КомментарийКультура

Голливудские звезды, французское кино и Леся Украинка

Открылся 76-й Каннский кинофестиваль

Голливудские звезды, французское кино и Леся Украинка

Майвенн Ле Беско, Джонни Депп и Пьер Ришар на церемонии открытия 76-го Каннского кинофестиваля. Фото: Valery HACHE / AFP

Безусловно, главное внимание фоторепортеров и толпы поклонников вызвало появление Джонни Деппа. После долгих ожесточенных судебных дрязг с его женой он вернулся в кинематограф с громкой премьерой. Поклонники развернули на Ривьере плакаты: «Поздравляю, Джонни», «Да здравствует Джонни!» и «Приносим свои извинения!». Депп с подведенными глазами, в серьгах и кольцах с конским хвостом выглядел уставшим. Но терпеливо раздавал автографы и фотографировался со своими зрителями.

Фестиваль подтвердил гламурную репутацию парадом звезд. По дорожке шли Мадс Миккельсен, голубоволосая волшебница Хелен Миррен, Джон С. Рейли, Эммануэль Беар, Эль Фаннинг, Пьер Ришар.

Гостей на вершине лестнице, как обычно, встречал Тьерри Фремо и новый президент фестиваля Ирис Кноблох в золотистом платье. Ее назначение взывало скандал (не француженка, и занимается больше бизнесом, нежели чем кино). Но сам Макрон поддержал ее кандидатуру.

Кульминацией церемонии Открытия стало вручение почетной награды Майклу Дугласу. Ума Турман произнесла вдохновенный спич, назвав его «вечной звездой». После показа ролика с фрагментами из его фильмов зал — как обычно в таких случаях говорят — «взорвался аплодисментами». Гигантская воодушевляющая фильмография, блистательные роли: от Либераче в «За канделябрами» до «Сексоголика», «Уолл-стрита…», «Рокового влечения», «Основного инстинкта» и «Китайского синдрома».

Дуглас, пришедший на церемонию со своей женой Кэтрин Зета-Джонс и красавицей дочерью Кэрис, хорошо выглядит. 78-летний актер шутит о возрасте и благодарит за награду:

Майкл Дуглас принимает почетную награду. Фото: Daniel Cole / Associated Press / East News

Майкл Дуглас принимает почетную награду. Фото: Daniel Cole / Associated Press / East News

«Я удивлялся, как я продержался так долго? Я на два года старше фестиваля. Это признание чрезвычайно важно для меня, потому что по всему миру проходят сотни фестивалей, но есть только один — Каннский».

И как раз в этот момент на сцене появляется еще одна легенда кино — Катрин Денев. И перед тем как вручить почетную «Золотую пальмовую ветвь» своему коллеге, она читает стихи Леси Украинки по-французски:

«…Надежда вернуться еще раз в Украину,
Взглянуть еще раз на родную страну,
Взглянуть еще раз на синий Днепр, —
Там жить или умереть, мне все равно…»

«Жанна Дюбарри» — фильм Открытия

Еще до фестиваля этот выбор вызвал жаркие споры в прессе. Прежде всего, из-за Джонни Деппа. Актера предлагали не то чтобы на фестивали приглашать, но и вовсе «отменить» — из-за обвинений в домашнем насилии, злоупотреблении алкоголем и наркотиками. Впрочем, контракт с Dior, лицом которого он является, на 20 миллионов долларов, а также новые проекты свидетельствуют о том, что он не планирует «отставку».

А Тьерри Фремо в ответ на нападки заявил, что его не интересуют юридические сколки, его исключительно интересует Депп-актер.

Любопытно, что

образ уставшего мученика, каковым предстал Депп в Каннах, срифмовался с образом его героя Людовика XV, истерзанного многочисленными потерями близких и абсурдным регламентированным устройством королевской жизни. Тем более что жизнь эта постепенно безрадостно угасает.

Жанну играет режиссер фильма Майвенн, написавшая вместе с Тедди Лусси-Модесте и Николя Ливекки сценарий.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Байопик начинается с детства прехорошенькой, ангельского вида девочки из простой семьи, которую на пленэре пишет художник. Но уже тогда, в детстве, она твердо заявляет, что ее тело принадлежит ей. Когда же ее отдали в монастырь учиться благоразумию и покорности с другими девочками, она читала запрещенные книжки с эротическими картинками, за что «дочь сатаны» с позором была изгнана. Так постепенно, делая шаг за шагом, она и станет куртизанкой. Впрочем, благодаря опеке одного старого аристократа — весьма образованной.

Жанна Дюбарри, дочь швеи и монаха-францисканца была модисткой, куртизанкой до того, как граф Жан-Батист дю Барри не стал ее покровителем. Во дворец Жанна попала благодаря усилиям алчного сладострастного любовника Дюбарри (Мельвиль Пупо) и герцога Ришелье (Пьер Ришар).

Когда Людовик приблизил ее к себе, за денежное вознаграждение был устроен ее брак с младшим Жана-Батиста. Так во дворец и королевские альковы вошла не простолюдинка, но графиня. Правда, после совершенно идиотского гинекологического осмотра.

И когда на дворцовой ассамблее возникает, словно заморская птица — в белом платье с перьями на голове, — ироничная, умная и образованная куртизанка, Людовику кажется, что в кукольных интерьерах Версаля появился кто-то живой. Кстати, реальный Людовик был действительно вечным пленником Версаля: здесь он родился, здесь после 59 лет правления и умер.

Майвенн играет не просто куртизанку, последнюю официальную фаворитку короля, но умную, свободную от застоявшихся пыльных клише поведения женщину.

Она читает философские и поэтические книги в ванной, во дворце производит революцию в одежде: без парика (?!), без кринолинов (?!). Каждое ее появление вызывает оторопь, неприятие (а у некоторых придворных — скрытое восхищение).

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Ну и самое крамольное: она не пятится мелкими шажками задом наперед — к его высочеству нельзя поворачиваться спиной. А еще она нарушает дворцовый закон не смотреть королю в глаза. Людовик впечатлен ее иронией, ее бесстрашием. Тем, как она берет его уставшее лицо в свои руки, как сама его целует.

Наблюдая за торжественными утренними ритуалами в королевской спальне — визит семьи, бритье, умывание, одежда — из-за одностороннего зеркала, Жанна видит, что самый несвободный человек во дворце, обвязанный с ног до головы лентами регламента, — сам Людовик. Воистину права Пугачева, «но что ни говори, жениться по любви не может ни один, ни один король».

Жанне тоже придется трудно: зависть, сплетни, ненависть карикатурных — в духе дочерей мачехи из «Золушки» — расфуфыренных дочек короля. Ей симпатизирует дофин (Диего Ле Фур), позже ставший Людовиком XVI, и даже несколько раз выручает. Но его миленькая, розовощекая и белокожая, как безе, невеста Мария-Антуанетта (Полин Поллман) отказывается признать Жанну при дворе.

Их оскорбляет внутренняя сила Жанны — в способности быть собой и отстаивать свободный выбор. Самым фраппирующим моментом для двора станет их с королем парный выход в одинаковых белых шелковых камзолах и брюках (?!), и на лошадях они помчатся на охоту (известно, что именно охота была любимым занятием Людовика)

В конце концов Луи заболевает оспой, и на балконе дворца зажигают свечу в знак того, что его жизнь вот-вот угаснет. С ухудшением здоровья короля сила Жанны истощается, надвигаются бедствия.

Правда, реальная трагедия — гильотина, которая ждет некоторых героев этой бульварной истории, включая Жанну дю Барри после революции, — останется за кадром.

Все красиво снято, с живописными видами французской сельской местности с упоением выписаны детали быта и внутри ослепительных версальских интерьеров, тайной квартиры Жанны во дворце, строгое бытование в монастыре.

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

Кадр из фильма «Жанна Дюбарри»

«Что это за гротеск, спрашивают придворные по ходу сюжета. — Это не гротеск: это Версаль», — услышим в ответ. Майвенн живописует Версаль со всеми его устоями, играми, шушуканьем: язвительно, далеко выходя за рамки гротеска, приближаясь к шаржу. И как обычно, остается верной своим взглядам, рассказывая о праве женщины быть свободной. В ее интерпретации вовсе не однозначно, кто кого выбрал: король — куртизанку или куртизанка — короля. Во всяком случае, любовное признание она сделает только в финале.

При этом отношения Жанны и Людовика выглядят не вполне убедительно. Возможно, сказался разлад на съемочной площадке между Деппом и Майвенн.

Но с другой стороны, вся эта бонбоньерка, «городок в табакерке» — мелодрама с блестками комедии — и не претендует на авторское высказывание.

А костюмная историческая мелодрама о версальских страстях для Открытия фестиваля на французской Ривьере — совсем неплохой выбор.

БОЛЬШЕ О КИНО

Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.

Этот материал входит в подписки

Смотровая площадка

Кино с Ларисой Малюковой

Культурные гиды

Что читать, что смотреть в кино и на сцене, что слушать

Добавляйте в Конструктор свои источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы

Войдите в профиль, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow