КомментарийПолитика

«Они хотят уверить народ, что Красная армия сражается одна»

За годы войны антигитлеровская коалиция доставила в ссср миллионы тонн помощи (Материал впервые вышел в спецвыпуске «Союзники» в 2017 году)

Этот материал вышел в номере №1 от 31 марта 2023. Пятница
Читать
«Они хотят уверить народ, что Красная армия сражается одна»

Погрузка в Ливерпуле. Фото из архива

Этот материал вышел в №47–48 (2624–2625) от 6 мая 2017 года. Мы его опубликовали в юбилейном номере. Его вы можете купить тут


«Не поможете соседу — сгорит и ваш дом»

Первый арктический конвой прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года.

Назывался он «Дервиш». Из Ливерпуля доставил топливо, каучук, 3800 глубинных бомб, 15 истребителей «Харрикейн» и… полторы тысячи тонн форменных ботинок.

Конвои прибывали в Архангельск, Мурманск и Молотовск (ныне Северодвинск). Отсюда железной дорогой грузы доставляли вглубь страны. В связи с чем уполномоченный Наркомвнешторга СССР в Архангельске Герасимов ходатайствовал перед секретарем Архангельского обкома ВКП(б) Огородниковым о предоставлении англичанам комнаты с телефоном в портовой зоне и разрешении им обедать в столовой. Без резолюции начальника обкома кормить моряков, с риском для жизни доставлявших груз в голодный город, не решались.

С осени 1941-го СССР был присоединен к американской программе ленд-лиза.

Всего до 20 сентября 1945 года он получил только американских грузов на 11 с лишним миллиардов долларов. В пересчете на нынешний курс — почти на 160 миллиардов. Британцы же поставили вооружений еще на 308 млн фунтов стерлингов, а также продукты питания и сырье — еще на 120 млн фунтов.

Теоретически ленд-лиз был займом, однако на выходе СССР возместил США несоизмеримо меньше, нежели получил, — грузы, уничтоженные впоследствии в ходе боевых действий, оплате не подлежали. 

Лишь то, что не было уничтожено, после войны надо было или оплатить, или вернуть. Провести соответствующий закон через конгресс Рузвельту помогло сравнение: «Когда у вашего соседа горит дом и он просит у вас одолжить садовый шланг, чтобы тушить огонь, вы не спрашиваете, что будет, если шланг сгорит. Вы понимаете: не поможете соседу — может сгореть и ваш дом».

Британские поставки в начале войны были возмездными, за них платили золотом и валютой. Но только до 27 июня 1942 года. Затем и они стали бесплатными.

Правда, необходимость принимать помощь от идеологических противников у советских чиновников поначалу вызывала комплексы: в марте 1943 года американский посол Уильям Стэндли упрекнул советское руководство в замалчивании этой помощи: «Очевидно, они хотят уверить свой народ, что Красная армия сражается в этой войне одна». Впрочем, замолчать было трудно: помощь была слишком красноречива. «Катюши» собирали на базе «Студебеккеров», а маршал Жуков после войны говорил, что без американской листовой стали не было бы советских танков, без американского пороха — патронов. Правда, упоминал об этом лишь в приватном разговоре, перехваченном прослушкой и доложенном шефом КГБ Семичастным Хрущеву.

Ленд-лиз доставляли разными путями, из них арктическими конвоями — лишь 22,6%. Но именно этим путем доставлялось важнейшее вооружение: с Севера оно быстрее попадало на фронт.

Фото из архива

Фото из архива

Всего таких переходов было 78, разной степени риска. Зимой основную опасность караванам, шедшим как можно ближе к границе паковых — дрейфующих льдов, чтоб держаться дальше от побережья оккупированной гитлеровцами Норвегии, представляла погода. Летом, в полярный день — немецкая авиация и субмарины. Охотиться на конвои целенаправленно они стали с весны 1942 года, когда противник разуверился в идее быстрого взятия Мурманска. Самым трагичным стал июль сорок второго, когда из 36 судов каравана PQ-17 в конце похода осталось 11.

«Полуночное солнце»

…На севере Норвегии есть деревня Киберг. Маяк, залив, вечный холод, рыбацкие снасти, несколько домов. В 1992 году туда лично прибыл норвежский король. Чтобы просить прощения у деревенских жителей. Тех, кто выжил в войне и после нее, когда вместо наград за боевые заслуги ветеранов окружили презрением.

«Малая Москва» — так называют Киберг. Сотня ее жителей в годы войны приняла советскую присягу (они бежали в Советский Союз в 1940 году — во время гитлеровской оккупации Норвегии).

На голых скалах Финнмарка они наблюдали за перемещением немецких кораблей и отсылали радиограммы, спасавшие северные конвои.

В учебном лагере, организованном чекистами на реке Лавна, под Мурманском, новоявленных разведчиков наскоро подготовили и забросили в тыл врага. Месяцами они жили в пещерах, наблюдая за фьордами, рискуя и собой, и родными, доставлявшими им еду из деревень. Голод, холод, болезни и смерть.

Полярный день, которого так ждали измученные холодом партизаны, обернулся для них гибелью: под незаходящим солнцем Варангер-фьорда летом 1943-го гитлеровцы выжгли огнеметами каждую пещеру во фьорде. Казнены были и те, кто помогал диверсантам. Операция называлась «Полуночное солнце».

После войны выжившие партизаны дома, в Норвегии, превратились в изгоев.

Сотрудничество с советской разведкой стало клеймом. И лишь после извинений короля герои стали в глазах соседей героями.

Первые конвои шли в Архангельск, так как докеров и портовые краны из мурманского порта эвакуировали туда — вопреки риторике пропаганды советское руководство не верило, что Мурманск удастся отстоять. Между тем эксплуатировать архангельскую гавань можно было только летом, зимой Двину и горло Белого моря сковывает лед.

А вот мурманский порт — незамерзающий. В кратчайшие сроки возродил порт легендарный начальник Главсевморпути Иван Папанин. Он добыл для Мурманска аж шесть кранов и полторы тысячи рабочих из Рязани. И уже 11 января 1942 года первый конвой с грузом продовольствия смог зайти в Мурманск.

Конвои сделали Мурманск мишенью для авианалетов. С 1941 по 1944 год (год освобождения Норвегии) город пережил 792 авиационных налета, на него было сброшено 185 тысяч бомб. Основной целью был порт, от которого в случае детонации груза в трюмах английских транспортов не осталось бы ничего. Поэтому разгрузку не прекращали даже во время бомбежки.

В ночь на 4 апреля пять бомб попали в стоявший у причала пароход «Нью-Вестминстер Сити», в трюме которого оставалось 200 тонн боеприпасов. Судно охватил пожар, команда разбежалась, палуба раскалилась, и снаряды в трюме начали рваться. Тогда стивидор и двое грузчиков с берега начали тушить огонь. Через полчаса шланги удалось перебросить и с пожарного буксира, а через час пламя сбили.

Люди умирали вместе с судами: 13 человек с парохода «Ланкастер Касл», стоявшего под разгрузкой у причала, погибли в машинном отделении — бомба пробила палубу и взорвалась в нем.

Перевязывала раненых медсестра Наталья Телепнева, сама раненая, оказала первую помощь диспетчеру, а потом поднялась на горящий «Ланкастер Касл».

На окраине Мурманска есть старое кладбище, на котором похоронены конвойщики, погибшие во время бомбежек порта или скончавшиеся от ран в местных госпиталях. Моряки военного и торгового флотов, а также морские артиллеристы — такой полк был создан на британском флоте специально для охраны конвойных судов. Надписи на могильных камнях — на самых разных языках: в экипажах, доставляющих помощь в Советский Союз, были американцы, англичане, поляки, голландцы, малайцы, китайцы — люди со всего мира.

Матрос Ее Величества

Ветераны конвоев были, пожалуй, теми людьми, которые пробили брешь в железном занавесе намного раньше, чем он пал. Они продолжали поддерживать отношения с теми, ради кого гибли в штормовом море, а к ним питали искреннее уважение и любовь в Мурманске и Архангельске. Участники конвоев были первыми ветеранами союзнических войск, которые стали приезжать в Россию в памятные даты — как только это стало возможным. В 2005 году на празднование 60-летия Победы в Мурманск приехали со всего света и прошли в парадном строю 300 конвойщиков.

Организовало этот слет британское общество «Северная Россия», объединяющее ветеранов арктических баталий. Руководил им долгое время Питер Скиннер, кавалер ордена Британской империи. Простой матрос был отмечен королевой за то, что хранил память о погибших друзьях.

В составе одного из последних конвоев был транспорт «Томас Дональдсон». В марте 1945 года он следовал в Мурманск с грузом военной техники. Подлодки атаковали его у острова Кильдин, откуда буквально виден порт назначения.

Всего за историю арктических конвоев Британия потеряла 85 торговых судов и 16 боевых кораблей.

Измерение ленд-лиза

472 000 000 снарядов, 4 500 000 тонн продовольствия, 257 723 498 пуговиц…

  • 22 150 самолетов. Из них 5 тысяч истребителей P‑39 «Аэрокобра». Всего произведено 9,5 тысячи, то есть в СССР поставлено больше половины. Это один из лучших истребителей Второй мировой войны. Покрышкин с 1943 года летал на «Аэрокобре»
  • 12 700 танков
  • 1800 самоходных орудий (на 30 ноября 1944 года)
  • 7944 (по другим данным, 8218) зенитных орудий
  • 4912 противотанковых орудий
  • 135 000 пулеметов
  • 12 997 пистолетов
  • 3300 бронетранспортеров
  • 5500 артиллерийских тягачей
  • 8071 трактор
  • 375 833 грузовика (на 1 мая 1945 года машины, полученные по ленд-лизу, составляли 32,8% автопарка Красной армии)
  • 3 606 000 автопокрышек (по другим данным, 3 786 000) (43,1% от советского производства)
  • 51 000 джипов
  • 8000 тягачей
  • 32 200 мотоциклов (по другим данным, 35 170) (в 1,2 раза больше советского производства мотоциклов)
  • 472 000 000 снарядов
  • 281 военный корабль
  • 128 транспортных судов
  • 3 ледокола
  • 35 800 радиостанций
  • 9351 радиостанция для истребителей
  • 2 000 000 километров телефонного кабеля
  • 2 500 000 телефонов
  • 200 телефонных станций
  • 445 (по другим данным, 348) локаторов
  • 1981 паровоз (больше производства паровозов в СССР за 1941–1945 гг. в 2,4 раза)
  • 66 дизель-электровозов (больше, чем производил СССР, в 11 раз)
  • 11 075 вагонов (в 10 раз больше советского производства 1942–1945 гг.)
  • 622 100 тонн рельсов (56,5% от производства рельсов в СССР за 1941–1945 гг.)
  • 2 100 000 тонн нефтепродуктов
  • 628 400 тонн авиационного бензина
  • 732 300 тысяч тонн бензина светлых фракций (суммарные поставки авиабензина по ленд-лизу в 1,4 раза превышали советское производство)
  • 1 200 000 тонн химических и взрывчатых веществ
  • 127 000 тонн пороха
  • 903 000 детонаторов
  • 387 600 тысяч тонн меди (82,5% от советского производства меди во время войны)
  • 328 100 тонн алюминия (в 1,25 раза больше производства советского алюминия)
  • 2 800 000 тонн стали
  • 38 100 металлорежущих станков
  • 15 417 000 пар обуви
  • 1 541 590 одеял
  • 257 723 498 пуговиц

4 500 000 тонн продовольствия (по расчетам профессора М.Н.Супруна, пересчитавшего поставки продовольствия на калории, за счет зарубежного продовольствия можно было кормить 10-миллионную армию 1688 суток), в том числе:

  • 49 490 тонн пшеницы
  • 238 000 тонн мороженой говядины и свинины
  • 624 000 тонн сахара
  • 81 004 тонны сливочного масла
  • 307 тонн шоколада
  • 664 600 тонн мясных консервов (108% от общего производства консервов в СССР)
  • 331 066 литров спирта

Основные источники:

  • Стеттиниус Э. Ленд-лиз — оружие победы. Приложение. Роль ленд-лиза в Великой Отечественной войне 1941—1945
  • Рыжков Н.И., Куманев Г.А. Продовольственные и другие стратегические поставки Советскому Союзу по ленд-лизу 1941—1945 гг.
Фото: РИА Новости

Фото: РИА Новости

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow