30 июня вышел в свет последний номер ежедневной газеты Wiener Zeitung. Кажется, что тут такого, мало ли в мире газет, к тому же об этой в России мало кто знает. Но дело в том, что австрийская Wiener Zeitung была старейшей газетой в мире.
Первый ее номер вышел в августе 1703 года, и с тех она выходила 320 лет, с одним перерывом в пять лет, во времена, когда Австрия была присоединена к Третьему рейху. За три с лишним века газета несколько раз меняла формат и макет, но всегда оставалась верной предназначению, которое удивительным образом, словно предвидя будущую журналистику, сформулировал ее создатель, коммерсант и издатель Иоганн Батист Шенветтер, написавший в первом номере на первой странице, что газета обойдется без ораторских и поэтических штучек, а сутью ее будет деловое изложение событий.
Это была газета, которая в 1789 году, в императорской Австро-Венгрии умудрилась опубликовать декларацию прав человека, принятую в революционной Франции. Редактором тогда был Конрад Доменик Барч, занявший этот пост в 23 года; он не рискнул поставить декларацию на первую полосу, а спрятал ее на внутренних полосах, но не изменил в ней ни слова. Наполеон читал Wiener Zeitung и полагал ее публикации столь важными для европейского общественного мнения, что, заняв Вену в 1805 году, назначил в газету своего редактора.
Во время революции 1848 года газета демонстративно убрала с первой полосы всегда бывшего там императорского орла и тем самым показала свои республиканские убеждения.
Это была газета, с которой начались целые жанры. Например, фельетон, который пару столетий — и до сих пор — был визитной карточкой Wiener Zeitung, легкий, остроумный фельетон, сегодня почти уже исчезнувший со страниц мировой прессы. Раздел театральной критики тоже впервые появился в Wiener Zeitung. На протяжении веков и десятилетий газета фонтанировала идеями и плодила проекты, тематические вкладки и приложения. У газеты были приложения по литературе, искусству и науке, приложение о музеях, галереях и церковной музыке, приложение под названием «Венский журнал», а еще приложение Extra, где лучшие авторы выступали с коронными номерами в жанре фельетона. Еще было приложение о винах и историческое приложение «Путешествие по времени», основанное на архивах газеты. Архив Wiener Zeitung, содержащий все ее номера за триста с лишним лет, был принят ЮНЕСКО в проект «Память мира», сохраняющий всемирное документальное наследие.
С 1857 года газета принадлежала австрийскому государству, которое финансировало ее, размещая в деловой части газеты обязательные платные объявления, отчеты компаний, сообщения о слияниях фирм и банкротствах, финансовые отчеты банков и тому подобное. Ситуацию изменила директива Евросоюза, предписывающая публиковать деловую информацию в интернете. Но не только; австрийское правительство следовало концепции «экономного государства», и канцлер Австрии Себастьян Курц заявлял, что «издание газеты не задача Республики».
Первое издание с имперским орлом, 31 декабря 1707 г. Фото: Österreichische Nationalbibliothek
Газета боролась за свое существование. О способах борьбы шли постоянные споры «на редакционных планерках, в редакционной кухне, между входом и выходом» (из прощального текста в номере от 30 июня). Редакция объявила Wiener Zeitung незаменимой в австрийской жизни и истории — с 1703 года. Многие думали так же. Спасательную акцию поддержали нобелевские лауреаты, лауреаты премии «Оскар», бывший министр внутренних дел, бывший канцлер, бывший президент.
26 апреля редколлегия провела заседание на площади перед парламентом, стол заседания был накрыт полотнищем с лозунгом «Спасите Wiener Zeitung!». 27 апреля десятки депутатов от австрийской социал-демократической партии в зале заседаний парламента молча подняли над головами номер Wiener Zeitung c огромными цифрами 1703‒2023. Тысячи граждан, заинтересованных в существовании Wiener Zeitung, подписали петицию, тысяча вышла протестовать перед резиденцией канцлера. В мае этого года, когда ежедневной газете оставался месяц жизни, она получила премию Курта Форхофера — за качественную журналистику. Жюри премии заявило, что редакция, находясь в неблагоприятных условиях, поддерживала стандарты качественной журналистики и проявляла мужество, независимость и критический дух; план правительства закрыть газету жюри премии называло ошибкой, которая причинит ущерб журналистике и медийному ландшафту в Австрии.
Вопрос, сохранить газету или лишить ее финансирования, решался голосованием в парламенте. Речь шла о 64 сотрудниках газеты и 18 миллионах евро в год. 88 депутатов проголосовали за следование директиве Евросоюза, 74 против.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Это была удивительная газета, в ней жило само время. В ее первых номерах сообщалось об охотах императора, когда он собственноручно убивал огромных оленей; в ее последних номерах речь шла о климате и сохранении жизни на земле.
Первой войной, о которой газета сообщала в деловом и лапидарном стиле, была война за испанское наследство, о которой теперь знают только историки; в последних номерах газеты сообщалось о том, что происходит в Украине.
Демонстрация против закрытия газеты. На плакате: «Позор этому правительству. Старейшая газета мира Die Wiener Zeitung уничтожается». Фото: IMAGO / SEPA.Media
Между двумя этими точками во времени, на тысячах страниц ежедневной газеты, уместилась история Европы, с ее кровопролитиями, безумием, враждой, потом медленным просветлением и столь же медленным вхождением в новую европейскую реальность, где мир наконец-то утвердился как аксиома и основа жизни.
Нет лучшего способа ощутить непрерывность времени и его наполненность человеческой жизнью, чем листать страницу за страницей номера старых газет, сохранившихся в архиве. Теперь вся Wiener Zeitung, все ее номера, перешли в архив; читая газету, мы познаем жизнь Вены и мира в многочисленных сообщениях, заметках, текстах, критиках, ирониях, аналитиках, фельетонах. Каждый день на протяжении трех веков приносил свою тревогу, свою заботу, свой скандал, свой шум, свою чепуху, свою любовь — и номер газеты с широкими страницами и тесным набором. Иногда за эти три века она выходила по утрам, иногда по вечерам, но выходила всегда в империи и в республике, при всех императорах и президентах, обязательная, как часы, неутомимая в поиске интересных тем и самой жизни. Теперь ежедневной бумажной старейшей в мире газеты больше не существует.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68