СюжетыПолитика

Смута завершилась на Пасху

Четверть века назад было заключено «Соглашение Страстной пятницы». Сегодня Байден прибыл в Ольстер

Смута завершилась на Пасху

Фото: AP/TASS

Во всем христианском мире на Светлое Христово Воскресенье принято дарить подарки. А что может быть любезнее Господу, чем мир? 25 лет назад Великобритания и Республика Ирландия смогли найти решение кровавой этнополитической смуте в Северной Ирландии, которая длилась почти 30 лет и унесла три с половиной тысячи человеческих жизней. Договор, подписанный в Белфасте на Страстной неделе 1998 года и скрепивший мир между сторонами конфликта в Ольстере, получил название «Соглашение Страстной пятницы» (Good Friday Agreement). С тех пор убийства почти прекратились.

Смута

В начале ХХ века остров оказался разделен на независимую Республику Ирландия из 26 ирландских графств и Северную Ирландию (из шести графств), которая оставалась частью Великобритании. Юнионисты и лоялисты (исторически в основном протестанты) хотели, чтобы Северная Ирландия оставалась в составе Соединенного Королевства. В свою очередь, ирландские националисты и республиканцы (в большинстве своем католики) хотели, чтобы Северная Ирландия вышла из состава Соединенного Королевства и присоединилась к Ирландии.

Конфликт тлел весь век. Последнее обострение разгорелось в 1969‒1998 гг. — его называют гражданской, или «нерегулярной» войной в Северной Ирландии, или Смутой (Troubles). Оно началось с ненасильственной гражданской кампании середины 60-х за прекращение дискриминации католического меньшинства.

Католики реже получали определенные рабочие места и государственные должности; местные советы, контролируемые юнионистами, неохотно выделяли жилье католикам, были ущемлены их избирательные права.

Правительство попыталось подавить гражданские протесты. Силовые структуры, по преимуществу протестантские, действовали жестоко и неуклюже. Растущая напряженность привела в августе 1969 года к беспорядкам и введению британских войск, которые поначалу были встречены с надеждой даже частью католиков. В некоторых районах были построены «стены мира», чтобы разделить две общины.

Основными участниками Смуты были военизированные формирования, британские силы государственной безопасности, армия и политические активисты с обеих сторон. Силы безопасности Республики Ирландия играли меньшую роль.

Белфаст. 1979 год. Фото: AP/TASS

Белфаст. 1979 год. Фото: AP/TASS

Республиканцы (в основном из IRA — Ирландской республиканской армии) вели партизанскую борьбу против британских войск, а также кампанию взрывов инфраструктурных, коммерческих и политических объектов. Лоялисты (из многочисленных протестантских военизированных структур) нападали на республиканцев/националистов и на представителей католической общины, называя это возмездием. Британские силы безопасности осуществляли полицейскую и антиповстанческую деятельность — в основном против республиканцев. Известны случаи сговора между британскими государственными силами и лоялистскими военизированными формированиями.

Смута сопровождалась многочисленными беспорядками, массовыми протестами и актами гражданского неповиновения, что привело к усилению сегрегации и созданию временных запретных зон.

Примерно треть погибших были сотрудниками британских сил безопасности и 16% — членами военизированных группировок. Чуть больше половины погибших — гражданские лица. Республиканские военизированные формирования несут ответственность за примерно 60% смертей, лоялисты — за 30%, а силы безопасности — за 10%. По данным Архива Смуты в интернете, который характерно называется «Каин» (CAIN), всего погибших 3532. Из них 257 были детьми в возрасте до семнадцати лет (что составляет примерно 7,2%).

Было ранено свыше 47,5 тысячи человек. На основании данных, собранных впоследствии, количество пострадавших только в Северной Ирландии определяется как 500 000 — тех, кто непосредственно пострадал от «тяжелой утраты», «физического повреждения» или «травмы» в результате конфликта.

За период Смуты было зафиксировано

  • 36 923 случая использования огнестрельного оружия,
  • 22 539 вооруженных ограблений,
  • 16 209 взрывов и попыток взрывов,
  • 2225 поджогов.

Белфаст. 5 мая 1981 года. Фото: ASSOCIATED PRESS

Белфаст. 5 мая 1981 года. Фото: ASSOCIATED PRESS

Влияние Смуты на простых жителей Северной Ирландии сравнивают с влиянием Блица (Блиц — историческое название бомбардировок Великобритании авиацией Германии с сентября 1940 по май 1941 года) на жителей Королевства. Стресс, вызванный взрывами бомб, уличными беспорядками, контрольно-пропускными пунктами и постоянным присутствием военных, сильнее всего отразился на детях и молодежи. Но и местные военизированные формирования зачастую внушали не меньший страх. Картину дополняет хроническая безработица и острая нехватка жилья. Русскому зрителю знакомы эти истории по прекрасным фильмам «Во имя отца» (1993) и «Белфаст» (2021).

Соглашение Страстной пятницы

Соглашение Страстной пятницы, подписанное 10 апреля 1998 года, стало финалом длительных усилий и многочисленных инициатив по установлению мира. Оно основано на идее сотрудничества и равноправия между двумя традициями острова — националистической и юнионистской. Оно создало — еще через 9 лет интенсивных переговоров — новое правительство Северной Ирландии, представляющее обе общины. Был создан новый представительный парламент — Ассамблея Северной Ирландии. Постепенно сторонники политической борьбы в обеих общинах взяли верх над милитаристами.

Было зафиксировано, что Северная Ирландия является частью Великобритании, но на референдуме, если того захочет большинство жителей Северной Ирландии, может быть принято иное решение.

Родившийся в Северной Ирландии имеет право на ирландское гражданство или британское подданство или на то и другое.

В Соглашении нет конкретного упоминания о границе, но говорится о ликвидации всех объектов безопасности, слежения и контрольно-пропускной системы. Этому способствовал и очередной шаг по сближению стран — членов Евросоюза (в который тогда входили и Ирландия, и Британия) в рамках Амстердамского договора, подписанного странами ЕС в 1997 году. «ЕС является величайшим мирным проектом в истории человечества, и именно в контексте ЕС, где границы невидимы, а суверенитет разделен, было найдено решение конфликта в Северной Ирландии», — утверждал Джон Хьюм, лауреат Нобелевской премии мира, автор Соглашения Страстной пятницы и член Европарламента в 1979–2004 гг.


Вооруженные формирования обязались добровольно сложить оружие, а участвовавшие в насилии были освобождены из тюрем. 

Это был один из самых сложных и спорных пунктов Соглашения, поскольку много семей пострадало, и люди ждали возмездия. «Это была неотъемлемая часть Соглашения, ключевой момент, — рассказывает бывший заключенный, член IRA Шонна Уолш, который из 42 своих лет 21 год провел в тюрьме и был освобожден по итогам Соглашения. — Это дало общине националистов понимание, что британцы серьезно намерены окончить войну. Раз они освободили заключенных, значит, ты знал — война окончена». Из тюрем было освобождено около 500 заключенных (половина — из IRA).

Всем жителям, к какой бы части общества они ни принадлежали, были гарантированы права и свободы. Была обещана (и проведена!) реформа полиции.

Договор, подписанный в Белфасте на Страстной неделе 1998 года и скрепивший мир между сторонами конфликта в Ольстере. Фото: Википедия

Договор, подписанный в Белфасте на Страстной неделе 1998 года и скрепивший мир между сторонами конфликта в Ольстере. Фото: Википедия

Соглашение было одобрено большинством политических партий Северной Ирландии (кроме Демократической юнионистской партии DUP), включая ранее запрещенную Шинн Фейн, политическое крыло IRA. В каждый дом был отправлен проект Соглашения для обсуждения. Вскоре оно было одобрено избирателями Северной Ирландии на референдуме (за — 71%, против — 29% при явке в 81%). В тот же день избиратели в Республике Ирландия проголосовали за изменение конституции в соответствии с Соглашением.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68


«Соглашение Страстной пятницы было шедевром конструктивной недоговоренности и прагматичной щедрости», 

— так сформулировал впоследствии суть Соглашения госсекретарь по делам Северной Ирландии Питер Хейн. Политический «процесс пошел». То одна, то другая партия бойкотировала работу правительства, так что Стормонт (Ассамблея Северной Ирландии) функционировал менее 60% времени, но мир сохранялся, и в 2007 году из региона ушла британская армия. Соглашение работало, пока не случился Брексит.

Брексит

На референдуме 2016 года 56% граждан Северной Ирландии проголосовали против выхода из ЕС. После него будущее региона оказалось под угрозой. «Жесткий» Брексит перечеркнул изящные разделительные линии в Северной Ирландии, которые были так элегантно сглажены Соглашением Страстной пятницы и его преемниками», — писала The Guardian. «Фундаментальная истина, которую не хотят признать сторонники Брексита, в том, что Соглашение Страстной пятницы и Брексит несовместимы», — говорит белфастский предприниматель и активист Майкл Линч.

Северная Ирландия осталась единственной частью Великобритании, имеющей сухопутную границу со страной ЕС. Между тем появилась необходимость проверок товаров, перевозимых между Великобританией и рынками ЕС.

Условия Соглашения обязывают избегать жесткой границы между двумя Ирландиями, что, по общему признанию, считается решающим для поддержания мира и стабильности.

Официальные лица, и прежде всего премьер-министр Борис Джонсон, в свое время неоднократно заверяли, что никаких проверок ни по суше, ни по морю не будет — невыполнимое обещание.

Чтобы сохранить легендарную границу нетронутой, Великобритания и ЕС согласовали Протокол Северной Ирландии. Товары проверяются на соответствие правилам ЕС, когда они прибывают в Северную Ирландию из остальной части Великобритании (Англии, Шотландии и Уэльса). Часть юнионистов утверждает, что это отделяет их от остальной части Великобритании.

Некогда ведущая, а теперь вторая партия Северной Ирландии Демократическая юнионистская партия (DUP) решила бойкотировать политические институты региона, пока ее голос не будет услышан. В результате правительство в стране не действует с февраля, а парламент — с мая 2022-го.

Через семь лет после референдума о Брексите в феврале этого года Великобритания и ЕС подписали новое соглашение — так называемый Виндзорский формат,

значительно сокращая количество проверок товаров, прибывающих в Северную Ирландию из Великобритании. Он был одобрен обеими сторонами, но по-прежнему не DUP.

Агитируя за сделку, премьер-министр Риши Сунак назвал самым сильным аргументом в ее пользу, что Северная Ирландия окажется в «невероятно особом положении», поскольку получит «привилегированный доступ не только к британскому рынку, но и к единому рынку ЕС». Британская пресса взорвалась от насмешек и горечи: все Соединенное Королевство находилось в этом «невероятно особом положении» до того момента, как Консервативная партия, членом которой является и Сунак, инициировала референдум — и осуществила Брексит.

10 апреля 2023 года. Лондондерри, Северная Ирландия. Демонстранты-республиканцы выступающие против Соглашения Страстной пятницы. Фото: AP/TASS

10 апреля 2023 года. Лондондерри, Северная Ирландия. Демонстранты-республиканцы выступающие против Соглашения Страстной пятницы. Фото: AP/TASS

Следующие 25 лет

По мнению The Financial Times, при всей дестабилизации, вызванной разводом с Евросоюзом, равноправное представительство общин в политических институтах страны «наиболее остро нуждается в обновлении». Газета утверждает, что Соглашение Страстной пятницы всегда имело тенденцию политически «наказывать» умеренных в обеих общинах. Реформы, проведенные в 2006 году, усугубили ситуацию, укрепив радикальные партии, предоставив им большее право вето и препятствуя голосованию за альтернативные голоса от каждой общины. На следующие 25 лет «целью должно быть поощрение умеренной середины, которая хочет, чтобы Северная Ирландия процветала. Реформа должна дать больше власти малым партиям, которые выступают от их имени», пишет FT.
Газета Independent обращает внимание на важные элементы Соглашения, которые не работают. Так, например, Гражданский форум Северной Ирландии в последний раз собирался в 2002 году.

Важнейшим компонентом договора является заявленная приверженность интегрированному образованию, то есть совместное обучение детей из двух общин.

Соглашение содержит конкретное обязательство «содействовать и поощрять интегрированное образование», но в реальности министерство образования так и не создало интегрированных школ, которые по-прежнему составляют не больше 8% от общего числа школ в Северной Ирландии.

При этом недавно опубликованный отчет Ольстерского университета оценивает стоимость разделения и дублирования образовательных услуг в Северной Ирландии приблизительно в 600 000 фунтов стерлингов в день, и более 4 млн фунтов стерлингов в неделю (406 миллионов рублей).

Были времена, когда в газете республиканской партии Шинн Фейн «Республиканские новости» (An Phoblacht) была колонка под названием «Военные новости», которая с гордостью сообщала о последних засадах на британские «силы короны». На выборах 1998 года Шинн Фейн пришли четвертыми, затем третьими, вторыми, а в 2022 году — первыми. И хотя их цель — объединить север и юг Ирландии — по-прежнему далека, но их успех — «символический момент и замечательный пример того, как движение меняет оружие на избирательную урну, а затем побеждает», считает ВВС.

По оценкам наблюдателей, политическая стабильность в регионе находится под давлением. В феврале диссидентская республиканская группа (Новая IRA) серьезно ранила детектива Джона Колдуэлла — это самое громкое нападение за последние годы. Еще одна группа, которая выступает против Соглашения Страстной пятницы, взяла ответственность за убийство журналистки Лиры Макки в 2019 году.

Недавно МI5 повысила уровень террористической угрозы в Северной Ирландии до серьезного, что означает высокую вероятность нападения.

Со ссылкой на полицейские источники пресса писала о вероятности нападения в пасхальные дни на полицию в Лондондерри.

Тем не менее отпраздновать 25-летие Соглашения приехал, по выражению американской прессы, «самый ирландский» из всех президентов США — Джо Байден. А в сентябре запланирован грандиозный инвестиционный саммит Северной Ирландии в рамках усилий по привлечению большего объема инвестиций. В наши дни многие в Соединенном Королевстве признают, что с завистью смотрят на положение, в котором теперь оказалась Северная Ирландия.

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow