СюжетыОбщество

«Миру снова нужны праведники»

Политик Лев Шлосберг награжден премией Гилеля Сторча. Публикуем его речь

«Миру снова нужны праведники»

Маркус Сторч вручает знак премии Гилеля Сторча Льву Шлосбергу. Фотоархив «Новой»

Российский политик Лев Шлосберг, член Федерального политического комитета партии «Яблоко», награжден премией Гилеля Сторча за 2022 год. Церемония вручения состоялась 8 мая в Стокгольме.

Это международная награда и, согласно ее публичной декларации, вручается лицам, которые своей выдающейся деятельностью внесли вклад в продвижение демократических, универсальных и гуманистических ценностей в духе Гилеля Сторча.

Справка «Новой»

Гилель Сторч (1902–1983) — предприниматель и общественный деятель, известный своими гуманитарными усилиями для спасения людей от Холокоста. Он родился в Двинске (Латвия) и вынужден был бежать в Швецию после начала Второй мировой войны, где в исключительно тяжелых обстоятельствах военного времени вел переговоры и предпринимал неустанные действия для спасения евреев — вплоть до самого окончания войны.

После Второй мировой войны Гилель Сторч добился, чтобы гранитный монолит, который германские власти купили в Швеции для возведения монумента после своей окончательной победы, был перенесен в Польшу и воздвигнут как памятник мужеству узников Варшавского гетто.

Премия Гилеля Сторча была учреждена в 2017 году его сыном Маркусом Сторчем. Комитет по награждению управляется самим Сторчем и ближайшими друзьями семьи Сторч. Маркус Сторч, родившийся в 1942 году в Швеции, — инженер и промышленник. С 1968 года он работал в компании Gasproduzenten Aktiebolaget Gas-Accumulator (AGA), в том числе с 1981 по 1996 год был ее генеральным директором и президентом. С 2005 по 2013 год Маркус Сторч был председателем правления Нобелевского фонда. Он известен также тем, что финансировал Мемориал Рауля Валленберга в Нью-Йорке.

Премия вручается в пятый раз, Лев Шлосберг стал шестым ее лауреатом и первым российским. Ранее премией были награждены: Иоахим Гаук, бывший президент ФРГ (2018); Рут Бейдер Гинзбург, судья Верховного суда США (2019); Йоран Перссон, бывший премьер-министр Швеции; Глория Стайнем, активистка из США (2020); Адам Михник, польский политик, общественный деятель, писатель и публицист (2021).

Лауреаты премии Гилеля Сторча получают золотую скульптуру, созданную Энни Винблад Якубовски. Финансовое содержание премии составляет 250 тысяч шведских крон (около 2 млн руб., или 22 тыс. евро).

Лев Шлосберг отказался от получения финансовой части премии. По его решению Фонд Сторча перечислил все средства фонду AdVita, работающему в Санкт-Петербурге и Берлине, который помогает больным россиянам — как взрослым, так и детям

— в том числе, пациентам Научного-исследовательского института детской онкологии, гематологии и трансплантологии имени Раисы Максимовны Горбачевой.

За счет собранных благотворительных средств фонд AdVita оплачивает дорогостоящее лечение, в том числе, операции по пересадке костного мозга и других органов.

Среди получателей помощи фонда AdVita есть жители Псковской области.


Письмо из фонда AdVita

Письмо из фонда AdVita

«Ненависть убивает самих убийц»

Текст выступления Льва Шлосберга

Уважаемые члены семьи Сторч!
Уважаемые члены правления Фонда Гилеля Сторча!
Уважаемые дамы и господа!
Дорогие друзья!

Мемориальные премии чем-то похожи на маяки — уходя корнями в прошлое, они напоминают нам об истоках многих событий, позволяют увидеть и настоящее, и будущее — без иллюзий и лжи, потому что в прошлом есть только правда и ничего, кроме правды. Оно уже состоялось.

Эти маяки прошлого связывают нас, ныне живущих, иногда настолько внезапно, что можно поверить в историческое провидение.

Родным городом Гилеля Сторча был Двинск, нынешний Даугавпилс. В этом городе до самого последнего часа своей жизни в 1941 году жил мой прадед по линии матери, Лейба-Вульф Беркал, ставший жертвой Холокоста.

В музее Рижского гетто на Стене памяти среди более чем 70 тысяч имен начертано и его имя, а также имена 160 человек с фамилией Шлосберг, в том числе один Лев Шлосберг.

Лейба-Вульф Беркал (1860-1941) в Двинске, начало 1930-х. Фото из семейного архива

Лейба-Вульф Беркал (1860-1941) в Двинске, начало 1930-х. Фото из семейного архива

Мы все — чудом выжившие после Холокоста. Каждая наша жизнь — это счастливый случай, стечение многих чудесных обстоятельств. Но за этими обстоятельствами стоит стоический труд и подвижничество людей, которые с риском для своей жизни спасали от гибели наших предшественников, и совершенно справедливо этих людей называют праведниками.

Подвиг праведников был востребован историей потому, что случилась Катастрофа. Праведники стали собой и проявили себя в ответ на преступления, вышедшие за рамки человечности и поставившие под сомнение саму человечность, по существу само человечество.

С одной стороны, мир дал оценку этим преступлениям — и правовую, на Нюрнбергском процессе, и, что не менее важно, политическую — в виде национальных государственных актов цивилизованных стран.

Долгие годы после 1945-го казалось, что эти политические оценки незыблемы и ограждают человечество от новых Катастроф. Сейчас мы понимаем, что это не так.

Возможна ли новая Катастрофа? Да, возможна.

Что питает Катастрофы прошлого и нового времени? Что не только делает их возможными, но раздвигает края пропасти, в которую рушатся миллионы жизней?

Причиной всех глобальных катастроф становится расчеловечивание людей, дегуманизация общественного сознания, человеческого поведения и политической практики. Расчеловечивание лишает людей естественных инстинктов и свойств, в первую очередь — понимания абсолютной ценности человеческой жизни.

Высшей формой расчеловечивания народа является война.

Расчеловечивание никогда не возникает на пустом месте, произвольно, самостоятельно. Расчеловечивание — это продукт государственной политики, которая преследует цель доказать, что люди, ставшие объектом ненависти, не имеют права на жизнь и, более того, должны быть убиты.

Расчеловечивание приводит к формированию государственной политики, целью которой является массовое убийство людей в качестве обязательного условия достижения некоей высшей цели.

Этой высшей целью может быть изменение соотношения общественных и политических сил, захват, становление и удержание власти, завоевание территорий.

Лев Шлосберг выступает с речью на церемонии вручения премии Гилеля Сторча. Из архива «Новой»

Лев Шлосберг выступает с речью на церемонии вручения премии Гилеля Сторча. Из архива «Новой»

Общим признаком таких целей является полное отрицание приоритета ценности человеческой жизни как таковой, установление абсолютного примата государственных интересов над правами и свободами человека, в первую очередь — правом на жизнь. При такой политике власть присуждает себе права Бога, распоряжающегося человеческими судьбами. С этого момента государство становится орудием массовых преступлений.

Изучая феномен расчеловечивания, мы видим постоянную государственную возгонку ненависти. Расчеловечивая народ, создавая мотивы для убийства других людей, государство формирует не просто образ врага, а образ выродка, без уничтожения которого народ не может полноценно жить.

На этом феномене основываются не только войны, но и массовые политические репрессии, раскалывающие общество.

Холокост показал, какими могут быть последствия расчеловечивания целого народа. Один из уроков Холокоста заключается в том, что Катастрофа происходит не только с тем народом, который мученически гибнет, но также и с тем народом, который преступно убивает.

Ненависть убивает самих убийц. Расчеловечивание уничтожает в человеке единственный бессмертный человеческий элемент — душу. Ненависть расчеловечивает до раздушевления.

Для выжившего после Холокоста народа выживание становится процессом физического и морального восстановления. Выжившие после Холокоста его жертвы плакали, потому что были живы. А выжившие после Холокоста соучастники и молчаливые свидетели убийств, как правило, хотели забыть обо всем, что видели. Хотели перевернуть страницы истории без покаяния.

Для народа, совершившего преступление человеконенавистничества, соучаствовавшего в преступлениях, выживание после Катастрофы — это процесс воскрешения из морально мертвых, возвращение в мир из состояния смерти души. Это тоже — мучение. Мучительное возвращение к жизни.

Нет такого народа, который не может постичь такая Катастрофа.

Один из уроков Холокоста состоит в том, что в одном народе могут быть и убийцы, и выжившие. А после всего пережитого им предстоит жить вместе рядом с памятью об убитых.

И — часто — рядом с могилами как жертв, так и убийц. Невозможно уйти друг от друга, точно так же, как невозможно уйти от свершившейся чудовищной истории.

Кто способен помочь построить этот мост между народом, совершившим преступление, и народом, выжившим в аду? Когда это один и тот же народ.

Это могут сделать праведники, которые во время Катастрофы спасали людей. Потому что, спасая каждого человека от смерти, они искупали преступления всего народа и тем самым спасали народ. Личный опыт спасения людей позволяет воскрешать из мертвых весь народ.

Подвиги праведников Холокоста соседствовали с примерами государственного позора.

Одной из самых прискорбных страниц Холокоста была политическая трусость, символом которой стала трагическая судьба пассажиров парохода «Сент-Луис». В 1939 году США и Куба отказались принять более 900 еврейских беженцев, в том числе детей, приплывших из Гамбурга, спасаясь от нацистов. Кораблю пришлось вернуться в Германию, где вскоре большинство его пассажиров погибли в концентрационных лагерях и лагерях смерти.

Церемония вручения премии Гилеля Сторча. Из архива «Новой»

Церемония вручения премии Гилеля Сторча. Из архива «Новой»

Нельзя забыть, как на Эвианской конференции летом 1938 года, созванной для обсуждения бедственного положения еврейских беженцев, среди представителей 32 стран только одна — Доминиканская Республика — приняла решение увеличить иммиграционные квоты.

Тысячи и тысячи евреев погибли потому, что им не протянули руку помощи. Для оказания этой помощи не нужно было вступать в войну. Нужно было сохранить в себе и проявить человеческое.

Главной причиной отказа в помощи еврейским беженцам был страх. Он оказался тотальным союзником геноцида.

Этот страх парализовал тогда и многих евреев, которые испугались помочь своим ближним. Я был глубоко потрясен эпизодом из истории семьи Сторч, произошедшим уже в принявшей семью Швеции. Когда Гилель Сторч попросил место в синагоге для своей жены Анны, которая была беременна Маркусом, нынешним главой Фонда Сторча, то руководители синагоги, опасавшиеся последствий публичной деятельности Гилеля по спасению евреев из разных стран, ответили ему, обыгрывая фамилию Сторч: «Жена аиста может стоять».

Как показала история, эти аисты выстояли.

Особый урок Холокоста заключается в том, что Холокост научил нас опыту детальной документации военных преступлений и преступлений против человечности. Опыту ежедневного поиска информации о преступлениях и самих преступников, где бы они ни находились. Сегодня. Завтра. Всегда. Не только преступления против человечности не имеют срока давности, но также исследования этих преступлений и преследование преступников не имеют срока давности. Это понимание пришло в мир именно с нашей Катастрофой.

Исключительной особенностью праведников народов мира, спасавших евреев во времена Холокоста, было то, что они не ставили перед собой задачу военной победы над кем бы то ни было. Они ставили перед собой единственную задачу — спасения жизни людей.

Этой задаче они подчинили все свои действия, ради этой задачи преодолевали свой страх, ради этой задачи рисковали жизнью. Они никого не хотели убивать. Они решали вопросы жизни и смерти без крови на своих руках. И поэтому тоже они — праведники.

Эта уникальная особенность подарила этим людям возможность и моральное право говорить после войны и с жертвами, и со свидетелями, и с отступниками.

После 1945 года долгие годы казалось, что мир увидел и осознал страшные уроки Второй мировой войны. Счет ее жертвам не закрыт до сих пор. Долгие годы невозможно было представить боевые действия в Европе, реальную угрозу Третьей мировой войны.

Несколько десятилетий всеми государствами мира руководили лидеры, либо лично участвовавшие в войне и пережившие ее тягости, либо свидетели той войны. Вторая мировой война стала кровной частью их жизни, и они получили психологическую прививку от войны. Поэтому главным общечеловеческим выводом после той войны стало «Никогда больше».

Эти политики выстроили послевоенное устройство мира, так называемый Ялтинско-Потсдамский мир, создали Организацию Объединенных Наций, Европейский союз, другие международные институты. Целью этих институтов было — обеспечить мир и развитие. Эти институты виделись прочными, надежными, работающими, эффективными.

Прошли десятилетия. Политики военного и послевоенного поколения ушли сначала из политики, а потом из жизни. Им на смену пришли другие политики — не воевавшие лично и в каком-то смысле ненавоевавшиеся, не наигравшиеся в кровавых солдатиков. Они не смогли стать моральными преемниками политиков, переживших войну. У них нет прививки от войны.

В политику вернулось чудовищное понимание допустимости войны. И выяснилось, что от понимания допустимости войны до расчеловечивания народа, как до смерти на фронте, четыре шага.

Ушли из жизни почти все праведники народов мира. А мир продолжает жить и может только читать об их подвигах. К сожалению, судя по происходящему сейчас, читателей тех страниц истории не очень много. И поэтому появляются желающие повторить.

Мы снова живем внутри Катастрофы, которая только еще начинается. Это катастрофа непонимания, недоверия, неуважения, глухоты, ненависти и снова — расчеловечивания. Воздух мира наполнен электричеством ненависти.

Политики разучились делать мир. Высшим достижением политики снова становится умение убить как можно больше людей. В то время как высшим достижением политики должна быть способность сохранить жизни как можно большего числа людей.

Если политик не видит дорогу к миру и не способен предотвратить войну, то такая дорога приведет мир назад — в ХХ век, к тысячекилометровым полям войны, к гибели миллионов людей, к новым концлагерям и новому Холокосту.

В какой Книге Жизни написано, что это невозможно и человечество всеми своими предшествующими страданиями заслужило избавление от будущей войны и будущей Катастрофы?

Елена Грачева, член Правления и один из основателей фонда AdVita. Фотоархив «Новой»

Елена Грачева, член Правления и один из основателей фонда AdVita. Фотоархив «Новой»

Вопрос о том, как спасти сегодняшний мир, открыт. Пока никто не дал на него ответа. Почти все ищут ответ на поле боя. А поле боя требует крови и ничего, кроме крови. Но в XXI веке нельзя идти по кровавым следам ХХ века. Они ведут в прошлое. Хочется верить, что точка невозврата еще не пройдена. К сожалению, она критично близка.

Судя по всему, миру снова нужны праведники. Ежедневно люди гибнут, лишаются дома, возможности для полноценной жизни. Если на документальных фотографиях новейшего времени цвет заменить на монохром, то многие фото станут неотличимы от фотографий времен Второй мировой войны — в первую очередь, лицами людей, переживающих ужас смерти. То есть Катастрофу.

В России живут сегодня миллионы людей мира. Они сохранили в себе человеческое, не стали народом ненависти и вражды, не расчеловечились. Они в большинстве случаев непубличны и незаметны. Знайте и помните о том, что эти люди есть.

Когда мы говорим о борьбе за мир, мы говорим, в первую очередь, о борьбе за сохранение жизни людей — украинцев, русских, евреев, немцев, шведов, латышей. Всех, кто смог дожить до сегодняшнего дня. Каждая жизнь бесценна. Этому научило нас время Холокоста. Эта мысль двигала праведниками народов мира.

Сегодня 8 мая. 8 мая 1945 года в 22.43 по центральноевропейскому времени (9 мая в 00:43 по московскому времени) в Карлхорсте был подписан Акт о безоговорочной капитуляции нацистской Германии перед государствами антигитлеровской коалиции. Этот день открыл возможность судебного следствия о преступлениях Второй мировой войны, в том числе — о Холокосте и наказании его преступников. День Победы — это День завершения мировой Катастрофы. Этот день подарил жизнь миллионам людей, в том числе нам с вами.

Этот день уходит в историю и перестает быть горячим. Но понимание уроков истории не должно остывать. Как только оно остывает — Катастрофа возвращается.

Символом еврейской памяти является камень. После Второй мировой войны Гилель Сторч добился, чтобы гранитный монолит, который германские власти купили в Швеции для возведения монумента после своей окончательной победы, был перенесен в Польшу и воздвигнут как памятник мужеству узников Варшавского гетто.

Я думаю, что где-то в мире спит еще один такой камень, который, может быть, кому-то видится сейчас будущим памятником военных триумфов, но в итоге усилиями праведников мира станет памятником спасенным человеческим жизням.

Спасибо.
תודה / Тода.
Tack / Так.

8 мая 2023, Стокгольм

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow