место событийОбщество

Плотина не пустила форель

Жительница карельского поселка защитила в суде право местного населения на чистое озеро

Плотина не пустила форель

Лоухское озеро. Фото: Елена Иванова

Судья Верховного суда Карелии Наталья Иванова удовлетворила вечером 27 июня иск жительницы приполярного поселка Плотина Ольги Глазуновой к республиканскому министерству сельского и рыбного хозяйства. Пенсионерка из Плотины потребовала признать недействующим министерский приказ от 1 марта о формировании на Лоухском озере рыбоводного участка под выращивание форели.

О конфликте жителей Плотины с республиканскими чиновниками «Новая» рассказывала в марте. Как отметила в суде Ольга Глазунова, в начале нынешнего года местное население дважды проводило собрания, на которых выступило категорически против открытия форелевого хозяйства на озере, являющимся единственным источником питьевой воды для Плотины. Однако мнение жителей поселка не было учтено карельским минсельхозом при принятии решения о создании рыбоводного участка.

По словам Ольги Глазуновой,

население Плотины самоорганизовалось, чтобы защитить свое право на чистое озеро и возможность жить в благоприятной экологической среде.

«Озеро у нас идеально чистое, очень красивое, и жители поселка категорически против загубить это все через три года», — заявила Ольга Глазунова.

Исковые требования к минсельхозу Карелии поддержала и глава Плотинского сельского поселения Ольга Квяткевич. По ее словам, этот приказ был принят вопреки мнению местного населения, которое выступило против открытия на озере форелевого хозяйства, однако главе поселения не дали изложить эту позицию на заседании профильной комиссии карельского минсельхоза. В этом заседании участвовал министр сельского и рыбного хозяйства республики Владимир Лабинов, который впоследствии был арестован по обвинению в получении крупной взятки.

Ольга Глазунова(слева) и глава поселения. Фото: Валерий Поташов

Ольга Глазунова(слева) и глава поселения. Фото: Валерий Поташов

«У меня был подготовлен текст, но когда я начала говорить, меня стали перебивать, и в процессе разговора мне практически ничего не дали сказать, потому что начались обвинения в том, что население живет за счет бюджета Республики Карелия, чистят дороги, свет, что живут там одни нелегалы. После чего я попыталась ответить, но меня опять стали унижать и потом сказали, что у нас такая власть, которая может только ходить на демонстрации и махать флагами», — рассказала Ольга Квяткевич на заседании Верховного суда Карелии.

Чиновники республиканского минсельхоза вполне ожидаемо отказались признать исковые требования жительницы поселка Плотина. Как считает представитель министерства Екатерина Гринкевич, мнение местного населения было учтено членами комиссии по определению границ рыбоводных участков, но это мнение не является определяющим при принятии решения о формировании рыбоводного участка.

Во время рассмотрения иска суд заслушал показания кандидата биологических наук Владимира Михайленко, который был привлечен стороной истца в качестве специалиста. Как заявил Михайленко,

открытие форелевого хозяйства на Лоухском озере может угрожать краснокнижной европейской жемчужнице, которая обитает в реке Кереть, связанной с озером.

Владимир Михайленко также подверг критике научное заключение о пригодности Лоухского озера для выращивания форели, которое легло в основу принятия решения о формировании рыбоводного участка. Как отметил ученый, указанные в заключении цифры не подкреплены расчетами и фактически ничем не обоснованы.

Михайленко обратил особое внимание и на то, что в заключении нет сведений о наличии на озере нерестилищ сига, который относится к ценным породам рыб.

В свою очередь, как пояснил суду руководитель Карельского филиала Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Сергей Коркин, который готовил документ, наличие в водоеме ценных пород рыб не является определяющим фактором при вынесении заключения о пригодности озера для разведения форели. Коркин также подчеркнул, что действующее законодательство никак не регламентирует подготовку научного заключения и не требует указывать влияние форелевого хозяйства на окружающую среду.

Примечательно, что руководитель КарелНИРО оказался единственным членом комиссии республиканского минсельхоза, который голосовал против формировании рыбоводного участка на Лоухском озере. Свою позицию Сергей Коркин объяснил негативным отношением местного населения к открытию на озере форелевого хозяйства. По словам Коркина, он узнал об этом на заседании комиссии.

Судья Наталья Иванова. Фото: Валерий Поташов

Судья Наталья Иванова. Фото: Валерий Поташов

Судья Наталья Иванова огласила 27 июня только резолютивную часть решения, и оно еще не вступило в законную силу. Но как призналась журналистам истица, она довольна исходом дела.

«Мы упорно к этому шли и надеялись», — сказала женщина после завершения судебного заседания.

Между тем Северо-Западное территориальное управление Росрыболовства уже успело провести аукцион на право пользования рыбоводным участком на Лоухском озере. В торгах участвовали восемь компаний, и победителем было признано ООО «Рыбные технологии» из Санкт-Петербурга, которой предложило самую высокую цену — 21,5 миллиона рублей. Но буквально перед вынесением судебного решения выяснилось, что победитель торгов отказался подписывать договор.

Это уже второй судебный процесс, выигранный жителями Карелии у республиканского минсельхоза. В 2019 году жительница карельской деревни Войница Ксения-Лаура Рышкевич добилась в Верховном суде Карелии отмены министерского приказа о формировании рыбоводного участка на озере Верхнее Куйто. Молодая женщина потребовала от суда защитить ее право на благоприятную экологическую среду.

Карелия

Читайте также

«Вы не думаете о людях, вы думаете о деньгах»

В карельском поселке жители собирают подписи против форелевого хозяйства. Оно может лишить людей питьевой воды

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow