствиях, «которые могут возникнуть в сферах финансов, страхования и логистики». Он же (секретариат) «будет стремиться работать с компетентными органами власти и частным сектором с целью добиться конкретных исключений для продовольствия и удобрений, включая сырье для их производства (в том числе аммиак), производимых в Российской Федерации, из-под действия мер, предпринятых в отношении Российской Федерации, согласно принципу, что данные меры не распространяются на продовольствие и удобрения».

В переводе это означает:

Россия оговаривает для себя возможность коммерческих поставок, ООН помогает ей вывести эту торговлю из-под санкций, а Украине, так и быть, разрешат возить зерно в беднейшие страны.

На самом деле, никаких конкретных требований и условий в документе нет, есть только выражение готовности «приложить усилия по содействию». Отдельный пункт указывает: «настоящий Меморандум не является международным договором и не устанавливает каких-либо прав или обязательств по международному праву».

Какие нарушения видит Россия

Говорить о «пакетной сделке» и нарушении ее условий Россия начала вскоре после подписания документов. В октябре 2022 года, когда истекали первые 120 дней и стоял вопрос о продлении соглашения, МИД сообщил, что цели у украинских поставок зерна оказались почему-то не гуманитарные, а коммерческие, половина «приходится на Евросоюз и такие развитые страны, как Великобритания, Израиль и Южная Корея», а «нуждающиеся государства… получили всего 3% продовольствия». На самом деле, первый получатель украинского зерна — Китай, на третьем месте — Турция, но о них МИД почему-то помалкивает. Эти же страны считаются наиболее заинтересованными в «зерновой инициативе», для Турции участие в ней — это еще и политический вес. Великобритания, которую обвиняют в поедании зерна, есть в перечне покупателей, но сильно позади Йемена, Ливии и Бангладеш.

Российские компании, сказано дальше в сообщении, «до сих пор не могут не только осуществить коммерческие поставки удобрений, но даже передать около 300 тысяч тонн продукции беднейшим странам», а всё из-за «односторонних санкций», которые Запад так и не отменил. О том, с какой стати Запад вообще должен думать о «сделке», под которой не подписывался, — ни слова.

После атаки на Севастополь 29 октября Москва объявила, что выходит из Инициативы.

Турецкие корабли без участия российских просто проводили украинские суда вдоль всего маршрута — и никто не решился им помешать. Уже тогда стало ясно, что в принципе «сделку» можно продолжать и без России.

А с российской стороны появились устные требования, которых нет ни в одном документе: к Западу — подключить Россельхозбанк к SWIFT, к Украине — возобновить работу аммиакопровода «Тольятти — Одесса», остановленного в начале спецоперации. Президент Зеленский готов был запустить аммиакопровод в ответ на обмен пленными по формуле «всех на всех», но это не устроило Россию (8 июня труба была взорвана на подконтрольной Украине территории, что сделало оперативное выполнение требований России технически невозможным). В общем, Эрдоган позвонил Путину и нашел какие-то слова, чтобы Россия вернулась в «сделку».

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Украины Владимир Зеленский и глава ООН Антониу Гутерриш во время встречи во Львове. Фото: HANDOUT / AFP / East News

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, президент Украины Владимир Зеленский и глава ООН Антониу Гутерриш во время встречи во Львове. Фото: HANDOUT / AFP / East News

В марте, когда приближался новый 120-дневный срок, Россия вновь напомнила: Украина торгует зерном с Европой, а беднейшим странам отвозит меньше 3%. Аммиакопровод (тогда еще не взорванный) не работает, Россельхозбанк сидит без SWIFT и не может проводить международные платежи. «Сделку» все равно продлили, но не на 120 дней, а «только на половину срока — 60 дней». В июле истек и этот срок.

Как «сделка» работала на самом деле

Директор департамента корпоративных финансов Инвестиционной компании «ИВА Партнерс» Артем Тузов считает, что ни России, ни Украине прекращение «сделки» ничем не грозит.

— Последствия будут минимальными, — говорит он. — Украина активно поставляла зерно не только водным транспортом, но и через сухопутные границы грузовиками. Она продолжит это делать. Из России зерно тоже шло без учета этой сделки, оно продолжит так же идти. С точки зрения беднейших стран, ситуация неоднозначная, они закупают зерно в Европе, в России, в Турции, и они продолжат закупать его — со сделкой или без нее. Возможно, зерно подорожает, тогда им будет сложнее. Оно уже начало дорожать, но это все-таки не те скачки, какие были в прошлом году, пока это вполне рыночная история.

По данным Управления по координации гуманитарных вопросов (УКГВ) ООН, движение судов в рамках Черноморской инициативы началось 3 августа 2022 года. Первое судно с зерном для беднейших стран Африки вышло из украинского порта Южный через месяц после подписания соглашения: сухогруз Brave Commander, зафрахтованный ООН, вез 23 тысячи тонн зерна в Джибути. До этого 14 судов ушли к покупателям, перед которыми у украинских поставщиков были обязательства.

Всего за время существования сделки Украине удалось экспортировать 32,9 миллиона тонн зерна: кукурузы, пшеницы, подсолнечника, ячменя, рапса и сои. Среди грузополучателей на первом месте Китай, Испания и Турция. Помимо европейских стран грузы шли в Египет, Бангладеш, Кению, Тунис, Судан, Йемен, Алжир, Ливан, Джибути и другие страны Азии и Африки. Более 40% всего зерна ушло в беднейшие страны, остальное — к тем покупателям, с которыми были контракты у украинских поставщиков.

Нигде в соглашении не сказано, что Украина обязуется бесплатно кормить голодающую Африку.

По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, после начала действия Черноморской инициативы мировые цены на продовольствие начали снижаться, что и было целью «сделки», а вовсе не гуманитарные отгрузки кукурузы и подсолнечника из Украины в Джибути.

В октябре 2022 года Конференция ООН по торговле и развитию выпустила доклад, в котором отмечала: большая часть кукурузы из Украины «досталась развитым странам», где зерно «может быть переработано или реэкспортировано в другие страны». Пшеница «в основном идет в развивающиеся страны», 20% — «в наименее развитые страны с уязвимым населением, обслуживаемые Всемирной продовольственной программой».

Российские производители, несмотря на санкции и прочие препятствия, о которых говорится на сайте МИД, в 2023 году собрали небывалый урожай зерна и экспорт тоже нарастили — до рекордных 59 миллионов тонн. В этом году доля российской пшеницы на мировом рынке составит 13% — против 11% в 2018-м.

P.S.

Европейские соседи Украины (Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Словакия) подписали декларацию с призывом к Еврокомиссии продлить запрет на ввоз украинского зерна, сообщил польский министр.

Текущий запрет истекает 15 сентября. В Польше заявили, что самостоятельно продлят запрет, если этого не сделает Еврокомиссия. При этом сухопутный транзит сохраняется.

Страны, подписавшие декларацию, заявляют, что защищают таким образом национальных фермеров от наплыва дешевой агропродукции из Украины.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow