СюжетыОбщество

Большая перемена

Количество преобразований, призванных изменить российскую школу, зашкаливает. Новый учебный год обещает еще больше сюрпризов

Большая перемена

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Законодательные инициативы и просто предложения следуют одно за другим. Светлые мысли и идеи, высказываемые высокими чиновниками, не иссякают. Перечислим лишь основные. Итак: в грядущем учебном году школы ждет новый курс ОБЖ с элементами начальной военной подготовки. Кроме того, обновлены программы по истории, обществознанию, литературе, окружающему миру и географии. Учеников планируют должным образом (точнее — единообразно) одеть, занять полезной деятельностью на благо школы и избавить от заграничных видеосервисов. Вернутся отмененные когда-то уроки черчения и труда. И это только то, что уже презентовано. А сколько намечено! С помощью родителей школьников и самих детей мы попытались понять, какие из предложенных новаций действительно назрели и необходимы, а какие — вызывают вопросы. Имена собеседников по понятным причинам изменены.

Покой им будет только сниться. Это я про учеников и их родителей. Хотя, казалось бы, законные каникулы — само время и выдохнуть, и отдохнуть. Вместо этого придется разбираться в грядущих переменах, направленных на совершенствование школьного бытия, а заодно и сознания. В образовании, как ни в одной другой отрасли, их нынче особенно много. Нововведения предлагаются по большей части первыми лицами государства и депутатами, а это означает, что данностью они станут на 100%.

Генеральная линия

Начнем с главного. С 1 сентября 2023 года во всех школах страны введут новый стандарт образования. Преподавать будут на основе единой программы. Сделано это для того, объясняют нам, чтобы уравнять базовые знания. Напомню: раньше школы разрабатывали учебные программы самостоятельно, ориентируясь на федеральный государственный образовательный стандарт.

Теперь же появится золотой, как его называют чиновники, стандарт качества знаний. Независимо от того, в столичной школе учится ребенок или в сельской, ему будут давать знания не ниже базового уровня.

С места в карьер все, конечно, не начнется. Предстоит пятилетний переходный период. При всей кажущейся стройности идеи, вопросы все-таки возникают. Например:

  • учителя будут проходить переподготовку или переформатироваться им предстоит в процессе?
  • Факультативы внесут в оговоренный стандарт?
  • Претерпит ли изменения программа педагогических вузов и как базовый уровень будет даваться в малокомплектных (и неукомплектованных кадрами) школах?

И это далеко не все из неясного.

По мнению одной из наших собеседниц, проблема не в едином стандарте.

мнение родителей

Марина, мама дочери, перешедшей в 4-й класс, и сына студента:

«Вопрос в качестве единых учебников. То, что я наблюдаю последние минимум лет 10 — и когда учился старший сын, и по каким учебникам сейчас младшая учится, — очень расстраивает. Нет структуры учебника, логики изложения материала. Причем авторы (а они в разных школах разные), похоже, не понимают, что для разных возрастных групп те же правила надо писать разным языком. Дочь в 3-м классе пропустила уроки, пришлось дома объяснять самой. Открыли учебник по русскому языку и всей семьей пытались прорваться через словесные дебри. В результате достали справочник за 1986 год, и ребенок все понял. Наш учитель в начале учебного года сразу предупредил: «Уроки старайтесь не пропускать, не болеть. Сами по учебнику не разберетесь и ребенку не объясните». Есть подозрение, что новые единые учебники будут писать те же «авторы»!

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

Школьников в семье Олега — многодетного отца — двое: одна дочь учится в начальной школе, другая — в средней. На уравнивание базовых знаний мужчина особо не надеется, потому что не очень верит в возможность стереть грань между городом и деревней.

мнение родителей

Олег:

«Это невозможно сделать, чтобы уровень знаний был одинаков и в столичной школе, и в сельской. Пример приведу: мои дети учатся в райцентре, мы живем в селе, в 20 км от райцентра. Почему не ходим в школу у нас? Потому что она малокомплектная. Уровень знаний совершенно не тот, который дает районная. А что уж говорить про городскую.

Если они (чиновники) хотят, чтобы все было одинаково — в московской и в нашей деревенской школе, надо провести очень много работы. Нужно к нам привлечь современных педагогов, а не тех, которые учили еще в советское время. Нужно укомплектовать школы так же, как столичные. Проекторы, экраны, ноутбуки — этого ничего нет в деревенских школах. Таких денег выделять точно никто не будет. Не то время сейчас, чтобы на образование деньги тратились».

Наталья, педагог и многодетная мама, тоже сомневается, что базовые знания в школах нынешнего образца удастся уравнять.

мнение родителей

Наталья:

«Мы в советское время учились по унифицированной программе, — вспоминает Наталья. — Все всегда будет зависеть от учителя и от особенностей ребенка. В московских школах база все равно будет другая, не такая как в сельских, — это во-первых. Во-вторых, многие предметы преподаются на уровне средневековья. Школа наша уже давно выполняет совсем не образовательные функции. Это место, куда можно сдать детей, чтобы родителям не мешали. И школа — это место, которое сейчас, судя по всему, будут использовать для пропаганды государственных ценностей».

Актуальная история

На начало учебного года 2020/2021 в федеральном перечне по всем предметам было представлено 417 учебников, из них — 61 из новых линеек. Самый сложный и спорный вопрос — учебник истории.

Еще в начале 2013 года президент Путин предложил создать единую линейку учебников истории России для средней школы. Отечественную историю изучали и по двум линейкам под разными редакциями, и по трем, и по четырем… К 2014 году усилиями Российского исторического общества (РИО) был разработан так называемый историко-культурный стандарт. Изучение российской истории по учебникам, переформатированным под него, началось в 2016/2017 учебном году.

На общем собрании РИО в июне 2019-го было принято решение о «модернизации» стандарта. Подразумевалось, что в него будут внесены ключевые исторические события последних пяти лет начиная с присоединения Крыма к России. В прошлом году к использованию в школах были одобрены три разные линейки учебников истории от трех разных издательств. И тогда же министр просвещения заявил, что главы про СВО в учебниках дополнят новым содержанием:

«Конечно, о причинах начала специальной военной операции, цели СВО: денацификация, демилитаризация. Обязательно об этом нужно говорить, и тем более это старшие классы, новейшая история. Как только мы победим, эти разделы тоже будут дополнены в учебнике истории»,

— сказал Сергей Кравцов в интервью Первому каналу.

В настоящий момент учебники, которые объединят всеобщую историю и историю России в единый предмет, проходят апробацию. К началу учебного года она завершится. А пока мы имеем дело с неоднозначной реакцией родителей на сам подход к формированию содержания.

Фото: Егор Алеев / ТАСС

Фото: Егор Алеев / ТАСС

«Про СВО, я считаю, надо в учебнике рассказывать только как о факте, без оценок. Потому что сейчас, мне кажется, нет возможности издать учебник с верной информацией».

— говорит Алексей, отец 11-летнего школьника.

Примерно в том же ключе высказывается и Марина.

мнение родителей

Марина:

«То, что происходит здесь и сейчас, не тема для школьных учебников по истории. Объективности — ноль. Надо детально всесторонне изучать прошлое, чтобы не повторять ошибки в будущем (банально, но факт). Изучать историю через собственную семью — очень поучительная вещь и дает понимание происходившего. Сейчас, когда на обвинение в «фейке» можно нарваться на раз-два, учитель истории превращается в ретранслятора без права на собственное, отличное от генеральной линии мнение».

Наталья:

«Внесение сведений о СВО в учебники — это вопрос не преподавания истории, а пропаганды. Событие, которое еще не завершено, нужно преподносить со всех точек зрения. Уж если мы честно преподаем это детям, то должны представить разные мнения».

В Министерстве просвещения обещают обеспечить школы новыми учебниками в необходимом количестве. Кроме того, школы получат обновленные учебники по обществознанию. Прежние министр Кравцов назвал псевдолиберальными, а в переформатированных обещал «акцент на непреходящие ценности общества».

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

В «белый интернет» с 15 лет

Еще года два назад в публичном пространстве появилась информация о разработке «белого интернета» для российских школьников. Он должен содержать только проверенный контент, отвечающий государственным ценностям и транслирующий их, разъяснил Кравцов. Кроме того, «белый интернет» позволит установить круг разрешенных для посещения сайтов и режим доступа в Сеть. А запустить его во всех школах планируется в 2023 году.

В свою очередь, Минцифры планирует поэтапно ограничивать доступ российских школ к зарубежным видеосервисам, потому что имеется собственная инфраструктура. Об этом сообщил глава ведомства Шадаев на итоговой коллегии Министерства просвещения РФ.

Говоря о Всемирной паутине, стоит обратить внимание еще на одно из многочисленных заявлений министра Кравцова (среди ньюсмейкеров от образования он, безусловно, в числе лидеров).

Он считает, что детям до 15 лет не стоит пользоваться социальными сетями и интернетом. Хочется уточнить: почему до 15, а не до 14, скажем? Тогда вместе с паспортом человеку вручали бы официальное разрешение на подключение к интернету. Весьма символично.

Но гораздо интересней другое: положим, детей отлучили от интернета. За этим последует отмена электронных дневников и классных журналов? Правда, не припомню, чтобы внедрить их просили учащиеся и родители, нововведение спустили сверху. Зато помню, как их вводили. Для учителей старой формации это было сродни капитальному ремонту, который начали в квартире, не предупредив хозяев.

Следующий щекотливый момент: что в этом случае станет с образовательными ресурсами? Конкретно — с платформой «Сферум» (коммуникационная система для школ, своего рода образовательная соцсеть). Этот формат тоже будет закрыт для тех, кто не достиг 15? Но дистанционное обучение придумали не дети и не родители. Онлайн в период пандемии стал вынужденной необходимостью. Только пандемия уже закончилась, а он остался.

«Белый интернет», по мнению Натальи, это пропаганда.

мнение родителей

Наталья:

«Ограничение доступа к зарубежным ресурсам — цензура. Ограничение доступа детей к соцсетям — слабая мера. Нужно не ограничивать, а учить пользоваться. Давайте огонь запретим, потому что от него пожары происходят. Предлагаю чиновникам в качестве эксперимента на полгода ограничить себя в пользовании соцсетями. И на основе этого опыта вывести алгоритм, как обучать детей, чтобы они использовали телефон только для учебы. Это будет честно со стороны взрослых. У детей старше 12 лет ведущей развивающей деятельностью является общение. Если мы не предоставляем им возможности общаться, они уйдут в соцсети. То есть это проблема не детей. И она не решается запретом».

Кате 14 лет. Со 2-го класса она учит английский, собирается поступать в языковой вуз.

— Есть мнение, — обращаюсь к девочке, — что вам не стоит пользоваться интернетом до 15 лет. Что скажешь?

— Это смешно. Я смотрю там фильмы постоянно на английском, мне преподавательница моя их подбирает, музыку слушаю, аудиокниги… Не представляю, как без этого можно учить язык. И чат у нас есть, где мы общаемся на английском.

Даша перешла в 4-й класс. Она готова добровольно отказаться от интернета. Но… «Только на неделю. Вообще, если мне есть чем заняться, я в интернет не лезу». Правда, мама Даши признается, что дочь лукавит: «Чатик сама забацала личный в Viber. И в куче других чатов состоит».

Правильно одеться

Год назад в очередной раз было заявлено, что Министерство просвещения опять планирует ввести единую школьную форму. Мотивация неизменна — «форма организует и дисциплинирует». Правда, учебным заведениям оставят право решать, какой она будет в каждом конкретном коллективе. Опрос портала SuperJob показал, что

  • 42% родителей выступают однозначно за введение единой школьной формы;
  • 18% согласны, но считают, что школа должна самостоятельно выбрать ее фасон;
  • 33% не поддерживают инициативу Минпроса.

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

Фото: Дмитрий Коротаев / Коммерсантъ

В отдельных регионах проблема, похоже, не только существует, но и приводит к радикальным мерам реагирования. Например, в начале мая Общественная палата Шадринска (Курганская область) предложила законодательно закрепить требования к внешнему виду учащихся. А за невыполнение — штрафовать родителей.

Нетипичного цвета волосы, драные джинсы и татуировки с пирсингами на ученике могут здорово ударить по семейному бюджету. Шадринские предлагают еще и внести изменения в региональный КоАП, возложив на родителей ответственность за несоблюдение детьми требований к школьной одежде.

Вспоминаю эпизод из собственной ученической жизни: 8-й класс, урок литературы. Энергичным шагом в кабинет входит завуч — корпулентный мужчина с неистребимым подозрением во взгляде. Рявкнув что-то вроде «сидеть, не суетиться», завуч начал обходить парту за партой. Девочек заставлял снимать и сдавать сережки. Буквально каждому второму мальчику отдавал распоряжение явиться завтра с правильной прической и родителями. К слову, описанный эпизод произошел во времена, когда необходимость формы даже не обсуждалась. Вести уроки учителям мешали сережки и стрижки.

К введению формы Олег относится резко отрицательно.

мнение родителей

Олег:

«У нас уже заставляют ее носить в начальных классах. Я рос и учился в 90-е, в то время отошли от всех этих форм. И никто из педагогов не критиковал детей за то, как они одеты. Я считаю, что человека не должны принуждать носить какие-то определенные вещи. Поэтому и против! А если семья многодетная? Чем больше детей, тем сложнее с покупкой школьной формы. Она стоит дороже, чем повседневная одежда».

И Светлана, закончившая 8-й класс, к форме относится без энтузиазма:

«В моей школе строгой формы нет, только у началки. Сейчас мы ходим, в принципе, как хотим. И снова начинать ходить как школьницы… Сложно психологически перестроиться. И свободный стиль никому еще учиться не мешал».

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Трудиться без согласия родителей

В конце мая в Госдуме предложили внести изменения в закон «Об образовании», обязав школьников заниматься общественно-полезным трудом без согласия родителей. По действующим нормам привлекать учеников к труду, не имеющему отношения к образовательной программе, запрещено без согласия самих детей и их законных представителей. Именно эту норму из закона предложено убрать.

Между тем Минпрос прорабатывает вопрос возвращения в школы уроков труда с гендерным делением: девочки будут шить, борщи варить, мальчики — строгать, пилить.

Пятиклассница Аня об уроках труда представление имеет весьма смутное. Мама объясняет, как это может выглядеть. Аня обеими руками голосует за кулинарию! Но категорически отказывается шить и кроить. Говорит, «лучше табурет пойду делать».

«Ремесло и всякие трудовые навыки детям нужны безусловно. Дети абсолютно не умеют ни в быту себя организовать и обеспечить, ни что-то прикладное сделать», — считает Наталья.

С дронами и без домашки?

И в качестве бонуса — дроны. До своего отдельного предмета они пока недотянули. Но зайти в школьную жизнь шанс имели реальный. Во всяком случае, президент Путин поддержал недавнюю идею российских компаний внедрять в школах курсы по конструированию, сбору и управлению дронами. Об этом он сказал на совещании по развитию беспилотных авиационных систем.

И все могло бы сложиться наилучшим образом. Но случилась всем известная атака дронов. Следом регионы начали вводить запреты на использование гражданских беспилотников. Уже в начале мая запреты действовали в полусотне областей. Видимо, школьные курсы придется отложить до более спокойных времен.

Наконец, вице-спикер Госдумы от партии «Новые люди» Владислав Даванков высказал определенно новый взгляд на школьные домашние задания. Он предложил разработать законопроект, который их отменит. Совсем. 

И дело не в том, что депутата (как он сам объяснял) попросил об этом сын, просто таков мировой опыт. Странно как-то, мы вроде на Запад не ориентируемся, их ценности не очень-то понимаем, а уж перенимать опыт… Неоднозначную ситуацию подправила представительница Комитета Госдумы по просвещению Яна Лантратова, широко известная обилием самых разных инициатив. Она предложила уменьшить количество домашних заданий для школьников, сделав домашку не очень объемной.

Мама пятиклассницы уверена, что отменять домашнее задание совершенно не разумно.

мнение родителей

Ирина:

«Я однозначно против. В классе 33 ученика, за 40 минут с дисциплиной учеников 5-го класса педагог реально мало что может донести до них (она дольше утихомиривает). Домашнее задание, как говорится, в этом вопросе в помощь!»

Дочь Ирины с мамой практически солидарна. Она против отмены. И это, признаюсь, было неожиданным, равно как и последовавшее объяснение: «Если ее (домашку) не задавать, — продолжает девочка, — то отупеют все. Например, я на уроке не до конца поняла некоторые моменты, а дома, решая д/з, разобрала, закрепила тему. Но хотела бы меньше задания по английскому (но это специфика языковой гимназии — поясняет мама)».

Грядущие преобразования озвучены, недоумение осталось. Почему, скажем, в повестку не попал ЕГЭ — формат критикуемый и неоднозначный? Ведь практически каждый год начало ЕГЭ запускает дебаты об его отмене. Если следовать заданному курсу, то стоит вспомнить, что в школах с НВП, черчением и уроками труда сдавались обычные советские экзамены, понятного формата.

Фото: Николай Михальченко / ТАСС

Фото: Николай Михальченко / ТАСС

Полку предметов прибыло

Как отдельный предмет черчение изучали в советской школе с 1930-х годов. Правда, постоянно менялось количество уроков. Так, в двухтысячных его преподавали в 9-м классе всего час в неделю. Позднее предмет перевели в статус факультатива. В учебном плане на 2019/2020 учебный год черчения уже не было. В Национальном институте образования поясняли, что предмет из программы никто не исключал. Просто его изучение перенесли на 10-й класс. Одним словом, трудная была судьба у сложной дисциплины. Зато сегодня о ней заговорили на самом высоком уровне.

Президент страны на заседании президиума Госсовета поручил вернуть черчение в школу. И вот, пожалуйста: черчение начнут преподавать школьникам уже в следующем учебном году.

Из советского прошлого возвращается и начальная военная подготовка (НВП). Эту инициативу депутатов поддержало Минобороны, а министр просвещения анонсировал. Курс уже в сентябре займет свое место в учебном плане. В рамках модуля «Элементы НВП» школьникам предстоит заниматься строевой подготовкой, изучать оружие, в том числе, автомат Калашникова, а также действия в современном стрелковом бою и средства индивидуальной защиты. С преподавателями, судя по всему, проблем не возникнет.

«Я не против (введения НВП), мне нравилось, — говорит Ольга, чья дочь Настя учится в 5-м классе. — Очень любила стрелять в тире и противогаз примерять».

Мнение Игоря (его дочь пойдет во второй класс) весьма категорично.

мнение родителей

Игорь:

«Сколько лет про это НВП не вспоминали? Лет 30, наверное. А тут вернуть решили. И все ведь понимают, почему. Давайте тогда уроки гражданской обороны возвращать. Я, по большому счету, не против НВП, если военрук грамотный. Но не сейчас. Сейчас не очень хорошие параллели возникают».

Читайте также

«Мы — сантехники: бежим туда, где прорвало»

Поможет ли детям увеличение числа школьных психологов, или все это для того, чтобы заранее назначить крайних

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow