Один из самых талантливых режиссеров снял всего несколько полнометражных картин.
Правда, признаем: каждая из них — веха в истории советского кино. Каждая бескомпромиссна, как сам Климов. Оттого так доставалось фильмам. Оттого их так мало. Система билась с ними, запрещала, цензурировала, прятала на «тюремную» полку. Климов шел на таран, почти не уступая. В конце концов система обессилела и пала…
Оказалось, ненадолго.
Он один лишь знал, сколько сил, здоровья потребовалось, чтобы пережить бесконечные мытарства с «Агонией» (более 10 лет на полке), «Похождениями зубного врача», «Прощанием» (задуманным и начатым Ларисой Шепитько), самым страшным фильмом о войне, о выжженном человеке, заглянувшем в бездну, — «Иди и смотри». И конечно же, с эпохальной картиной «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Конечно,
он был бескомпромиссным максималистом. Но при всей внешней жесткости и отваге сохранил и почти детскую непосредственность, позволяющую ему называть вещи своими именами, и нежность… Может, поэтому Климов так здорово умел работать с детьми. Они ему верили.
Однажды я записала его монолог о его дебютном (и дипломном!) фильме. Он многое объясняет.
— Конечно, «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» я снимал как иносказательную историю. Образ пионерлагеря разрастался в образ «нашей юной прекрасной страны». Но несмотря на кондовость системы и ее проводника директора Дынина… Несмотря ни на что, дети в фильме победили.
Победили и полетели, как и мечтали. Детские мечты обязательно должны осуществляться. Помните, даже самый смешной мальчишка в бочке улетел? Если честно, я сам до последнего времени летал… во сне — со всеми трудностями, преодолением притяжения, переживаниями. Просыпался в поту. Правда, с годами «полеты» случались все реже.
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
Против чего была картина? Против системного идиотизма, перечеркивающего индивидуальность. Демагогической ахинеи, впитавшейся во все поры. Общества и людей. Ведь всю страну вынуждали целыми заводами, институтами салютовать: «Будь готов!» — «Всегда готов!» Это бесследно не проходит.
Сам я никогда в жизни не был в пионерлагере. Так что фильм полностью — моя фантазия. Но в пионерах был, и галстук со специальной закрепкой носил. И когда меня в 14 лет приняли в комсомол (было это в послевоенном Сталинграде), не мог идти домой — меня колотило от волнения. Тогда тоже думал — взлечу. Вот какими мы были…
С детьми сама судьба меня свела. В конце второго курса во ВГИКе надо было сделать короткометражку: немой этюд — сочинить органичную ситуацию без слов. Так и возник восьмиминутный «Жиних». Идет контрольная по арифметике в четвертом классе. Учительница читает «Ромео и Джульетту». А мальчик и девочка за партой переживают свою историю любви. Музыку нам преподавал Микаэл Таривердиев. Увидев готовый материал, он сразу предложил мне озвучить сюжет темой из прокофьевского балета «Ромео и Джульетта». Всем было ясно: не пропустят. Но Таривердиев обещал пробить. И пробил…
Потом была преддипломная работа «Смотрите — небо» о ребятах, решивших в московском дворике в сарайчике для мотоцикла построить ракету. Все мы тогда переживали время истерического поклонения космосу. Так вот, рядом с мальчишками крутится четырехлетний малыш Алька. И когда «большим конструкторам» строительство космонавтики осточертело, он их пытается удержать. Он-то всерьез собирается лететь. И он один может поместиться в этой трухлявой ракете. И он так истово в это верит, что садится в нагромождение из бочек, нажимает нарисованную кнопку «Старт» и… взлетает.
Тогда я понял:
в работе с детьми нельзя сюсюкать. Взрослые всегда ощущают себя дико умными педагогами, а детей видят недоумками. Но ребята, как и взрослые, бывают талантливые и не-… Тут для режиссера главное — распознать, учуять органику.
И не поверите, я напрактиковался, что уже через улицу видел: талантлив ребенок или нет. А на экране фальшь особенно царапает. Ранит даже.
Элем Климов с сыном Антоном. Фото из архива
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Потом случился полнометражный фильм «Добро пожаловать…», между прочим, моя дипломная работа. Меня, студента, пригласили на «Мосфильм», два объединения готовы были заниматься картиной. Первый конфликт возник из-за ректора ВГИКа Грошева. Он вцепился мертвой хваткой в сценарий Лунгина и Нусинова: «Не будет такую вредную картину снимать наш студент!» Без устали ходил, писал, звонил: в ЦК, Госкино и еще куда надо. Столько энергии, сил потратил… Но дело все же двигалось к съемкам. Кому играть главного героя? Тут возникла вторая проблема. В роли директора лагеря Дынина я видел только Евгения Евстигнеева. В те годы я дневал и ночевал в «Современнике», смотрел не только все спектакли — все репетиции. А в дарование Евстигнеева просто был влюблен. Он же одновременно и вода, и огонь. Тогда в кино он еще почти не снимался. Мне говорят: «Евстигнеева — ни в коем случае. Нельзя!» Начали предлагать характерных актеров с глупыми рожами, причем известных комедиантов — ясно, так можно характер Дынина укоротить до размеров дурака. Что с дурака взять? Ведь не я один ходил в «Современник». Всем было очевидно: Евстигнеев привнесет в фильм социальную тему. В общем, приказывают: «Кто угодно, только не он».
«Ну тогда кто угодно, только не я», — отвечаю. И ухожу. Похоже, моя наглость обескуражила… Согласились.
Кадр из фильма «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен»
А мне хотелось не столько обвинять, сколько защитить детей, которых так нелепо оболванивали. Помните транспарант, мелькающий на протяжении всей картины — «Дети — хозяева лагеря!»? Мы все жили под транспарантами «Мы — хозяева своей страны!». Но как не были ими, так и не стали.
Фильм все время висел под угрозой закрытия, поэтому снимали его в бешеном темпе. Сдавать картину я должен был 15 мая 64-го года. А мы завершили работу в предновогодние дни… на полгода раньше.
Когда вспоминаю об этой работе, перед глазами сразу встает лицо… Сейчас вы тоже его вспомните.
Лариса Шепитько. Фото из открытых источников / Wikimedia
А дело было так. Я искал ребят для съемок. И как-то мы с Ларисой (Лариса Шепитько) побывали на очередном детском празднике во Дворце пионеров на Ленинских горах. Возвращались домой в полупустом троллейбусе. Вот сижу я на заднем сиденье, а передо мной едут… два уха. Буквально. Больше ничто не бросается в глаза. Начинаю всматриваться — а уши-то заподлицо забиты песком. На Мосфильмовской уши выходят. Я — за ними. Кричу вдогонку: «Мальчик, мальчик!» А он не слышит. Уши-то забиты. Видать, только что с купанья. Стучу по плечу. Оборачивается. Черная майка растянута до пупа, лицо… Ну правда, такого лица я не видел. От улыбки удержаться невозможно. Я и улыбаюсь. Как такого упустить! Думаю: ну раз нет такого персонажа в фильме — надо его придумать. Так в сценарии и возник сквозной герой, как банный лист ко всем пристающий: «А чего это вы тут делаете?» В сценарии мы его назвали «Мальчик с профилем Гоголя». А сыграл его Слава Царев.
Снимали мы на юге, неподалеку от детского лагеря «Орленок». Однажды прихожу со съемок в гостиницу — уставший, весь в пыли. Тут — стук в дверь. Заглядывает Витя Косых: «Элем Германович, а Гоголь — курит…» — «Где?» — «В туалете». — «Давай его сюда, быстро». Приходит Гоголь. Перепуганный. С еще более вытянутым лицом. С плотно сжатыми губами. «Ну что, Слава, курил?» Мычит. «Как же ты можешь, Слава…» Мычит… Тут и Лариса, заинтригованная, откладывает книгу. В этот момент Гоголь начинает оправдываться, и комнату заполняют мыльные пузыри. Он со страху продолжает что-то говорить, а комната практически вся покрывается белыми пузырями. Оказывается, он, чтобы запах отбить, наелся то ли зубной пасты, то ли шампуня. Шепитько хохочет до слез. Я едва сдерживаюсь — усталость как рукой сняло.
Как только картину сдали, на нее сразу навалились, навесили два клейма: антисоветская и антихрущевская. Тогда я впервые слово «антисоветская» и услышал.
Элем Климов на семинаре «Советско-американские образы в литературе, искусстве, средствах массовой информации, новое видение друг друга», 1987 год. Фото: ITAR-TASS
Что же касается Хрущева, сначала я думал, что нас обвиняют из-за темы кукурузы, проскальзывающей в картине. Оказывается, все еще хуже. Причиной обвинений стал эпизод с воображаемыми похоронами бабушки. Над процессией несут ее увеличенный портрет. Так вот, при фотоувеличении становятся видны редкие волосы бабушки. Тут строгие цензоры Госкино и поймали нас: «Это же они Хрущева хоронят».
Так я вплотную столкнулся с системой цензуры и подавления. Идиотской, абсурдной и жестокой. Я ей приметился как-то сразу. И потом она меня уже в покое и не оставляла. Фильм не принимали никак. И вдруг в нашей квартире раздается звонок. Жуткий крик Марка Донского: «Тут рядом со мной — Юткевич. На коленях просим: приезжайте сейчас же в Болшево!» Оказывается, у них только что закончился просмотр фильма. С Пырьевым случилась форменная истерика, он сполз на пол с хохотом и слезами. И тогда мастера-классики решили для нас с Ларисой устроить настоящий праздник. Но ректор Грошев по-прежнему ни в какую. Не дает мне защищать диплом «такой похабной антисоветской картиной». До сих пор удивляюсь, сколько сил, времени он потратил на эту борьбу. И если бы не помощь и защита Сергея Герасимова, он бы меня выгнал. Между ними произошел разговор на самых высоких тонах. Герасимов и меня, и картину защитил.
Впрочем, несмотря на разрешительное удостоверение, фильм практически на экраны не вышел. Его показали в паре кинотеатров на первом сеансе в 8 утра и скоренько сняли…
Кадр из фильма «Иди и смотри»
P.S.
Последний фильм Климова, шедевр «Иди и смотри» вышел почти 40 лет назад. И посмотрели его почти 30 миллионов зрителей. Это одна из самых мощных антимилитаристских картин мирового кинематографа. Затем им была задумана и продумана масштабная киноверсия «Бесов», но тут уже резко воспрепятствовал глава Госкино Ермаш. Просто стеной встал. Потом были скрупулезно проработанные и выношенные идеи фильмов «Преображение», «Про Ивана-дурака», картина о сталинском времени. И наконец, многострадальный проект по мотивам «Мастера и Маргариты», на который были потрачены годы, нервы, время на пробивание… Тогда, кстати, Ермаш его сразу предупредил: «В нынешнем столетии этого не будет — забудь думать».
Нет, все-таки система оказалась удивительно живучей!
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68