СюжетыОбщество

«Где находятся бомбоубежища? Не знаете? Вот и я не знаю!»

Петербуржцев все активнее готовят к продолжению СВО и ее последствиям. Больше всех стараются не силовики, а городские власти

«Где находятся бомбоубежища? Не знаете? Вот и я не знаю!»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Враг не дремлет

Ни в первые часы, ни в первые дни после взрыва 2 апреля в «Стрит-баре» на Университетской набережной, признанного впоследствии терактом, жители Петербурга не услышали никаких официальных заявлений от губернатора Александра Беглова на эту тему. Глава города, обычно не затягивающий с оценками и выводами в чрезвычайных ситуациях, довольно долго хранил молчание.

Единственное, что он сделал публично, — 3 апреля выразил соболезнования родным погибшего при взрыве военкора Владлена Татарского и пообещал выплатить им один миллион рублей из городского бюджета. Беглов, в частности, сказал: «У Татарского было много врагов: как в верхних эшелонах киевского режима, так и по эту линию фронта.

Целью организаторов теракта стало желание заставить замолчать патриотов и напугать коллег Владлена — штатных и народных военкоров».

«По полной программе» градоначальник высказался только вечером 6 апреля в прямом эфире петербургскому телеканалу «78» (входит в холдинг «Национальная Медиа Группа», раз в месяц на телеканале выходит программа «Петербург. Новый взгляд. Разговор с Александром Бегловым»).

Речь он начал так: «Произошло нападение на нашу страну, так как Петербург является частью нашей страны».

Ведущий программы Игорь Максименко заметил:

— Главную обвиняемую в совершении теракта Дарью Трепову сейчас жалеют больше, чем погибшего героя.

— Это там жалеют больше. Не у нас, — парировал губернатор.

— Какие выводы надо сделать из теракта? — спросил Максименко.

В ответ, подглядывая в листочек на столе, Беглов зачитал рекомендации для тех, кто поддерживает СВО, и для тех, кто не поддерживает:

«Здоровым силам нашего общества, патриотам России, нужно быть сильными, стойкими, уверенными в правоте нашего дела и, безусловно, более бдительными.

А выводы необходимо сделать тому абсолютному меньшинству, которое живет в России, но вольно или невольно поддерживает националистов на Украине. Тем, кто не сбежал за границу, но втихую выступает против спецоперации, желая поражения нашей армии и нашей стране. Враги нашей страны обязательно постараются их использовать. Среди них они будут искать сообщников, чтобы творить преступления их руками», — подытожил губернатор.

Мемориал на Университетской набережной у кафе, где погиб военкор Татарский. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Мемориал на Университетской набережной у кафе, где погиб военкор Татарский. Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Завершил рассуждения о теракте Беглов уверенно: «Ленинградцев напугать нельзя». Однако эта уверенность явно диссонировала с тем, что говорили ранее очевидцы взрыва у «Стрит-бара» и простые петербуржцы.

Тревога: наземная, подземная, воздушная

Трудно допустить, что градоначальник ничего не слышал и не знал об опасениях горожан. Еще 3 апреля в Смольном состоялось еженедельное совещание губернатора с представителями силовых ведомств. Главной темой встречи, по сообщению телеграм-канала «Ротонда», был взрыв на Университетской набережной, и Беглов попросил силовиков усилить меры безопасности, особенно — контроль правоохранительных органов в общественных местах и на транспорте.

Однако пресс-секретарь губернатора Инна Карпушина 12 апреля в телефонном разговоре с «Новой» отказалась подтвердить или опровергнуть эту информацию:


— Такие совещания всегда проходят в закрытом режиме. Я лично на нем 3 апреля не была и комментировать, что там обсуждалось, не могу. Это не в моей компетенции,

— подчеркнула Карпушина.

Но что бы ни говорили за закрытыми дверями, факт остается фактом: уже со следующего дня после взрыва жизнь в Северной столице заметно изменилась.

С утра 4 апреля в Петербурге завыли сирены: «Внимание, внимание! Ведется проверка…» Первыми тревожные сигналы услышали в 11, а затем в 12 часов — жители Выборгского района. Около 13 часов сирены переполошили народ в Петроградском и Василеостровском районах. Ближе к 15 часам заработали громкоговорители в Центральном районе.

В том, что городская система оповещения населения о чрезвычайных ситуациях исправна, теперь сомнений нет: сирены выли с 11 до 15 часов в центре и на севере города, слышали их даже на окраинах.

Вообще провести проверку готовности систем оповещения населения по всей России планировалось еще 1 марта (об этом сообщалось официально), но ее перенесли на неопределенный срок из-за хакерских атак на инфраструктуру связи.

В комитете по информатизации и связи Смольного «Новой» подтвердили, что 4 апреля в центре города работали сирены, но призвали петербуржцев «пока не волноваться»:

— Комплексная проверка готовности региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения с включением оконечных средств и доведением проверочных сигналов и информации до населения не проводилась. Сирены включались в рамках технической проверки, — уточнили в комитете.

В тот же день горожане заметили, что улицы Северной столицы, особенно в центре, начали патрулировать бойцы ОМОНа, а возле ключевых станций метро, у всех вокзалов и на выезде из города стали дежурить наряды полиции. 

Неофициально в полицейском главке «Новой» пояснили, что после теракта неизбежно было повышенное внимание правоохранительных органов к важным объектам городской инфраструктуры. А если еще и Беглов попросил об этом силовиков — тем более. Но официально об усилении мер безопасности ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти горожан не информировало.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

— Мы в неспокойном режиме работаем уже давно, но некоторые изменения произошли и у нас, — сообщила «Новой» начальник пресс-службы петербургского метрополитена Юлия Шавель. — После теракта в кафе мы проводим дополнительные инструктажи для сотрудников метрополитена, требуем от них повышенной бдительности, чаще проверять подозрительных пассажиров.

Наши специалисты регулярно обучаются профайлингу, они хорошо знают, кого надо остановить. Некоторые пассажиры жалуются, что их тормозят постоянно, но, значит, на то есть причины.

Дополнительных сотрудников, дежурящих на станциях, не прибавилось — штат мы не увеличивали. Однако возросла нагрузка на тех, что есть.

10 апреля в петербургском парламенте обсудили необходимость просить правительство РФ усилить охрану в аэропорту Пулково и привлечь к ней Росгвардию. Депутаты готовят соответствующее обращение на имя премьер-министра Михаила Мишустина.

Кроме того, перед городскими парламентариями выступил кандидат в члены Общественной палаты Петербурга, председатель городского Совета ветеранов пожарной профилактики Николай Бакунович:

— 5 апреля Финляндия вступила в НАТО, — взволнованно напомнил Бакунович.

— Меня беспокоит безопасность петербуржцев. Если случится ЧП, нужно будет эвакуировать население. Где находятся бомбоубежища? Не знаете? И я не знаю! Нужно срочно поднимать общественность, пора подумать об эвакуации наших людей!

Создается впечатление, что до 2 апреля город только и жил в напряженном ожидании повода: «проверить», «повысить», «усилить», «найти и обезвредить». И если бы не взрыв в «Стрит-баре», то нашелся бы другой повод. Главным образом для того, чтобы жители Петербурга (от первоклассников до пенсионеров) не забывали: продолжается специальная военная операция, и всё теперь — для нее, всё — для победы. Неслучайно, полагаю, Беглов в том же фееричном интервью на телеканале «78» похвастался: «Ракеты, вооружение, снаряжение, обмундирование — всё это Петербург дает российской армии прямо сейчас»!

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

От Татарского до SHAMANа

Немного снизив градус тревожности, 6 апреля губернатор с тележурналистом обсудили и то, чему сейчас нужно учить петербургских школьников. Ведущий Игорь Максименко предположил, что «патриотов в стране сегодня нужно куда больше, чем квалифицированных рабочих», и спросил у Беглова: «Как этого добиться»?

— Нам намного проще, чем нашим противникам, — оживился градоначальник. — Нам не нужно выдумывать историю своей страны. Русь уже тысячу лет назад была на всех картах Европы и Азии. Нам не надо изворачиваться в рассказах о Великой Отечественной войне, потому что наши отцы и деды не воевали под фашистскими флагами, а громили их (фашистов.Н. П.).

Выпускник школы должен не просто это знать, — продолжил он, — а уметь изложить и обосновать. Отстоять свою позицию. Отразить любые наветы на нашу родину.

Сегодня, когда идет специальная военная операция, идет борьба с неонацизмом, с наследниками фашистов, мы должны детям объяснить наши цели и задачи. Показать сегодняшних героев.

На экране в это время демонстрировали табличку, установленную на петербургском лицее № 369 в память о погибшем участнике спецоперации Александре Жихареве (учебному заведению также присвоено его имя).

Губернаторский призыв «показывать героев настоящего времени» был услышан. 9 апреля в галерее «Мастер» на улице Маяковского открылась фотовыставка «Жена героя». Специально для этого проекта жительницы Петербурга, чьи мужья и сыновья сейчас находятся на СВО, сфотографировались в мундирах своих супругов со всеми орденами и медалями и прислали свои портреты. «Проект поддержали женщины всей страны. Его патриотическое значение высоко оценил президент Владимир Путин», — объявила на открытии фотовыставки ее организатор, супруга генерала Екатерина Колотовкина.

10 апреля в здании Российской национальной библиотеки на Садовой улице установили мольберт с портретом погибшего военкора Владлена Татарского. Фото в траурной рамке с подписью «Помним! Скорбим!» теперь встречает посетителей прямо на входе в РНБ.

Досталось и петербургским школьникам. Ученики всех возрастов каждый понедельник должны посещать урок «Разговоры о важном». На этих занятиях обсуждаются патриотические вопросы, в том числе — и СВО. «Разговоры о важном» и прежде в Петербурге вызывали нарекания со стороны учащихся и родителей: далеко не все дети хотели их посещать, и не все родители одобряли темы занятий.

— Но в последнюю неделю тема патриотизма на уроках «о важном» просто зашкаливает, — пожаловалась «Новой» мама ученицы одной из школ Центрального района. — Например, старшеклассникам предлагают писать рефераты о творчестве молодого патриота певца SHAMANа (исполнитель песен «Встанем», «Я русский», «Исповедь» известен тем, что в феврале этого года на митинге-концерте в «Лужниках» выступал на одной сцене с Путиным. — Н. П.), либо немолодого есаула Газманова.

А младшеклассникам поручают сочинять письма, адресованные российским военнослужащим в зоне спецоперации. Одно утешение, что это пока не обязаловка, и за это пока не ставят оценки.

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

Фото: Алексей Душутин / «Новая газета»

«Просто и быстро»

На фоне последних событий в Петербурге 1 апреля почти незаметно начался весенний призыв в армию. Всего, согласно президентскому указу, до 15 июля 2023 года ряды ВС РФ должны пополнить почти 147 тысяч срочников в возрасте от 18 до 27 лет. Доля Петербурга в призывном плане традиционно не очень велика: каждые полгода из Северной столицы в армию отправляют от 2500 до 3000 молодых людей.

Однако нынешней весной и в этом деле петербургские власти решили себя показать.

6 апреля чиновники создали оперативный штаб для набора на службу в ВС РФ по контракту и в каждом районе города открыли информационные пункты для желающих «встать под ружье».

Здесь, пообещали в пресс-службе Смольного, в армию будут набирать «максимально просто и быстро». Для этого в штат каждого центра включили представителей районных администраций, сотрудников военкоматов, полицейских, медиков, соцработников и сотрудников МФЦ. По замыслу Смольного, специалисты информационных пунктов для призыва по контракту должны помочь будущим военнослужащим оперативно оформить все необходимые документы и направить их по нужным адресам.

«Служить по контракту идут настоящие патриоты, — прокомментировал открытие мобильных призывных пунктов губернатор Беглов. — Люди осознанно делают выбор и готовы защитить свою Родину».

Эту новость на официальном сайте городской администрации сопровождает фотография, на которой три-четыре десятка бравых молодцов с вещами готовы отправиться туда, куда Родина пошлет. Однако на деле у пунктов для набора контрактников (в нескольких районах Петербурга) корреспондентам «Новой» толпы жаждущих ехать в зону СВО встретить пока не удалось.

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow