Все хорошо, прекрасная маркиза
Кажется, что фестиваль пытается создавать впечатление праздника и нормальности — тогда, когда до мира и нормальности еще очень далеко.
На Открытии форума будут чествовать Mайкла Дугласа, он получит Золотую Пальмовую ветвь «в знак признания его блестящей карьеры, а также участия в кинематографе», — говорится в сообщении на сайте киносмотра. Похоже на своего рода компенсацию за давнюю обиду. В 2013-м Дуглас претендовал на лучшую мужскую роль в каннском конкурсе за образ американского шоумена и певца Либераче в фильме Содерберга «За канделябрами» производства HBO. И как сам актер считает,
приза его лишил председатель жюри Спилберг, который категорически возражал, чтобы кинофестивали награждали картины, снятые онлайн-платформами. Давний скандал не мешает Спилбергу сотрудничать сегодня с Netflix.
Mайкл Дуглас в фильме «За канделябрами»
Кстати, помню ту суровую битву между кинотеатрами и стримингами, которые с боем прорывались на крупнейшие фестивали. С каждым годом в каннском конкурсе все больше работ, снятых на платформах и получающих высшие награды.
Впрочем, нынешний форум может прерваться «по независящим от него обстоятельствам». Грозят его остановить демонстранты, протестующие против пенсионной реформы. В массовые акции включился и французский профсоюз энергетиков, объявив программу «100 дней действий и гнева». А без света кино не покажешь.
Старый клен стучит в окно
В конкурсной программе (в подавляющем большинстве) — классики ХХ века, увенчанные Каннскими наградами. Впору вспомнить грибоедовское «…А наши старички? — Как их возьмет задор, Засудят об делах: что слово — приговор!»
87-летний Кен Лоуч («Старый дуб»), 77-летний Вим Вендерс («Прекрасные дни»), 83-летний Марко Беллоккьо («Похищенный»), 69-летний Нанни Моретти («Свет будущего»), 66-летний Аки Каурисмяки («Мертвые листья»).
Кадр из фильма «Свет будущего»
Среди тем (ожидаемо) — ностальгия по прошлому.
- В фильме Моретти «Свет будущего» рассказывается о цирке и кинематографе 1950-х, о вечном городе Риме — столице мирового кино и о том, как волшебно было «давным-давно».
- О том, как меняются традиционно устроенные географические оазисы. В «Старом дубе» Лоуча в существующей с древних времен уэльской деревне появляются эмигранты, и время перестает течь размеренно. А назван фильм по имени единственного в деревне паба.
Кадр из фильма «Старый дуб»
- О встречах и расставаниях в Хельсинки. «Мертвые листья» Аки Каурисмяки — продолжение его «Пролетарской трилогии», кино о маленьком человеке и его мировоззрении.
Кадр из фильма «Мертвые листья»
- О моральных муках фельдшера. «Черные мухи» Жана-Стефана Совера по одноименной книге Шеннона Берка.
- О восхитительном гастрономическом романе («Рагу» Доддена Буффана Чана Ань Хунга).
- О смерти и любви в концлагере. Фильм Джонатана Глейзера «Зона интересов» по прекрасному роману современного британского классика Мартина Эмиса.
- Сразу несколько фильмов, посвященных опасным связям.
- О супругах, связь которых началась 20 лет назад, когда один был несовершеннолетним учеником, а другая — учительницей («Май, декабрь» Тодда Хейнса с Джулианной Мур и Натали Портман).
Кадр из фильма «Май, декабрь»
- О предполагаемой связи приемной матери с пасынком («Прошлым летом» Катрин Брейя).
- Об учителе, обвиненном в педофилии («Сухая трава» Нури Бильге Джейлана).
- О храброй молодой учительнице, совершившей гастрономическую революцию в одной отдельной школе («Клуб Зеро» Джессики Хауснер с Миа Васиковска в главной роли).
- О затяжном конфликте между учительницей и учеником («Монстр» Хирокадзу Корээды).
По новым российским законам авторы большинства конкурсных фильмов вряд ли бы избежали тюремных сроков. Поэтому в России мы эти картины в ближайшее время не увидим.
Нефть. Деньги. Кровь
Но самым ожидаемым фильмом фестиваля станет показ в Каннах «Убийц цветочной луны» Мартина Скорсезе. И кого волнует, что одному из лучших режиссеров мира 86 лет. Если в его криминальном вестерне вновь встречаются Роберт де Ниро и Леонардо Ди Каприо. Это экранизация научно-популярной книги в жанре исторической детективной докдрамы американского журналиста Дэвида Гранна «Убийцы цветочной луны. Нефть. Деньги. Кровь». Действие разворачивается в начале 1920-х годов в округе Осейдж, штат Оклахома. ФБР расследует серию убийств богатых краснокожих и белых осейджей. Они разбогатели, когда под их землей были обнаружены большие залежи нефти.
Съемки фильма «Убийц цветочной луны»
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
В Каннах очень ждут Ди Каприо, его приезд множит сборы фильма и привлекает внимание к фестивалю.
Шумим, братцы…
Любопытный сюжет произошел с фильмом Катрин Корсини «Возвращение». Было объявлено, что картина примет участие в основном конкурсе. Но потом вдруг она исчезла из программы. Дело в том, что «Возвращение» с момента съемок сопровождают скандалы. Режиссера обвиняют в том, что она вела себя авторитарно и агрессивно, но что еще хуже: подвергала риску детей во время съемок (речь о сцене самоудовлетворения 15-летней тинейджерки).
Впоследствии фильм потерял 680 000 евро государственного финансирования из бюджета в 4,7 миллиона евро за нарушение правил защиты несовершеннолетних.
Французское общество разделилось: Корсини поддерживают и проклинают. Каннский кинофестиваль провел собственное расследование, сделав публичное заявление:
«Анонимные и клеветнические электронные письма были разосланы специалистам и прессе, породив слухи, которые нанесли ущерб фильму. К счастью, крупнейший фестиваль в мире нашел время, чтобы поминутно проверить правду».
Нам бы так.
Теперь остается только увидеть на экране, стоила ли эта игра стольких сломанных копий.
Ну а чтобы слово «скандал» грело разгоряченные сердца зрителей, в спец-показах — тот самый «Скандал» Майкла Кейтона-Джонса.
Кадр из фильма «Скандал»
В основе — реальные события: «Дело Профьюмо». Этот Профьюмо (Иэн МакКеллен) был в начале 1960-х XX века военным министром Великобритании и вынужденно ушел в отставку в связи с обнародованием его связей с девушкой по вызову Кристин Килер (Джан Уолли-Килмер), которая, как выяснилось, поддерживала связь и с Евгением Ивановым, проницательным военно-морским атташе Советского Союза в Лондоне. Секс, политика, шпионские страсти и «рука Москвы» — о таком сюжете сегодня мечтают продюсеры.
С юга на север
В независимой параллельной секции Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров», которую курируют французские режиссеры, — полнометражная картина Ильи Поволоцкого «Блажь». Почему-то все пишут, что это документальная картина. Нет, это снятая в документальной манере игровая сказка «о взрослении девочки-подростка, вместе с отцом и его кинопроектором путешествующей по неизведанным уголкам России» — так описывает свою работу режиссер. С отцом и дочерью путешествует урна с прахом матери. И едут они с юга на север страны в доме на колесах. Оператор-постановщик проекта визионер Николай Желудович («Молоко птицы», «Море волнуется раз»). Съемки проходили в Кабардино-Балкарии, Калмыкии, Ставропольском крае, Ростовской области, Санкт-Петербурге, Карелии и на берегу Белого моря в Мурманской области.
В этой же секции новые картины Мишеля Гондри («Книга решений»), Хон Сан-су, Седрика Кана.
А «Электра» Дарьи Кащеевой — в программе Cinéfondation. Даша сделала этот сложнейший многодельный фильм в пражском FAMU — на факультете кино и телевидения (там есть отделения анимации и экспериментального театра). Туда они с мужем Сашей Кащеевым, осваивающим профессию режиссера монтажа, приехали из Москвы.
95 съемочных дней. Предметная анимация. Куклы и актеры. Stop motion и перекладка. И живая камера, которая заряжает фильмы Даши особой энергией, сбившимся дыханием, почти тактильной эмоцией.
Но главное качество ее кино — восхитительная свобода, создание фильма как создание нового мироустройства, где куклы — живые (Даша анимирует даже глаза), а люди — почти куклы.
В ее предыдущей картине «Дочь», вдохновленной творчеством Эгона Шиле (помню ее почти покадрово), девочке так не хватало внимания отца, что она превращалась в подбитую птичку, которую папа спасает, прижимает к груди. Картина получила на главном анимационном фестивале в Анси премию «Кристалл» за лучший студенческий фильм. А потом был звездопад фестивалей и наград, номинация на «Оскар».
Да, чуть не забыла, фильм «Электра», претендующий на главную награду в студенческом конкурсе, представляет на Каннском кинофестивале Чехию.
Лариса Малюкова ведет телеграм-канал о кино и не только. Подписывайтесь тут.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68