СюжетыКультура

Падение в бездну. Эскиз

Борис Жутовский увидел и нарисовал для «Новой», как на процессе по «второму делу «ЮКОСа» правосудие прошло точку невозврата

Падение в бездну. Эскиз

Борис Жутовский. Фото: Анна Артемьева / «Новая газета»

В 2009–2010-х годах Борис Жутовский регулярно посещал Хамовнический суд Москвы — здание дореволюционной постройки, где когда-то располагалась женская гимназия. Теперь же (то есть тогда, 13–14 лет назад) в нем судили руководителей компании «ЮКОС».

Судили по второму заходу. Первый процесс в Мещанском суде закончился 9-летним приговором: якобы не платили налоги. Затем предпринимателей доставили из читинских колоний и судили снова: якобы они похитили всю свою нефть, с которой не заплатили перед этим налоги (по логике тогдашнего уже скатывающегося в болото правосудия, с «похищенного» надо было платить в бюджет).

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Второй суд был не менее скандальным. Разбирательство в Хамовниках проходило под пристальным вниманием общественности — тогда она еще была (люди приезжали даже из других городов!) — и европейских дипломатов. Вот и Жутовский ходил на суд и делал для «Новой» рисованные репортажи.

Ему тогда было ближе к 80. Он виртуозно припарковывался у суда и заходил в здание. Часто в свойственной ему манере бросал умопомрачительно смешное и ругательное про прокуроров. Признавался, что ему дико важно ходить на этот суд. 

Рисовал процесс гениально, схватывая всю суть и трагизм происходящего. Вот решетка — и на ее фоне кем-то из публики принесенная роза, специально для заключенных. Вот глаза Марины Филипповны Ходорковской (мамы МБХ), а вот глаза прокурора Ибрагимовой. Взгляд отца Ходорковского и взгляд судьи Данилкина. Два мира, в одном из которых — бездна бездушия…

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Жутовский не делал шаржи. Он фиксировал жизнь. И кажется, лучше нас, тогда наивных и немного одурманенных ложной медведевской «оттепелью», понимал, что «дело «ЮКОСа» — лишь пролог будущей катастрофы.

Он поймал на свой карандаш только формирующееся рыло деградирующего российского правосудия.

И так полтора года: ходил на суд, потом ехал в мастерскую, а потом в мастерскую в конце недели приезжала я, мы курили, разговаривали за жизнь, я забирала рисунки и гордая (рисунки-то ставились к моим репортажам) отвозила их в редакцию «Новой».

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Иллюстрация Бориса Жутовского

Правосудие с того времени скатилось в бездну — ту, которую еще тогда распознал Жутовский в глазах прокуроров и судьи.

Именно на «кейсе «ЮКОСа» силовой корпус страны (ФСБ, следствие, суды) отработали основные приемы нынешнего махрового беспредела и научились совершать преступления именем Российской Федерации:

отправлять в СИЗО беременных и смертельно больных, раз отказываются идти на сделку со следствием; выносить решения по звонку; копипастить приговоры с обвинительного заключения; согласовывать решения с администрацией президента, отчитываться на летучках с бенефициарами–заказчиками дела; заниматься подлогами; фабриковать материалы дела и придумывать все новые и новые репрессивные статьи УК с безумными сроками.

Жутовский все это успел застать. И чудовищные приговоры, и заказные политические убийства, и пытки в тюрьмах, и спецоперацию… И буквально до последнего рисовал. Лица, глаза, жизнь в моменте — надежду и бездну.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow