Подбадривая себя громким пением Иисусовой молитвы, утром 10 июля группа из нескольких священников и примерно 30 мирян не пустила комиссию министерства культуры Украины в 57-й и 58-й корпуса Киево-Печерской лавры, где располагаются гостиница, мастерские и магазины Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП).
Полгода назад минкульт разорвал договоры о безвозмездном пользовании лаврским имуществом с монастырем УПЦ МП, создал комиссию по приему-передаче этого имущества и назначил на конец марта предельный срок для освобождения помещений, занимаемых «промосковской» церковью. УПЦ МП оспорила действия минкульта в суде, оттянув «окончательное решение лаврского вопроса» на несколько месяцев.
В июне суды начали принимать решения по этим делам — ожидаемо не в пользу «московитов». Вооружившись этими решениями, госкомиссия приступила к опечатыванию передаваемых корпусов, но процесс идет неспешно. О том, как начиналось и разворачивалось нынешнее стояние за символический центр украинского православия, «Новая» писала несколько раз (1, 2, 3).
Ставропигия или дом престарелых?
Верхнюю часть лавры, где располагается музей, УПЦ МП освободила без сопротивления в новогоднюю ночь. Из нижней части, построенной над пещерами с мощами киево-печерских преподобных, выезжает с трудом, сопротивляясь, но вывозя имущество. Представители минкульта обычно уходят из лавры ни с чем, а полиция не вмешивается в их противостояние с верующими. Но 6 июля госкомиссии все же удалось опечатать 69-й и 70-й корпуса, где располагались резиденция предстоятеля УПЦ МП митрополита Онуфрия (Березовского) и канцелярия Киевской митрополии.
Говорят, Онуфрий, давно перебравшийся в женский монастырь Феофания, благословил не сопротивляться властям, а акты приема-передачи подписал его представитель в сане архимандрита.
Судя по официальному сайту лавры, происходящее мало отражается на уставной жизни монахов: 10 июля в разных храмах монастыря совершалось три литургии, полунощница и вечернее богослужение, причем с прямой интернет-трансляцией. Доступ в нижнюю часть лавры открыт с 9 до 18 часов, в остальное время его перекрывает полиция. «Бунтует» в основном апокалиптически настроенная группа пожилых прихожанок-активисток, подкрепленная несколькими семинаристами и сельскими священниками. По их словам, они опасаются исполнения пророчества «духовника Януковича» схиархимандрита Зосимы (Сокура), который якобы говорил, что после изгнания из лавры монахов УПЦ МП Киев затопят воды Днепра. Пророчество охотно продвигает российская пропаганда, чередуя его с призывами ударить «Кинжалами» по дамбе Киевской ГЭС, которая сдерживает 4 кубических километра днепровской воды (в Каховском водохранилище было в два раза меньше).
К этим страхам примыкают слухи о «тайно готовящемся киевским режимом» вывозе мощей киево-печерских святых в Западную Европу и передаче их католикам. Министр культуры Украины официально опроверг эти слухи.
Киево-Печерская Лавра. 11 июля. Захват лаврских Домов паломника. Фото: lavra.ua
Ситуацию вокруг лавры и УПЦ МП в целом обуждали 8 июля в Стамбуле Владимир Зеленский и Вселенский (Константинопольский) патриарх Варфоломей. Как поведал выехавший на Запад главный спонсор УПЦ МП — украинский миллиардер российского происхождения протодиакон Вадим Новинский, — стороны говорили о ставропигии лавры — то есть ее переходе в прямое подчинение Варфоломею. «Вопрос уже рассматривался Священным синодом Константинопольского патриархата», — утверждает Новинский.
По словам киевского религиоведа профессора Людмилы Филиппович, ставропигия — не единственный вариант разрешения проблемы.
Монахи лавры могут также — на выбор — перейти в ПЦУ или уехать в Россию (тем более уже сложилась практика обмена священников на украинских военнопленных).
Еще более мягкий сценарий предлагает архимандрит Кирилл (Говорун), бывший глава Отдела внешних церковных связей УПЦ МП, ныне преподающий на Западе. «Лавра большая, — пишет он, — и имеет естественные условия для сосуществования двух сообществ»: в разных ее частях могут одновременно действовать монастыри ПЦУ и УПЦ МП. Еще один вариант предлагается в публичном поле: создать в обители дом престарелых для тех монахов, «которые отдали деньги на лавру, состарились там и не имеют другого жильця».
500 дней поисков идентичности
Уже 500 дней в Украине идут интенсивные военные действия, и уже 500 дней УПЦ МП ищет новую идентичность, видя, как радикально и безповоротно изменился социальный ландшафт Украины. По инерции большинство храмов еще остается в юрисдикции УПЦ МП, но всего несколько процентов православных украинцев продолжают считать, что верность Московскому патриархату гарантирует им «каноничность», а значит — спасение души и вечную жизнь. Таковы результаты свежего опроса Киевского международного института социологии.
В декабре прошлого года 78% опрошенных считали, что государство должно вмешаться в деятельность УПЦ МП, а сегодня это мнение разделяет 85%. 66% считают, что необходимо полностью запретить Московский патриархат в Украине, и лишь 6% выступают за продолжение его деятельности без ограничений. Опрос выявил лишь 9% сторонников Московского патриархата среди православных восточных регионов Украины и лишь 11% — в южных регионах.
Не без усилий украинских медиа клирики УПЦ МП у большинства населения ассоциируются с «предателями» и лукавством церковного руководства, до сих пор пытающегося лавировать между Москвой и Киевом.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Настоятель храма св. архангела Михаила в городке Бородянка под Киевом о. Виктор Талько получил 7 июля от СБУ подозрение в коллаборационизме. Весной прошлого года Бородянка около месяца находилась под контролем российских войск и была признана наиболее пострадавшим от оккупации населенным пунктом Киевской области. О. Виктор успел в течении того месяца дать несколько интервью российским СМИ, в том числе «Комсомольской правде», где сожалел, что российская армия пришла «так поздно». Церковный дом при бородянском храме использовался для удержания украинских волонтеров, пытавшихся доставить в Бородянку гумпомощь. Возмущенная «вновь выявившимися обстоятельствами» бородянская община уже 9 июля проголосовала за переход храма в независимую от Москвы Православную церковь Украины (ПЦУ), а ее бывшего священника ждет судебный процесс.
Настоятель храма св. архангела Михаила в городке Бородянка отец Виктор Талько. Кадр из видео
10 июля завершился и спор о принадлежности Преображенского кафедрального собора в Белой Церкви под Киевом. В апреле местная рада разорвала договор пользования собором с общиной УПЦ МП, а 29 июня решила передать его общине ПЦУ. В течение двух месяцев представители Московского патриархата вывозили из храма имущество, но все равно «стояли до последнего», заварив двери храма металлическим щитом.
Очередная волна переходов общин из УПЦ МП в ПЦУ (только за первую декаду июля перешли десятки храмов в Киевской, Черкасской, Хмельницкой, Житомирской и других областях) подтолнула «промосковское» церковное руководство к новому диалогу с властью. 7 июля по благословению митрополита Онуфрия офис Госслужбы Украины по этнополитике и свободе совести в Киеве посетили глава Информационно-просветительского отдела УПЦ МП митрополит Климент и ректор Киевской духовной академии архиепископ Сильвестр.
Потерявшаяся в новых геополитических реалиях церковная структура ищет новой идентичности, а украинское государство декларирует свое невмешательство в канонические и богословские вопросы, хотя постоянно получает упреки в таком вмешательстве.
Госслужба предлагает УПЦ МП, если та хочет избавиться от постфикса «МП», издать официальный документ о выходе из РПЦ, сообщить об этом другим поместным православным церквам, канонически наказать епископов и клириков, сотрудничавших с российской властью, и дать официальную оценку учению патриарха Кирилла о «священной войне» против Украины.
Пока этого не произойдет, УПЦ МП не будет восприниматься как собственно религиозная организация, обладающая равными правами с другими конфессиями Украины.
Как органичная часть Московского патриархата УПЦ МП разделяла и проповедовала ее учение о подчинении любой земной власти, вошедшее в историю под именем «сергианства».
Первый патриарх РПЦ советского времени, не избранный собором, а назначенный Сталиным, Сергий (Страгородский) продвигал учение о том, что любая власть, даже атеистическая, «от Бога» и имеет право управлять церковью.
Воспитанные в этой традиции, епископы и священники УПЦ МП охотно подчиняются российским властям, когда те занимают епархии на востоке и юге Украины.
10 июля. Киево-Печерская Лавра. Молитвенное стояние. Фото: lavra.ua
За все время «СВО» лишь Бердянский митрополит Ефрем (Яринко), под предлогом лечения, покинул подконтрольную России территорию, после чего подчиненные ему священники обратились к патриарху Кириллу и были приняты под его омофор. При этом Кирилл номинально считает Ефрема каноническим епископом, а значит, совершил акт раскола — вторжения в чужую епархию. Интересно, что Ефрем запретил в служении ушедших от него клириков, но в Москве объявили его указ «ничтожным».
На днях викарий Киевской епархии УПЦ МП епископ Гедеон (Харон) попросил Кирилла принять его под свой омофор без всякого согласия управляющего Киевской епархией митрополита Онуфрия. Решение по этому делу будет принято на Архиерейском совещании в Москве 19 июля.
Значительная часть епископов УПЦ МП находится под санкциями Украины — у некоторых иерархов выявили российские паспорта, а некоторые стали обвиняемыми по уголовным делам.
…Чем дольше длится «СВО», тем шире становится разрыв в мировом православии между «религией «шахедов» и евангельским христианством. В Константинопольский патриархат на днях принят московский священник Иоанн Коваль, которого патриарх Кирилл «лишил сана» за то, что тот посмел заменить слово «победа» на слово «мир» в молитве, которую прошлой осенью Кирилл велел читать по всем храмам. Это «лишение сана» признано неканоничным, поскольку молитва за мир всегда была органичной частью православной традиции и никакого собственно канонического нарушения о. Иоанн не совершал. Теперь он служит в славянском храме в Анталье. Ранее подобные решения Константинопольский патриархат принимал в отношении священников РПЦ из Беларуси и Литвы, которые также пострадали за свою позицию.
Активная поддержка «СВО» превратила Московскую патриархию в политическую организацию, мировое православие не ощущает ее своей органической частью. Современная РПЦ, пожалуй, больше, чем когда-либо в истории, связала свою судьбу с судьбой конкретного политического режима со специфической репутацией.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68