РасследованияКультура

«Женщина-праздник» на пороге Русского музея

Замминистра культуры Алла Манилова может стать директором уникальной культурной площадки

«Женщина-праздник» на пороге Русского музея

Алла Манилова. Фото: Александр Щербак / ТАСС

Интрига с назначением нового директора Государственного Русского музея близка к развязке. Ожидается, что вскоре коллективу представят Аллу Манилову. Это должно было случиться еще 19 апреля, однако помешали коррупционные скандалы в Министерстве культуры.

Разговоры о том, что госпожа Манилова переберется из Министерства культуры в Русский музей, не стихают уже год — с тех пор, как ей исполнилось 65 (предельный для госслужбы возраст). Версия о том, что эта деятельная дама просто уйдет на покой, не рассматривалась.

Директорское кресло в Русском музее освободилось 10 февраля — с Владимиром Гусевым, занимавшим его 35 лет, контракт не был продлен, он стал президентом ГРМ.

Впрочем, Алле Юрьевне, как говорят в ее окружении, больше хотелось в Петергоф — с его дворцами и обширными парками, пригодными для давно полюбившихся ей еще по работе в мэрии фестивалей и праздников.

справка

В 2003 году Алла Манилова, работавшая тогда главным редактором газеты «Невское время», вошла в предвыборный штаб Валентины Матвиенко, где отвечала за агитацию. После избрания губернатором Матвиенко привела Манилову в Смольный, назначив главой комитета по печати. В 2008-м она стала вице-губернатором, курирующим сферы культуры, образования и СМИ. Тогда же вдохновила губернатора создать «Международный центр фестивалей и праздников». Его гендиректором стала подруга Аллы Маниловой — Марина Фокина (c 2003 по 2008 г. руководила телекомпанией «Петербург — Пятый канал», где Алла Манилова возглавляла совет директоров). Похожая структура, целиком принадлежавшая городу, существовала и раньше, но ее расформировали как неэффективную.

В МЦФП город оставил при себе только 51% акций, а 49% достались ЗАО «Городской центр праздников и фестивалей», которым также руководила Фокина. В этой структуре ей, согласно ЕГРЮЛ, принадлежало 2% акций, а 98% — кипрской офшорной компании N.W.ENTERNAINMENT GROUP LIMITED.

МЦФП стал основным победителем городских конкурсов на проведение торжеств и масштабных увеселений. Причем даже в кризисную пору, когда урезались расходы почти на все — от ремонта дорог до школ и больниц, статьи на «событийный туризм» росли. И если в 2008 году МЦФП получил заказов на 53,4 млн рублей, то в 2010-м — на 340,9 млн, когда на капитальный ремонт изношенных вдрызг теплосетей — 280 млн.

К «праздничным» сметам МЦФП у экспертов возникало много вопросов. В частности, к коврику на авансцену за полмиллиона (при организации торжеств к 65-летию снятия блокады Ленинграда).

Русский музей. Фото: Алексей Зотов / ТАСС

Русский музей. Фото: Алексей Зотов / ТАСС

С весны прошлого года директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая фактически отошла от дел из-за серьезной болезни, обязанности врио директора возложили на ее зама, Романа Коврикова. Срок контракта Кальницкой истек в сентябре, продлевать его не стали.

Однако планы на Петергоф столкнулись со своего рода обстоятельствами непреодолимой силы: жемчужина петербургских пригородов приглянулась протеже более близких первому лицу людей.

Недавно, напомним, в московский Политехнический музей пришел новый директор, до этого трудившийся помощником президента НИЦ «Курчатовский институт» Михаила Ковальчука.

В общем, нынче не только сестра может сказать «я отведу тебя в музей», но и некоторые из братьев.

В ожидании статс-дамы

В итоге Алла Юрьевна согласилась на Русский музей. За годы директорства Владимира Гусева ГРМ изрядно прирос площадями: к музею отошли Мраморный и Строгановский дворцы, Михайловский замок, Михайловский сад и Летний, с Летним дворцом Петра I, Кофейным и Чайным домиками, а также помещения площадью 700 кв. м в доме 19 на Невском проспекте. Все вместе, с садами и парками, выходит под 30 га.

Практика коммерциализации музейной недвижимости давно налажена — дворцовые залы сдаются под банкеты и свадьбы, отходят в субаренду магазинчикам и ресторанам. Позвонив наугад в одну из компаний, предлагающих дворцовые залы под свадьбы и корпоративы, мы с лету получили предложение арендовать Георгиевский зал Михайловского замка — от 500 тыс. за мероприятие.

В общем, есть где развернуться.

Читайте также

Дворцовая прислуга рвется в цари

Как структуры «кремлевского повара» Пригожина используют музеи и дворцы Петербурга

Нельзя, правда, сказать, что в самом Русском музее очень ждут Манилову. Скорее — опасаются. Сотрудники музея на условиях анонимности говорят о кандидатуре Маниловой как «худшей из возможного». Потому, что она не искусствовед, не музейщик, зато умеет проводить праздники и делать деньги.

— Может, такое умение не так уж и плохо для музея?

— Но не любой же ценой! — говорят наши собеседники.

— Кто ж не помнит этот шквал ширпотребных увеселений, накрывших при ней Петербург. Сколько писали тогда… когда еще было кому и где писать… Помните, какое прозвище за ней закрепилось после публикаций — «Женщина-праздник».

Алла Манилова. Фото: Коммерсантъ

Алла Манилова. Фото: Коммерсантъ

Своих не бросаем

Когда губернатором стал Георгий Полтавченко, Алла Манилова переместилась в Москву, замминистра культуры. Следом потянулись прочь из Северной столицы и ее знакомые. После заявлений нового руководства города о том, что в приоритете должна быть социалка, а на развлечения нужно привлекать внебюджетные средства, МЦФП разорвал отношения со Смольным. «Мы имеем большое количество предложений вне Петербурга и с оптимизмом смотрим в будущее», — заявила тогда в комментарии «Новой» Марина Фокина.

Оптимизму было откуда взяться. К приходу Аллы Маниловой и непосредственно под ее ведение Минкульту отошла туристическая отрасль (до того подведомственная Минспорта). На 2011 год туризм — это 6,5% ВВП (при номинальном ВВП в 54,5 трлн рублей).

К новым реалиям подготовились и в МЦФП: сменили юридическую форму на АНО и перераспределили акции — контрольный пакет оставался у города, а вот 49% отошли ООО «Управление проектами». Его учредителями стали товарищи по МЦФП:

  • замгендиректора центра Борис Грумбков,
  • второй зам, он же худрук и главный режиссер Василий Сазонов
  • сама Марина Фокина, но уже с возросшей долей (79,6%). В дальнейшем она из состава учредителей выйдет — вместо нее и с таким же пакетом акций третьим учредителем значится теперь в АНО МЦФП Дмитрий Бочкарев (в МЦФП был замом гендиректора по безопасности).

Эти же люди станут совладельцами и руководителями еще нескольких структур, которым будет очень везти на объявляемых Минкультом конкурсах. За период с ноября 2012 и до августа 2014 года АНО МЦФП заключит с ним контрактов почти на 180 млн.

Новые структуры, образованные выходцами из материнского МЦФП, дробились, размножались, переименовывались, на конкурсах выступали друг у друга на подтанцовке.

Дмитрий Бочкарев возглавил выросшую из компании «Управление проектами» ООО «Эвент Групп», на маму его сына было зарегистрировано ООО «Культурный альянс» (2013‒2017), получивший от Минкульта заказов на 110 млн. Сложнее отследить связь с «птенцами фокинского гнезда» по еще двум компаниям, которым тоже фартило на конкурсах Минкульта:

  • «Студия АРТ» Людмилы Мишагиной (контракты на 134 млн)
  • «Про Декор» Дмитрия Буракова (свыше 700 млн).

Эти компании нередко будто бы конкурируют друг с другом со своими заявками на конкурсах. Но их номинальные владельцы в реальной жизни любят друг друга, как и положено маме с сыном (посты и фото в соцсети тому в подтверждение). 

У обоих ИНН зарегистрированы в Ханты-Мансийском округе, но карьеру сделали в Петербурге.

Дмитрий — бывший солист Дома танца «Каннон Данс», который театральные критики называют «монополистом современного танца» в Петербурге. Только им удавалось постоянно получать финансовую (и не только) поддержку комитета по культуре, как повелось со времен вице-губернаторства Аллы Маниловой, а с прошлого года «Каннон Данс» вошел в структуру «Петербург-концерта». Как и Марина Фокина, основатели «Каннон Данса», супруги Каспаровы — выпускники института физкультуры им. Лесгафта. А еще их роднит богатая фестивальная деятельность: инициированный Каспаровыми фестиваль «Open look» (ежегодный, с 1999 года), появившийся позднее фестиваль танцевального кино «Кинотанец» и другие.

АНО НИИ «Парсек» (2011‒2017) сумел заключить с Минкультом контрактов на 117,3 млн. Самый жирный, на 22 млн — на проведение культурно-туристского форума «Россия — Центральная Европа». Победителем, правда, была признана другая компания, но с ней сразу контракт расторгли — потому-де, что Минкульт не получил вовремя перевод на обеспечение заявки (за 12 дней, прошедших с момента отправки платежного поручения).

У «Парсека» и «Управления проектами» был один ликвидатор — Екатерина Левина. До того руководителем «Парсека» значилась Людмила Вижунова, супруг которой, Павел Вижунов, обозначал себя в соцсетях как сотрудник МЦФП.

Гендиректор петербургского Пятого канала Марина Фокина, полпред Президента Илья Клебанов и председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова. Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ

Гендиректор петербургского Пятого канала Марина Фокина, полпред Президента Илья Клебанов и председатель комитета по печати и взаимодействию со СМИ Алла Манилова. Фото: Михаил Разуваев / Коммерсантъ

Пища духовная

С 2015 года Минкульт запустил программу Дней российской культуры в зарубежных странах «с включением мероприятий духовного характера».

Духовность успели распространить на сорок с лишком стран (большей частью признанных теперь нам не дружественными). Особенно досталось Франции — ее доля нашего духовного потянула, согласно контракту, на 33,5 млн руб. Из заявленных в конкурсной документации целей — «создание благоприятного климата для развития, утверждения общих культурных, духовных и нравственно-этических ценностей народов России и Франции». Судя по подписанному акту приемки, она была достигнута.

Победителем в том конкурсе вышло петербургское ООО «Про Декор». Что, в общем, не составило особого труда — его заявка была единственной. И не только в этом случае. По той же схеме «Про Декор» получит контракт в 37,4 млн на «комплекс мероприятий по продвижению федеральных музеев за рубежом» с широкой географией: Австрия, Германия, Италия, Сербия и Словения, Египет, Бахрейн, Узбекистан. У нас со всеми полно общего, судя по заявленным Минкультом целям — нашлось оно даже с КНДР.

Что же до компании «Про Декор», то с 2015 до начала 2021 года она исполнит 36 госпоставок во благо культуры на 453 млн, из них в рамках программы продвижения российской духовности — на 134 млн.

Следом идет компания «Новые медиатехнологии» (ООО «НМТ»), она получила контрактов более чем на 308 млн. А конкретно от «духовного» пирога ей досталась четверть. Причем не единожды такие контракты НМТ брало на безальтернативной основе: например, на духовное окормление Чехии со Словакией (27 млн) и Австрии (8,9 млн).

Если кто забеспокоился, что Австрии как-то мало досталось, не переживайте — то была добавка, ранее для нее на то же самое выделялось еще 15 млн. Их употребила другая компания — «Ганзейская элегия». Она же получила контракты по реализации этой программы в Германии (18,5 млн) и Беларуси (22 млн), во втором случае — при отсутствии конкурентов.

В какие бы стороны ни разносилась российская духовность, техзадание кроится по одним лекалам.

Сначала в долгой прелюдии с картинками рассказывается о русском следе, оставленном в этих странах, к примеру, Чайковским и Дягилевым с Бенуа (это для Франции). А потом предлагается привезти ансамбль «Русич», церковный хор, выставку «Русские красавицы», детские рисунки и экспозицию «Шедевры древнерусской иконописи» (за шедевры тревожиться не надо — речь о фотоизображениях). Бывают и концерты классической музыки, для участия в них очень любят привлекать «талантливых детей до 18 лет». Это умилительно и не затратно.

Другой обязательный пункт программы — «диалоговое мероприятие». Темы для круглых столов и конференций предлагаются такие, как «Духовные искания Достоевского» или, к примеру, «Роль православия в современном обществе».

При исследовании фаворитов-получателей заказов Минкульта обнаруживаешь немало таких, которые с его рук только и кормятся, в других тендерах не участвуют. Как, например компания «МосКультПроект» (ныне уже не действующая): 8 поставок на 27 с лишком миллионов.

Учредителем ее значилась Анна Сапрыкина, компания зарегистрирована в Москве, но ИНН самой Анны Петровны — питерский. Закрыв эту контору, Сапрыкина тотчас регистрирует другую — ООО «Корунд». Едва народившись, оно выигрывает контракт на 9,5 млн, на комплекс культурных мероприятий в Египте (там Бунин был, а он первый российский нобелевский лауреат и у него юбилей — обоснование из ТЗ). А нынешней весной получает контракт на организацию Российско-Белорусского музейного диалога, еще 7,5 млн.

Сапрыкина же становится учредителем ООО «Новгород-медиа». Компания эта была создана Кириллом Ковалевым (он же учредил в 2011 году питерское ООО «НМТ» и значился ее директором). В 2013‒2014 годах «Новгород-медиа» получило заказов Минкульта почти на 80 млн. В 2015 году Ковалев скончался, владельцем НМТ стал Илья Невяжский. Юридический адрес НМТ совпадает с адресом НИИ «Парсек».

Доказать, что Невяжский прежде был сотрудником фокинского МЦФП, мы не можем, но как минимум трудился он по тому же адресу, в том же бизнес-центре и на том же, четвертом, этаже.

Это следует из распоряжения Аллы Маниловой 2015 года о закупке на оказание услуг по проведению ежегодного конкурса «Меценат года». В документе за ее подписью (есть в редакции) указано, что заявки принимает Илья Невяжский по адресу: ул. Пролетарской Диктатуры, 6, офис 425.

Контракт по «Меценату года» на 2,5 млн выиграет уже упомянутое выше известное ООО «Про Декор», а его спарринг-партнером в очередной потешной битве за подряд выступило «Новгород-медиа».

«Новгород-меда» после смерти Ковалева отошло по наследству его сестре. Затем — ненадолго, меньше чем на месяц — компанию приобрел партнер Марины Фокиной Борис Грумбков. После него владельцем будет записана Сапрыкина. Человек она Марине Фокиной тоже не чужой — была управляющей ее детища, проекта интерактивного музея «Умникум» (одноименный товарный знак принадлежит АНО МЦФП). Во всяком случае, именно в таком качестве Анна Сапрыкина давала комментарии СМИ. Проект «Умникум», как писал «Коммерсантъ», принадлежал ООО «Эвент Групп». А 91% акций этой компании — тому самому ООО «Управление проектами», что создали Фокина и ее сотоварищи по МЦФП.

При Сапрыкиной гендиректором «Новгород-медиа» становится Дарья Степанова, прежде возглавлявшая дирекцию питерского «Кинофорума» (также проект Фокиной). Затем, когда Борис Грумбков займет пост гендиректора газеты «Санкт-Петербургские ведомости» (с Фокиной во главе совета директоров), Дарья Степанова станет его первым замом. Оба и сейчас на этих должностях, только Дарья сменила фамилию на Криштул.

Примерно в то же время, когда Сапрыкина берет на себя «Новгород-медиа», в Пскове регистрируется «Ганзейская элегия» — ее учредителем и директором значится однофамилица скончавшегося владельца НМТ, Ольга Ковалева. Помимо упомянутых подрядов по продвижению российской духовности, «Ганзейская элегия» была удачлива и в других конкурсах Минкульта.

Если в первый год своего существования она получила от министерства контрактов на 20 млн, то затем осваивала уже по 50‒70 млн. К концу 2022 года общая сумма полученных (с весны-2017) «Ганзейской элегией» госконтрактов превысила 0,5 млрд.

Из последнего — контракт на организацию и проведение мероприятий, «посвященных юбилеям выдающихся личностей» (33 млн). Заявка «ганзейцев» оказалась единственной. Так же как и при получении заказа на продвижение российской духовности в Сербии, Беларуси и Армении (66,9 млн).

В некоторых случаях контракты подписывала лично Алла Манилова — например, с тем же НМТ — по комплексу мероприятий «духовного характера» в Испании (16 млн). Видимость состязательности тогда создавали заявки «МосКультПроект» Сапрыкиной и не чужого «Пресс-центра СЖМ».

Как Змей Горыныч Александра Невского объел

О странных схемах уже зашла речь в суде. Судили, как водится, стрелочника — сотрудницу (теперь — бывшую) Новгородского музея-заповедника и главного бухгалтера Ассоциации сохранения и возрождения культурных ценностей «Скрижаль» Ирину Ходжаеву. По версии следствия, она перевела на счета фиктивных организаций 10 млн, полученных от Минкульта «Клубом исторических реконструкций «Змей Горыныч» и ассоциацией «Скрижаль».

Минкульт, как следовало из материалов дела, заключил со «Скрижалью» соглашение о предоставлении субсидии на проведение фестиваля малых туристических городов России в размере 8 млн. Фестиваль же был проведен администрациями Тобольска, Костромы, Тюменской и Костромской областей из собственных источников финансирования. А от «Скрижали» фактическим исполнителям поступило всего 1,79 млн — остальное якобы было похищено «с помощью мнимых сделок и финансовых операций». Также Ходжаевой вменялось, что из 5 млн, полученных подконтрольным ей клубом «Змей Горыныч» на мероприятия в честь юбилея Александра Невского, аналогичным образом были похищены 4,7 млн.

Ирина Ходжаева. Фото: Алексей Коряков / «Новости 53»

Ирина Ходжаева. Фото: Алексей Коряков / «Новости 53»

На процессе дала показания бывшая сотрудница Минкульта Анна Никитцова (занималась заключением соглашений и принимала отчеты по выделенным НКО субсидиям). Она должна была представлять интересы министерства, но после ознакомления с материалами дела уволилась. А в открытом судебном заседании рассказала, как обделывались такие дела в Минкульте и какое к этим контрактам могли иметь отношение два замминистра — Алла Манилова и Ольга Ярилова, а также замдиректора департамента регионального развития Минкульта Жанна Алексеева.

Решение о выделении субсидии, пояснила Никитцова, должно приниматься экспертным советом. «Но по факту его не было», якобы собрали подписи членов совета под заранее составленным протоколом. Отвечая на вопрос прокурора, она охарактеризовала отношения Ирины Ходжаевовой с Жанной Алексеевой как «тесные, компанейские, может быть, товарищеские — так это, по крайней мере выглядело, когда Ирина Владимировна приезжала, привозила документы».

— Со слов Жанны Владимировны, как она мне говорила неоднократно, денежные средства поступали в Министерство культуры от Ходжаевой, — поясняла Никитцова. — То есть субсидии, которые были выделены, возвращались некоторым должностным лицам Министерства культуры. Со слов Алексеевой, деньги привозила Ходжаева лично. А предназначались они для руководства.

— Как получилось так, что деньги, предназначенные для проведения мероприятий, возвращались обратно? — просил уточнить прокурор.

— Как мы понимаем, фирмы все аффилированные, все в Новгороде, а те, которые не в Новгороде, имеют связь с получателями… Сначала это не было понятно, а когда все завертелось, когда появилось уголовное дело, когда следователи стали изымать документы этих фирм, потому что все они имеют отношение к одному человеку, все стало более-менее понятно, — отвечала Никитцова. — А каков механизм, какие схемы, как обналичивались, это следствию виднее. Но со слов Алексеевой, такое имело место быть. Поэтому я и ушла из Министерства культуры.

Но чтобы мероприятия все-таки состоялись, объясняла Никитцова, чиновники после «возвращения» им львиной доли субсидии обращались в регионы с неформальной просьбой помочь в организации: «В результате круглые столы, кофе-брейки, выставки — они шли за счет субъекта».

Анна Никитцова не смогла назвать в суде точную сумму, которую Ходжаева якобы передавала в Минкульт.

Выдержки из стенограммы этого заседания опубликовало новгородское издание «Ваши новости», освещавшее процесс (публикация удалена с сайта издания, но текст сохранился в соцсетях). Суд приговорил Ирину Ходжаеву к 3,5 года колонии общего режима. Вины своей она не признала, подавала апелляцию, но решение суда первой инстанции осталось в силе. Проверки по изложенным Анной Никитцовой в суде фактам, насколько известно, не проводилось. В сентябре 2022 года распоряжением Михаила Мишустина Ольгу Ярилову освободили от занимаемой должности «по ее просьбе». Жанна Алексеева на официальном сайте Минкульта по-прежнему значится замом департамента региональной политики.

Ну а Аллу Манилову ждут в Русском музее.

Иван Сидоров

P.S.

Ольга Ярилова на днях арестована по делу о хищении более 200 млн рублей при участии в проекте «Пушкинская карта». Как уточняет ТАСС, Ярилова обвиняется по ч. 3 ст. 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями»), предусматривающей наказание до 10 лет лишения свободы.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow