Олимпийское движение терпит крах. Уже давно. Причин тут много. И одной из них и, возможно, самой важной является несовершенство системы выявления допинга. Перманентные скандалы с проверкой проб и пересмотром результатов спустя много лет девальвируют звание олимпийского чемпиона. К тому же подход к спортсменам из разных стран у WADA (Всемирное антидопинговое агентство), как оказалось, разный. Одних атлетов, пойманных с поличным на употреблении запрещенных веществ, понимают и прощают, других — строго наказывают за любой ничтожный лекарственный прокол без всякого снисхождения. Короче, предпринимателю из Мельбурна Аарону де Cоузе надоело смотреть такие «правильные» традиционные спортивные фестивали и он запустил новое движение Enhanced Games (Усовершенствованные игры). В его «прокачанном» празднике смогут участвовать все спортсмены-допингисты мира. И никаких офицеров с баночками для анализов после финишей!
Скажу сразу. Мне такая австралийская затея симпатична, хотя я в своей жизни никогда не курил даже сигареты и к любым запрещенным веществам отношусь резко отрицательно. Но штука в том, что фармакология уже давно проникла в большой спорт. Да и ни для кого не секрет, что за последние 70 лет Олимпиад без обманов, по сути, не было. Началось все не с химических веществ. К примеру, представители СССР и Германии практиковали «гендерные фокусы». Тут и волейболистку Александру Чудину можно вспомнить, и прыгунью/прыгуна в высоту Дору-Генриха Ратьен. Гендерный тест ввели только в 1966 году. По заявлениям специалистов, некоторые спортсмены были интерсексуалами (то есть имели половые признаки, не совпадающие с типичным определением мужского или женского гендера) Вот что говорила наша первая олимпийская чемпионка, метательница диска Нина Пономарева-Ромашкова: «В женской сборной моего поколения присутствовали мужчины. Их же видно! Они приносили стране медали и рекорды, поэтому начальство радовалось и закрывало глаза, пока не появился секс-контроль…» Но, подчеркну, никого за причинное место тогда не поймали, поэтому все это осталось в неофициальной папке под грифом «совершенно несекретно».
Первая олимпийская чемпионка СССР Нина Пономарева-Ромашкова. Фото: ИТАР-ТАСС
Колоться же в прямом смысле многие атлеты начали примерно в середине 1950-х. Примечательно, что 27 июля 1956 года 22-летний победитель велогонки «Тур де Франс» Эдди Меркс наотрез отказался отправиться на допинг-контроль. Дело замяли, но случай получил широкую огласку и открыл глаза обожателям не только велоспорта на проблему допинга.
Спустя 30 лет, 11 августа 1987 года, олимпийский чемпион и председатель Федерации тяжелой атлетики СССР Юрий Власов в интервью «Комсомольской правде» шокировал наивную советскую и забугорную общественность следующим откровением:
Юрий Власов:
«Примерно с конца 60-х в большой спорт широко вошли медицинские препараты, главным образом анаболические. Анаболики — это гормональные препараты, стимуляторы биосинтеза клеточного белка. Короче говоря, они сверхинтенсивно наращивают мышечную массу, резко повышают энергию организма. Такие препараты обычно назначают ослабленным, послеоперационным больным и при других заболеваниях. Нащупали это американцы. По-моему, штатовские метатели впервые стали применять анаболики — ретаболил, нерабол. Пионером здесь был Гарольд Коннолли (он сам признался об этом в печати). Ныне в обиходе уже куда более мощные препараты».
1964 г. Советский штангист Юрий Власов во время соревнований. Фотохроника ТАСС
Слова Власова оказались правдой. К примеру, в 1990-м на фуразоболе был пойман олимпийский чемпион Сеула-88, канадский спринтер Бен Джонсон, у которого и медаль золотую отобрали, и два мировых рекорда. И уже мало кто верил, что герои спорта набираются перед крупными стартами сил, кушая на завтрак исключительно кукурузные хлопья с обезжиренным молоком. К тому же, повторюсь, ни одни Игры с той поры не обходились без «медицинских» скандалов и разоблачений. И, уверен, не обойдутся в дальнейшем.
Ну и зачем продолжать обманывать себя и других — решил миллионер с Зеленого континента. Его дерзкое предложение хоть и выглядит спорно и неоднозначно, но отнюдь не лишено смысла. Цитата: «Нынешняя система допинг-контроля себя полностью дискредитировала. Олимпиады погрязли в коррупции. Несмотря на якобы жесткие проверки, отдельные товарищи находят лазейки… МОК и WADA создали систему, которая вынуждает использовать нелегитимные препараты тайно. Так правильнее вообще отменить эти процедуры и честно соревноваться без всяких тестов».
Аарон де Cоуза. Фото: соцсети
Более того, Аарон де Cоуза считает, что «наука делает человечество и спорт лучше и справедливее, и задается вопросом:
«Если у атлета есть возможность усовершенствовать и усилить свой организм, почему он должен ограничивать себя в этом? Да и зачем вообще бороться с фармацевтикой, которая может помочь, в том числе и предотвратить в будущем старение?»
Понятно, что свою удочку австралиец закинул прежде всего в моря тех спортсменов, которые были пойманы на употреблении нелегальных веществ и дисквалифицированы. Он предлагает им вообще не возвращаться в будущем на старые дорожки (забыть про классические форумы) и смело присоединяться к новому движению.
Любопытно, что у сторонников антиолимпийского направления есть свой сайт, где они анонимно собирают информацию о достижениях атлетов, употребляющих допинг, использующих другие различные запрещенные методы подготовки и скрывающих это. В этой статистике есть даже человек, который пробежал стометровку якобы быстрее, чем Усэйн Болт. Впрочем, поскольку фото и паспортные данные «рекордсменов» пока не публикуются, приходится верить (или не верить) на слово. А еще таким образом де Соуза и его приверженцы хотят обелить тех, кого когда-то втоптали в грязь за типа нечестную игру — Мэрион Джонс, Тима Монтгомери, Лэнса Армстронга…
Свои первые Игры Аарон хочет запустить уже в декабре следующего года. Пока запланировано пять видов: гимнастика, единоборства, легкая и тяжелая атлетика, а также водные виды спорта. Выбор вполне разумный (среди представителей данных дисциплин допингисты встречаются часто). В дальнейшем забористые старты бизнесмен предполагает проводить ежегодно.
Руководство Международного олимпийского комитета (МОК), разумеется, по поводу данных инициатив высказалось резко отрицательно и строго погрозило пальчиком тем, кто решится участвовать в альтернативном и несоответствующем известным нормам турнире (Аарон пригласил на свой фестиваль и тех, кто допинг не употребляет, дабы сравнить показатели «чистых» и «усовершенствованных» атлетов).
А глава австралийской делегации в Париже-2024 Анна Милс назвала такой подход «смехотворным, несправедливым и небезопасным». Однако де Соуза не сомневается, что запретить его детище у олимпийских чиновников нет никаких шансов.
«Мы живем в мире победившей демократии, а МОК уже сто лет ведет нас на диктаторском поводке», — заявил уроженец Мельбурна, который считает, что спортсменов, мечтающих побить рекорды (пусть и с помощью стероидов), надо поддерживать. В том числе финансово. Коммерсант уверен, что каждый атлет должен получать свой процент от участия в Олимпиаде. Кстати, все резиденты идущих вразрез Игр получат акции компании Enhanced Games, что позволит им рассчитывать на тот самый дополнительный доход. «Спортивные бюрократы отхватывают миллионы, а те, кто когда-то достиг высочайшего уровня человеческого совершенства, влачат нищенское существование», — пояснил свою мысль де Соуза.
Лэнс Армстронг. ото из газеты «Ньюсдей»-ИТАР-ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Невероятно, но факт: организаторы уже получили порядка 150 заявок на «новые беспредельные» Игры (естественно, имена желающих пока скрыты), идею которых, к слову, поддержал даже олимпийский чемпион 2004 года по плаванию Роланд Марк Шуман. Впрочем, с местом проведения ясности пока нет. При этом Аарон утверждает, что его соревнования обойдутся куда дешевле традиционной Олимпиады и не потребуют специальной и дополнительной инфраструктуры.
Кто-то скажет: презентовать такие Игры — позор. Я же, повторюсь, отношусь к вероятному проведению не ограниченного ничем шоу с пониманием.
Допинг сегодня, к сожалению, имеет место в каждом профессиональном спорте. И всегда был.
Вот цитата из интервью Лэнса Армстронга (великого велогонщика, дисквалифицированного пожизненно) Опри Уинфри.
— Мог ли человек побеждать на семи «Турах», не используя стероиды?
— Не в том поколении.
И пока есть профессиональный спорт, где сегодня крутятся огромное деньги, будет допинг. Штука в том, что статус лекарств постоянно меняется. Вчера — это обычная таблетка от простуды или мочегонное средство. Завтра — допинг. Или препарат, его скрывающий. Вспомните Алину Кабаеву, которая была дисквалифицирована в 2001-м за применение фуросемида (диуретик, ставший одни днем запрещенным для спортсменов, так как выводит из организма в том числе и следы нелегальных препаратов). Или пресловутый мельдоний, который в аптеках продается без рецепта (в СССР и России его принимали и принимают для укрепления сердечной мышцы). Но в 2016 году WADA его вдруг внесло в список недозволенных для атлетов веществ, потому что решило, что препарат является модулятором метаболизма. Такими темпами и в активированном угле скоро найдут крамолу.
Китайское антидопинговое агентство в Пекине. Фото: AP/TASS
Где логика? А ее нет. Или вот другой пример. Не секрет, что китайские атлеты перед Играми в Пекине-2008 практиковали особое иглоукалывание, ели жучков, червячков, грибы, коренья, употребляли другие «народные лекарства». В лабораториях «эффект» от таких «манипуляций» тогда не обнаружился. Или его просто-напросто не захотели обнаружить, чтобы позволить хозяевам Олимпиады удивить весь мир 48 золотыми медалями?
Вероятно, что земляные и животные «стимуляторы» тоже скоро могут оказаться под грифом «допинг». Ведь попадание обычных лекарств в «расстрельные списки» — это, как показывает олимпийская практика, дело времени.
И воли крутых «борцов за чистоту». Вот одна сторона медали. По большому счету, выискивание и определение того, что считать допингом, — это и есть настоящий фарс. И в этом «бизнесе», кстати, вертятся гигантские суммы и замешаны крупные фармакологические конторы.
Теперь о другой стороне, еще более, на мой взгляд, важной. Нагрузки, которым подвергались и подвергаются атлеты, в особенности современные, настолько запредельные, что, отказавшись от «витаминов», можно просто умереть. Да и сам профессиональный спорт без допинга, как ни странно, превратится в физкультуру, которая будет интересна лишь самим участникам. Результаты же, как ни крути, резко упадут.
Флоренс Гриффит-Джойнер. Фото: imago images / Horstmüller
Но разве употребление допинга не сказывается в конечном счете на организме отрицательно и не ведет зачастую к ранней смерти? Велогонщик Томми Симпсон умер прямо во время «Тур де Франс» (в его крови найдут амфетамины и алкоголь). Американская королева спринта, трехкратная олимпийская чемпионка Флоренс Гриффит-Джойнер скоропостижно скончалась в возрасте 38 лет от сердечного приступа (на допинге ее не поймали, но многие не сомневаются в том, что она бегала быстрее всех не только благодаря своему таланту). И это лишь одни из самых известных трагических эпизодов. Профессиональный спорт сам по себе (и без допинга) штука, которая калечит. И все атлеты, выбравшие когда-то спорт своей работой, рискуют здоровьем и жизнью. Так стоит тогда вообще на этом основании отменить большой спорт?
Допинг — это не есть хорошо, бесспорно. Но ловить одних и не ловить других, сочинять допустимые и недопустимые дозы того или иного вещества — это же, еще раз повторюсь, лицемерие и политика. Разве не проще разрешить тем людям, которые на наших глазах творят невозможное, соревноваться без всяких проверок? И вот опять цитата из речи Аарона:
«Спортсмены — взрослые люди. И они вправе делать со своим телом все, что пожелают: мое тело — мое дело, твое тело — твое дело. И ни власти страны, ни национальные федерации не должны решать за атлетов».
А лично мне, хоть убейте, в любом случае наблюдать за битвой норвежских «астматиков» на лыжне куда интереснее, чем смотреть, допустим, любительскую гонку «Лыжня России». А массовые разоблачения отдельных чемпионов XXI века, которые сегодня в зените славы, — это, бьюсь об заклад, опять-таки дело времени.
Так, может, стоит прислушаться к Аарону де Соузе и попробовать отменить все допинг-проверки?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68