СюжетыОбщество

Одолели две десятых процента дороги

Счетная палата РФ проверила строительство приморской трассы на Находку. Оказалось, говорят о ней заметно больше, чем строят

Одолели две десятых процента дороги

Развязка. Фото: «Востокцементгрупп»

В Приморье за 2022 год строительство 22 километров важнейшей автодороги «Владивосток — Находка — порт Восточный» продвинулось на 0,2% — об этом говорится в опубликованном отчете Счетной палаты РФ. Дорогу называют ключевой для развития проектов на юге региона, в том числе Находкинского завода минеральных удобрений, Приморского металлургического завода, судостроительного кластера в Большом Камне, угольных портов «Суходол», «Вера», «Коулстар» и других, она же является частью международного транспортного коридора «Приморье-1». На трассу возлагают большие надежды на каждом Восточном экономическом форуме, а губернатор края Олег Кожемяко сетовал на низкие темпы строительства во время апрельской встречи с президентом Владимиром Путиным.

Общая длина будущей трассы — 146 км. Она, как обещают в многочисленных пресс-релизах и презентациях, увеличит среднюю скорость трафика до 110 км/ч, а допустимые нагрузки — до 11,5 тонны на ось. Строит ООО «Трансстроймеханизация».

18-километровый участок от Владивостока до Артема сдали еще в 2016 году. Дальше начался ступор.

Справка

В рамках Госконтракта № 628/16 — это второй участок — предусмотрено строительство:

  • автомобильной дороги протяженностью 25,206 км;
  • 16 мостов — 1768,677 погонных метра;
  • 11 путепроводов — 780,119 пог. м;
  • 1 эстакады — 1164,95 пог. м;
  • 48 водопропускных труб — 1917,19 пог. м;
  • 1 пункта весогабаритного контроля.

Как отмечает Счетная палата, техническая готовность участка с 18-го по 40-й км увеличилась всего на 0,2% — с 92,8% до 93% с 1 ноября 2021 по 1 ноября 2022 года. Но это без учета результатов проводимой прямо сейчас государственной экспертизы скорректированной проектной документации.

А по факту, если учитывать рост стоимости и сроков строительства, объект готов только на 55,9%. С 2016 по 2022 год затраты только на эти 22 километра выросли с 20,7 млрд рублей до 24,1 млрд. Фактически каждый километр обходится бюджетам разных уровней более чем в миллиард. Вот буквально в ноябре, образно говоря, в асфальт этой трассы закатали дополнительно 1,6 миллиарда — перераспределили деньги, сэкономленные на торгах «по модернизации одного объекта социальной инфраструктуры и двум объектам первичного звена в сфере здравоохранения».

Планируемый маршрут

Планируемый маршрут

Переносили сроки сдачи этого участка уже три раза: сначала хотели сдать в декабре 2020 года, но из-за оползней на одном из участком пришлось корректировать проектно-сметную документацию. Потом наступил декабрь 2021-го, когда из-за ковида подорожали стройматериалы. Затем — декабрь 2022-го. Но еще на четырех участках случились оползни в 2019–2021-м годах, и работы полностью остановлены из-за того, что инженерно-геологические изыскания выполнены некачественно, сообщает Счетная палата. В 2022 году в проектно-сметную документацию внесено 146 изменений, в том числе обустройство насыпи, защита от оползней, водоотвод — это плюс почти 14,4 миллиарда. На один участок у Минтранса даже документов нет, там тоже работы не ведутся.

цитата

Из отчета Счетной палаты

«Однако и в этот срок (до декабря 2022 года) автомобильная дорога не построена. По отдельным мероприятиям отставание от графика составляет от одного до 14 месяцев. С учетом полной приостановки работ по пяти мероприятиям и необходимости корректировки ПСД ожидаемый срок реализации объекта — 2024 год. В результате проводимые корректировки приводят к удорожанию объекта практически в два раза: за восемь лет его стоимость увеличится с 20,7 млрд рублей в 2016 году до 40,1 млрд рублей в 2024 году».

Цитата: аудитор Валерий Богомолов

Если 22 километров уже целых восемь лет не могут построить, можно себе представить, какие проблемы начнутся на следующем этапе. Участок с 43-го по 146-й километр Счетная палата еще в прошлом году рекомендовала не строить вообще, а обойтись реконструкцией уже существующей трассы А188 «Артем — Находка — порт Восточный» — на это, по предварительным данным, понадобится 236,5 млрд рублей, а на строительство нового на 70,4 млрд больше. Это даже если работы не затянутся и не подорожают. Сейчас Минтранс России и Приморья и Росавтодор думают, стоит ли.

Впрочем, выступая в Совете Федерации, Олег Кожемяко говорил, что обоснование инвестиций по достройке дороги «Владивостока — Находка — порт Восточный» уже подготовлено, технические решения с Росавтодором согласованы. Дорога нужна, поскольку, опять же процитируем губернатора, в Приморье «к сегодняшнему грузообороту в 150 миллионов тон мы ежегодно будем прибавлять по 20 миллионов тонн, что позволит удвоить мощности портов в Приморье к 2030 году до 300 миллионов тонн ежегодно».

Находка — третий по величине город Приморского края и развитый порт. По пути сюда из Владивостока расположен город Большой Камень с судоверфью «Звезда», где строятся суда для «Роснефти» и «Газпрома», и заводом «Звезда», где ремонтируются атомные подводные лодки. «Основной задачей строительства является обход населенных пунктов с обеспечением роста интенсивности движения к 2033 году по сравнению с 2012 годом более чем в три раза», — напомнили в Счетной палате.

Всего с 2016 по 2022 год Минтранс края заключил 47 государственных контрактов на общую сумму 24,2 млрд рублей. Кроме того, в тот же период заключено 27 соглашений и выкуплено недвижимости на 107,9 млн рублей. При этом, например, по одному из контрактов, на 43,3 миллиона с ФАУ «РОСДОРНИИ» как с единственным исполнителем на осуществление строительного контроля, Минтранс завысил стоимость на 16,5 млн. 20 декабря 2022 года этот контракт расторгнут, Министерство оплатило выполненные работы по фактическим затратам. На двух лестницах через реку Артемовка нет подходов из грунта — но 200 тысяч проплачено, а работы приняты. Субподрядчик «ЭкоДорСтрой» заработал 5,4 млн рублей, посадив деревья и кустарники на участке обхода села Речица в болотистый грунт, промерзающий зимой, — разумеется, в ноябре саженцы благополучно погибли. И таких нарушений тьма.

цитата

Из отчета Счетной палаты

«Проверка также выявила ряд нарушений, допущенных в ходе реализации проекта. Так, минтранс Приморского края принял и оплатил невыполненные работы и работы, не соответствующие условиям госконтракта, на общую сумму 69 млн рублей. По указанным фактам направлено обращение в Генпрокуратуру».

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow