В Евросоюзе возникла парадоксальная ситуация, когда несколько стран — членов ЕС, не переставая клясться в безусловной поддержке Украины, нарушили союзное законодательство, выставив барьер на пути украинских сельскохозяйственных товаров.
Они винят Брюссель в том, что он был неосмотрителен и подставил их. Тот, признавая проблему, обещал найти ей правовое решение, но все равно объявил действия этих правительств несовместимыми с законами ЕС.
Частичное решение проблемы быстро найдено путем переговоров между Киевом и Варшавой, но поиск более основательного продолжается.
Польша и Венгрия 16 апреля объявили о введении до 30 июня запрета на импорт украинской аграрной продукции, прежде всего зерна. Варшава и Будапешт отметили, что вынуждены прибегнуть к этой мере из-за отсутствия реакции Брюсселя на их требования предоставить помощь из бюджета и фондов ЕС польским и венгерским фермерам. Те несут значительные убытки по причине затоваривания рынков их стран украинской аграрной продукцией. То есть они готовы всемерно поддерживать Украину, но только не ценой разорения своих фермеров. А разгневанные пахари начали блокировать грузовые терминалы и поезда.
Такое же ограничение ввело 17 апреля правительство Словакии.
Братислава обоснованно испугалась, что после запретов, введенных соседями, украинские товары через узкую горловину хлынут на крохотный словацкий рынок и убьют местный агропром.
Призывы к аналогичным запретам настойчиво звучат в Бухаресте и Софии, а перед брюссельской штаб-квартирой Еврокомиссии прошли демонстрации от имени румынских и болгарских фермеров.
Правительство Чехии, которая тоже недовольна затовариванием рынка украинскими продуктами, не вводило и не планирует вводить односторонних запретов и предлагает выработать приемлемую форму в масштабе ЕС. Чтобы помочь Украине с экспортом и не расстраивать отлаженный механизм единого рынка и общей сельскохозяйственной политики ЕС (последняя, в свою очередь, тоже находится в процессе реформирования).
Министр сельского хозяйства Чехии Зденек Некула — сторонник решения сразу на уровне ЕС. Он обсудил сложившуюся ситуацию с еврокомиссаром по сельскому хозяйству Янушем Войцеховским. Тот, хотя и поляк по национальности, осуждает поспешно введенный Варшавой односторонний запрет.
«Односторонние запреты отдельных стран ничего не решат, — заявил Некула после этого разговора. — Необходимо найти консенсус в рамках всего ЕС относительно правил транзита сельскохозяйственной продукции из Украины в европейские порты, а также для того, чтобы продукция продолжала поступать оттуда в страны, не входящие в ЕС, которые зависят от украинского производства. Необходимо политическое соглашение между ЕС и Украиной, которое четко определит правила транзита, чтобы каждый груз полностью прибывал в страну, не входящую в ЕС».
Брюссель явно опаздывал с реакцией на тревожные сигналы. Раздраженные этой медлительностью, 14 апреля правительства Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии, Словакии и Чехии потребовали создания единого европейского механизма закупки украинского зерна и восстановления таможенных квот и тарифов ЕС на сельскохозяйственную продукцию из Украины.
Непроданное зерно. Фото: SERGEI SUPINSKY / AFP / East News
Официальный представитель Еврокомиссии Мириам Гарсия Феррер на брифинге 17 апреля обещала, что юридическую сторону решений государств приостановить импорт сельхозпродукции из Украины изучат на уровне Евросоюза. Очередное заседание Совета министров сельского хозяйства ЕС состоится 25 апреля в Люксембурге. Принятые членами ЕС в одностороннем порядке меры объявлены неприемлемыми.
К середине недели найдено паллиативное решение, которое позволит сбить накал. Оно носит чрезвычайный характер и сводится к латанию дыр. Но, по крайней мере, показывает обоюдное стремление сторон пойти навстречу друг другу. 18 апреля министр сельского хозяйства Польши Роберт Телус и его украинский коллега Николай Сольский договорились о транзитных перевозках сельхозпродукции из Украины через польскую территорию для последующего экспорта. Без разгрузки и перегрузки, без утечек на местный рынок.
Любая перевозка украинского зерна через Польшу транзитом будет осуществляться охраняемыми конвоями. Для мониторинга будет задействована система наблюдения, которая сейчас применяется при транзитных перевозках отходов, топлива и некоторых других грузов. Емкости с украинским зерном будут снабжаться пломбами с GPS. Некрасиво и очень пахнет чрезвычайщиной, но все же выход.
Роберт Телус и министр развития Вальдемар Буда принимают участие в совместной пресс-конференции с министром экономического развития и торговли Украины Юлией Свириденко и министром аграрной политики Николаем Сольским. Wojciech Olkusnik/East News
Запреты введены не только на зерно и масличные, хотя эти статьи и составляют основу проблемы, в польский список запрещенки, в частности, входят злаковые и бобовые культуры, семена, крахмал, мука, сахар, жмых и корма для животных, овощи, фрукты, орехи, вино, животноводческая продукция и живые животные, молочные продукты и консервы, жиры, масло, мед, чай, кофе и ряд других продуктов.
Страны, вступившие в спор с Брюсселем, обычно упоминаются в ряду «евроскептиков», которые считают, что структуры ЕС захватили слишком много суверенитета у национальных государств. У них есть проблемы с европейским «центром» в части верховенства права, независимости судебной власти, приема мигрантов, традиционных ценностей. Но законы ЕС выстраданы в течение полувека до их вступления в него. Они сознавали, куда вступают и под чем подписываются. Времена, как и состав ЕС, конечно, меняются. Может быть, в будущем новое большинство союза изменит законы. Но сейчас они такие.
В ЕС существует единый рынок, единая торговая политика и общая сельскохозяйственная политика, отнимающая самую большую часть союзного бюджета и перераспределяющая его между странами с большей или меньшей долей агропрома в экономике.
Государства — члены ЕС не имеют права самостоятельно ограничивать рынки сбыта на своей территории. Эти сферы — в исключительной компетенции союза. Действуют только совместно принятые решения.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Не то чтобы правительства названных стран не знали законов ЕС, но им надо было как-то просигналить о поддержке своим труженикам села, оказавшимся в беде и довольно громко выражавшим свое недовольство. Это — избиратели, не всегда разбирающиеся в тонкостях союзных договоров. А в Польше и в Словакии в конце года пройдут общенациональные выборы, на которых решающее значение будут иметь голоса в сельской местности.
По сути, нынешняя проблема — это только одна из надводных частей айсберга. Проявились косвенные последствия 24 февраля 2022 года, когда дрейф Украины в сторону Европы перешел в тектонический сдвиг, который изменил не только местность, но и потряс все выросшее и построенное на ней.
Ведь что на самом деле произошло? Высокопоставленные чиновники Еврокомиссии, в том числе главы трех генеральных директоратов, обрисовали возникшую ситуацию аккредитованным при ЕС журналистам на брифинге во вторник. Как положено европейским чиновникам такого ранга, на условии анонимности.
Причины типа несоответствия фитосанитарным нормам они отмели как несущественные. Была только одна жалоба, от Словакии, на сравнительно небольшую партию товара. Это рутинный случай, рассматриваемый в рабочем порядке. Причина неприятностей — глобального свойства.
Российские действия лишили Украину части морских портов и морских путей экспорта. Действующая сейчас «зерновая сделка» по вывозу зерна черноморским коридором через морскую блокаду нужна, но ограничена по масштабам и ненадежна.
А по определению европейских чиновников, находящихся в теме, «фактически не работает». И так наверняка будет до полного прекращения военных действий.
Между тем до начала СВО 90% украинского зерна экспортировалось по морю с минимальными логистическими издержками. Экономика Украины сильно зависела от экспорта зерна, которого было достаточно, чтобы накормить 400 миллионов человек на земле. С заключением в 2022 году «зерновой сделки» по этому пути тоже что-то уходило на мировой рынок. Но произошло коренное смещение в сторону пути через Европу. В невыгодную и неэффективную сторону.
Проложенные странами ЕС «коридоры солидарности» посуху и по рекам из Украины на запад Европы и в европейские порты для дальнейшего экспорта не сравнятся по пропускной способности с морскими перевозками. В Европе украинское зерно в таких количествах не нужно. А экспортировать его через Европу в голодные регионы мира при таких логистических затратах невыгодно.
В прошлом году в порыве поддержки Украины ЕС установил беспошлинный режим доступа ее сельхозпродуктов на свой единый рынок. Польше и Венгрии для подготовки к такому понадобился десяток лет. Переход из просоветского СЭВ в ЕС был не просто сменой вывесок. Соглашение об ассоциации и свободной торговле Украина‒ЕС, судьба которого решилась на Майдане-2014, тоже предполагало постепенность. А тут — сразу. И вместо заблокированных портов и узких «коридоров солидарности» украинские экспортеры устремились в ближайшее зарубежье. Где ценами побили местных. Те подчиняются стандартам и правилам рынка ЕС и торгуют дороже, правда, получая при этом субсидии из союзного бюджета.
Украино-польская граница. 17 апреля 2023 года. Фото: YURIY DYACHYSHYN / AFP / East News
В последние месяцы произошел взрывной рост экспорта из Украины в соседние страны отдельных продуктов, особенно зерновых и масличных. Например, рассказывает высокопоставленный чиновник ЕС, ведающий торговлей, в 2021 году в Польшу было ввезено из Украины 2800 тонн пшеницы, а в 2022 году — 500 000 тонн. Кукурузы, соответственно, 5800 тонн и 1 840 000. Примерно такое же соотношение для пятерки восточноевропейских государств ЕС. Но интересно то, что украинское зерно остается в них и не продвигается дальше.
Состояние, близкое к катастрофе. Фермеры не могут собрать урожай, потому что, во-первых, не смогут продать его. Во-вторых, хранилища заполнены остатками прошлогоднего урожая и зерном, завезенным из Украины для экспорта, но не вывезенным. Потому что логистика полностью занята перевозкой других товаров, как из Украины, так и своих. Это дороги, транспортные средства. И даже переработка не справляется. Импортные украинские продукты заполнили производственные мощности. Например, отжим подсолнечника в Болгарии.
С одной стороны, очень большой рост импорта из Украины в ЕС, с другой — стагнация экспорта из ЕС в третьи страны. Европа переполняется лишними для нее украинскими товарами, которые не уходят дальше. Как засор в водосточной трубе. Логистика между Украиной и остальным ЕС, мягко говоря, недостаточно развита. Мало складов, узкие дороги, разная ширина железнодорожной колеи, малые расстояния между перегрузками с одного транспорта на другой, устаревшая система навигации по рекам… Если раньше при экспорте украинского зерна из портов Черного и Азовского морей расходы на логистику составляли, по подсчетам Еврокомиссии, не более 10% цены, то сейчас транзитом через Европу — около 40%.
Дошло до того, что Испания после засушливого лета прошлого года закупила кукурузу не в Украине, хотя и участвовала в финансировании «коридоров солидарности», а в Южной Америке, потому что это вышло дешевле и проще.
Один из главных покупателей зерна, Египет, переориентировался на российскую пшеницу. Потому что она на данный момент самая дешевая, а доставленная через Европу украинская обойдется дороже.
Половина украинского экспорта зерна идет по Дунаю и далее по Черному морю, непосредственно или через румынскую Констанцу. Брюссель инвестировал 25 млн евро из структурных фондов ЕС в развитие главной водной магистрали Европы — Дуная. С перспективой превращения его в транспортную артерию Европы, включающей Украину. Речной путь будет модернизирован, его пропускная способность — повышена за счет установки современного навигационного оборудования. Баржи смогут ходить и ночью. Очередь за дорогами и прочей логистикой.
Европейская комиссия в знак осознания Брюсселем последствий беспошлинного импорта огромных объемов зерна для производителей сопредельных с Украиной стран недавно оказала Болгарии, Польше и Румынии помощь из союзного фонда в 56 миллионов евро.
Во вторник стало известно о втором пакете мер поддержки стран, которые пострадали от импорта из Украины. Как заявила глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен, он будет стоить 100 миллионов евро и адресован всем пяти «прифронтовым» государствам ЕС (этот термин уже утвердился во внутреннем дискурсе ЕС).
В то же время Брюссель не собирается отменять прошлогоднее соглашение с Киевом о временной приостановке взимания таможенных тарифов на украинскую сельхозпродукцию. Более того, он сделает новое предложение продолжить практику беспошлинной торговли с новым кандидатом в члены ЕС, «потому что очень важно продолжать поддерживать Украину».
Во вторник, 19 апреля, исполнительный зампред Еврокомиссии Валдис Домбровскис, курирующий торговлю, допоздна заседал с членами правительств пострадавших стран — Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Словакии, — а также с их украинскими коллегами. Путь к долговременному решению большой проблемы только начался. Проблем по уши. Но недостаточно для развала союза.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68