Спекуляции на тему здоровья Кадырова начались в соцсетях в конце прошлого года и распространялись в основном сеткой чеченских телеграм-каналов, связанных между собой и администрируемых одними и теми же людьми. До поры до времени на эти слухи обращали внимание разве что украинские блогеры. Но в конце февраля — начале марта тема здоровья Кадырова внезапно стала топовой.
21 февраля Рамзан не появился в Москве на Федеральном послании Путина. 3 марта Владимир Путин неожиданно встретился со старшим сыном главы Чечни — 17-летним Ахматом. Причем сопровождал его не сам Кадыров, а советник президента РФ по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Из комментария самого главы Чечни, почему-то оставшегося в этот день в республике, можно было предположить, что встреча с Путиным была этаким оригинальным свадебным подарком (на следующий день Ахмат Кадыров действительно женился). На самой же встрече речь в основном шла об исторической роли деда и тезки Ахмата — бывшего муфтия независимой Ичкерии, перешедшего на сторону России, Ахмата-Хаджи Кадырова. Вот только упоминание об Ахмате-Хаджи в этом контексте вызвало у многих прямую ассоциацию с другой встречей Путина: в 2004 году, после убийства отца, молодой Рамзан приехал в Кремль. Спортивный костюм, в котором он прибыл на встречу с главой государства, навсегда врезался в историческую память России. Именно тогда и началась политическая карьера Кадырова.
Сын Рамзана Кадырова Ахмат на встрече с Владимиром Путиным, 3 марта 2023 г. Фото: телеграм-канал Рамзана Кадырова
Наблюдаем ли мы закат этой эпохи и передачу власти сыну-преемнику? Этим вопросом в марте 2023 года задались многие комментаторы. Анонимная заметка немецкого таблоида «Бильд» подлила масла в огонь, предложив публике версию о якобы больных почках Кадырова и прилетавшем в Грозный нефрологе из Абу-Даби, так как глава Чечни якобы не доверяет российским врачам. На этом основании блогеры-конспирологи предположили, что имело место отравление Кадырова российскими спецслужбами. Версию подхватили профессиональные медиа, причем сделали это настолько дружно, что 13 марта Рамзан Кадыров вынужден был, как говорится в том анекдоте: хоть чучелом, хоть тушкой, но прилететь в Москву на встречу с Владимиром Путиным.
После этой встречи Кадыров наконец первый раз прокомментировал слухи о своем здоровье: «Тем, кто тешит себя надеждой, что я неизлечимо болен: мне жаль вас огорчать».
Между прочим, версия об отравлении Кадырова имеет куда больше оснований, чем предположение о визите какого-то врача из Абу-Даби и совершенно неадекватный вывод немецкого таблоида о возможном недоверии Кадырова к российской медицине.
Спецоперации с боевыми отравляющими веществами, о которых мы много чего узнали после покушения на Алексея Навального, в Чечне практиковались как минимум с конца 90-х.
Можно смело утверждать, что во многом именно на чеченских боевиках спецотравители и набили руку.
Бывший сотрудник ГУ МВД по СКФО времен уже позабытого, но игравшего в свое время огромную роль на Кавказе генерала Еделева рассказывал мне о ликвидации членов одного чеченского джамаата ровно таким же способом, каким десятилетие спустя отравили Навального: через агента спецслужб боевикам была передана российская военная форма, обработанная ядом. Джамаат, включая самого агента, вымер почти в полном составе.
А спустя два месяца после того, как группа отравителей обработала «Новичком» гульфик трусов Навального, три человека из этой группы побывали и в Чечне. Они пробыли в Грозном с 1 по 5 ноября 2020 года (данные о геолокации телефонов и сведения о передвижениях этих людей опубликованы расследователями покушения на Алексея Навального). Цель их визита в республику так и осталась неясной.
Впрочем, все это не имеет к Кадырову никакого отношения, потому что он не чеченский боевик, не перебежчик из ФСБ и не оппозиционный политик. То есть не враг, не предатель и уж точно не политический конкурент Путина. Кадыров — полностью инкорпорированный в российскую систему политик. И его возможное выпадение из этой системы, тем более в такой сложный момент, — не смертельная, но весьма проблемная для Кремля ситуация.
Президент России Владимир Путин и глава Чечни Рамзан Кадыров (слева направо) во время встречи в Кремле, 13 марта 2023 г. Фото: Михаил Климентьев / пресс-служба президента РФ / ТАСС
Еще несколько лет назад источники «Новой газеты» в ближнем круге Кадырова заговорили о якобы серьезном заболевании, которое плохо поддается лечению, а в 30% случаев заканчивается летальным исходом. На протяжении нескольких лет состояние здоровья главы Чечни не давало видимых поводов для беспокойства, хотя он то набирал вес, то столь же стремительно худел. Регулярные обследования дважды в год, как и положено российскому чиновнику класса «А», Рамзан Кадыров проходил в Москве, в ЦКБ Управления делами президента РФ во время своих отпусков. Порой его отпуск затягивался дней на сорок, а иногда его можно было видеть на рабочих встречах с катетером для внутривенных инфузий на руке.
Но с июня прошлого года, утверждают наши источники, якобы произошли серьезные изменения.
Это заболевание является жизнеугрожающим, потому что может привести к недостаточности других органов, в первую очередь — почек и легких (отсюда тяжелейшая одышка). Болезнь эта сопровождается мучительными болевыми приступами, из-за которых человек не может спать. Не помогают даже сильные болеутоляющие, которые обычно прописывают онкобольным в терминальной стадии.
…Всего за полгода внешние проявления состояния чеченского главы стали более видимыми: Кадыров заметно снизил свою обычно высокую активность, хотя его аккаунты в соцсетях и микшировали этот момент.
Но самым явным признаком вероятного неблагополучия со здоровьем стало внезапное и активное вовлечение в управление республикой несовершеннолетних сыновей Рамзана.
С июня прошлого года ЧГТРК «Грозный» начал регулярно показывать в своих новостных сюжетах трех скучающих чеченских подростков: 16-летнего Ахмата, 15-летнего Адама и 14-летнего Зелимхана Кадыровых. Они присутствовали теперь на многочасовых совещаниях своего отца, обязательно сопровождали его в административных поездках по республике, встречались с федеральными политиками и чиновниками, которые зачастили в республику с начала военной операции в Украине.
С явной целью повысить узнаваемость Кадыровых-младших на федеральном уровне был организован их военный тур в зону боевых действий в Украину. Пока мальчиков снимали «в окопах на передовой» с оружием в руках и подгоняли им украинских военнопленных, старшая дочь Рамзана Айшат раздавала гуманитарную помощь жителям «ЛНР» и «ДНР».
Поначалу юных Кадыровых сопровождал и опекал их давний наставник, тренер и воспитатель — известный российский боксер и боец ММА Абдул-Керим Эдилов. В феврале прошлого года благодарный Рамзан Кадыров назначил гувернера своих детей вице-премьером правительства Чечни, курирующим спорт и молодежную политику.
Но на этой должности Эдилов пробыл недолго. В сентябре его от детей Кадырова резко отлучили, а в ноябре уволили «по собственному желанию» из правительства Чечни (одновременно был уволен с должности министра спорта и брат Эдилова — Валид). Причину немилости описывали как чеченские блогеры, так и профессиональные СМИ, предполагали, что она могла быть связана с наркотиками и ДТП, в котором погибли люди. Источники «Новой газеты» также подтвердили все детали той действительно скандальной истории. Ну а в декабре пришли новости о скоропостижной смерти 32-летнего спортсмена.
Но чеченские блогеры напрасно обвиняют в этой смерти Рамзана Кадырова: у Эдилова был острый конфликт с племянником главы Чечни — Хамзатом Кадыровым.
Оказывается, Эдилов дружил с теми же девушками, с которыми до этого тесно общался сам Хамзат. Абдул-Керим активно интересовался у них компроматом на племенника главы Чечни, тот об этом узнал, и Эдилова, который на тот момент уже полностью потерял протекцию главы Чечни, доставили для выяснения отношений в один из отделов чеченской полиции…
Говорят, когда Рамзан Кадыров узнал о смерти Эдилова, то впал в ярость, но в конце концов решил вопрос по чеченским понятиям. С семьей все загладили, брата Абдул-Керима — Валида Эдилова — вернули в ближний круг и назначили на высокую должность в аппарате главы Чечни.
Сыновья Кадырова в Донецке. Фото: телеграм-канал Дениса Пушилина
А у сыновей Кадырова, точнее, у старшего, Ахмата, тем временем появился новый куратор-воспитатель — советник президента России по вопросам климата Руслан Эдельгериев.
Советником президента Путина Руслан (в Чечне его все называют по второму — чеченскому имени — Абубакар) Эдельгериев стал в 2018 году, до этого он шесть лет возглавлял правительство ЧР. Своим продвижением как в республике, так и в Москве полностью обязан Рамзану Кадырову, чьим истинным амбассадором Эдельгериев на самом деле и является.
В сентябре прошлого года 11-классника Ахмата Кадырова назначили помощником главы Чечни, а затем объявили председателем еще даже не созданного на тот момент чеченского отделения российской организации молодежи и студентов «Движение первых» (автор идеи — В.В. Путин).
С осени же прошлого года Эдельгериев все чаще приезжает в республику, участвуя во многих встречах главы Чечни с федеральными политиками.
В этих встречах Эдельгериев сопровождает именно Ахмата Кадырова, инструктирует его и сглаживает неловкие моменты (то ли в силу застенчивости, то ли из-за проблем с дикцией сын Кадырова довольно косноязычно выражает свои мысли на русском языке).
Кроме того, именно Эдельгериев вывозит Ахмата в Москву и присутствует с ним на встречах уровня федеральных министров и их замов.
Собственно говоря, ничего неожиданного во встрече Владимира Путина с Русланом Эдельгериевым и Ахматом Кадыровым, состоявшейся 3 марта, нет. Это — итог упорного скоростного и фактически не прикрытого политического промоушена наследника Кадырова. Но если причина такого развития событий понятна, то цель — не очень.
Руслан Эдельгериев. Фото: Александр Рюмин / ТАСС
Глава Чечни не настолько наивен, чтобы действительно верить в то, что его 17-летний сын способен:
- получить и
- удержать власть в республике в ближайшем будущем.
Во-первых, ему не позволит это сделать юный возраст (и, стало быть, закон). Во-вторых, очень сомнительно, что Москва в случае вынужденной смены власти в республике снова воспроизведет уникальную для России модель управления регионом по принципу «государство в государстве».
Поэтому единственное здравое объяснение лобового продвижения Кадыровым своих детей на самый высокий уровень российской власти — это их защита. Доходчивая демонстрация всем заинтересованным лицам высочайших гарантий неприкосновенности семьи на случай самого плохого развития событий.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Ну а что же ждет Чеченскую Республику без Рамзана Кадырова?
Мне кажется, что тем, кто до сих пор грезит о независимости Чечни, надо смириться, что Ичкерия ушла в прошлое безвозвратно, превратившись в прекрасную, но мало приспособленную к реальности и потому несбыточную мечту. Никакого протестного политического потенциала как в самой Чечне, так и в чеченских диаспорах, разбросанных по свету, нет.
Что же касается кандидатуры следующего чеченского губернатора, то я бы посмотрела сначала не на персоналии, а на системные проблемы, которые предстоит решить, чтобы привести Чеченскую Республику к общенациональному знаменателю.
Айшат Кадырова в Мариуполе. Фото: ИА «Грозный-информ»
И первая из этих проблем — отсутствие какого-либо контроля за расходованием бюджетных средств.
На долю бюджетного сектора приходится суммарно более 40% валового республиканского продукта, а занято в этом секторе более трети экономически активного населения республики. То есть драйвером чеченской экономики является процесс выбивания и распределения федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов.
Но распределяются они так, что именно российский бюджет, который Рамзан Кадыров поэтично сравнил с Аллахом, является главным источником невероятных для других российских губернаторов возможностей главы Чечни.
Сам Кадыров хоть и пытается, но не может сдержать себя, чтобы лишний раз не ткнуть завистливому миру в лицо свои богатства. Так, он предпринял титанические усилия, чтобы никто не узнал, во сколько обошлась ему свадьба собственного сына, — но зато не удержался, чтобы не похвастаться ценой своего украденного в Чехии скакуна Зазу, который, по словам Кадырова, стоил «не менее 10 миллионов долларов».
Но в декларациях Кадырова вы упоминания о Зазу не найдете. До 2018 года декларации главы Чечни вообще не соответствовали его образу жизни (очень состоятельного человека).
И только с 2019 года декларируемые доходы Рамзана неожиданно резко выросли (с 7,5 млн рублей в 2018 году они подскочили до почти 143 млн рублей в 2019-м и до 381 млн — в 2020-м), а потом так же резко упали (до 26,5 млн рублей в 2021-м). Источник доходов в декларациях не указан, но из них становится ясно, что у Кадырова за все время правления республикой не появилось почти никаких новых активов. За одним и весьма показательным исключением: в 2018 году в декларации стал фигурировать участок земли, прилегающий к резиденции главы Чечни в центре Грозного. Собственно, этот участок изначально входил в план застройки резиденции как парковая зона. Но до 2018-го парком номинально владела чеченская кампания ООО «Грозный-Сити».
Это наглядный пример того, как на самом деле устроена чеченская экономика. А именно: по документам чеченскими активами, начиная от земли, на которой построены дома Кадырова и его ближайших соратников, и заканчивая девелоперским сектором республики, сотовой связью, продажей автомобилей, сельскохозяйственным бизнесом, ресторанными сетями, вывозом и переработкой мусора по всей республике, транспортными артериями, значительной частью чеченской нефти и многим другим владеет либо управляет, получая огромные госконтракты, достаточно узкий круг чеченских бизнесменов и менеджеров.
Их имена (например, Мовсади, Халид и Хожбауди Альвиевы, Юсуп Гудаев, Бай-Эли Эдильгиреев и др.) ничего не говорят широкой публике, хотя формально, на бумаге эти люди — уважаемые чеченские бизнесмены и управленцы. Но они нигде не светятся.
Мы с трудом смогли найти одно-единственное изображение знакового для чеченского бизнеса Мовсади (в Чечне его знают как Мовлади) Альвиева, которого называют главным девелопером Чечни и не только (у фирмы есть активы и в других регионах России). Его фирма ООО «Грозный-сити» управляет, то есть сдает в аренду, все небоскребы республики и чем только не занимается — расследования об активах ООО «Грозный-Сити» публиковались неоднократно и находятся в открытом доступе.
Братья Альвиевы Мовсади и Хожбауди — из Центороя, родового села Кадыровых, и дружили еще с отцом Рамзана Кадырова. Хожбауди всегда имел отношение к чеченской нефти и в трудные военные времена, говорят, даже пристроил на работу Кадырова-старшего. С 2007 года, когда Путин назначил Рамзана президентом Чечни, по 2018-й год Хожбауди Альвиев бессменно возглавлял «Чеченнефтехимпром» и вместе с Кадыровым боролся против Сечина и «Роснефти», лоббируя возвращение этого нефтяного актива в лоно республики (в 2018 году Путин своим указом наконец передал из федеральной собственности в республиканскую все 100% акций ОАО «Чеченнефтехимпром»).
Именно братья Альвиевы (авторы идеи создания одного из самых непрозрачных НКО России — Фонда им. Кадырова) сами в числе узкого круга близких знакомых и односельчан главы Чечни стали его соинвесторами и в итоге — вполне возможно, что номинальными, никому не известными владельцами либо управленцами большого количества чеченских бизнесов, с которыми публично ассоциируется Рамзан Кадыров.
На территории Российского университета спецназа в Гудермесе. Фото: Елена Афонина / ТАСС
Прекрасный пример — знаменитый теперь во всем мире Российский университет спецназа (РУС) в Гудермесе. Земля, на которой построен этот «университет», находится в аренде у бизнес-структур Мовсади Альвиева, он же является генеральным директором спортивно-тренировочного центра «Мастер». Владельцем «Мастера» значится бывший спецназовец ФСБ Алексей Чудан, он же — директор РУСа, зарегистрированного по документам как «спортивно-стрелковый клуб». Схема, когда бедный спецназовец ФСБ владеет фирмой, а один из самых богатых и самых близких к Кадырову бизнесменов Чечни является ее директором, типична для республики и вполне прозрачно намекает на истинного бенефициара этой блестящей бизнес-идеи.
За прошлый год «РУС» стал чуть ли не главной визитной карточкой Чечни, огромной личной гордостью Кадырова и символом того, как радикально изменился имидж чеченцев в России. Кто теперь посмеет назвать их террористами?
Но представим: Кадырова нет. Что произойдет со всеми этими и другими «неофициальными» активами? Перейдут к новому хозяину Чечни? Так просто?
Идем дальше. Большие непрозрачные финансовые потоки в Чечне проходят через три весьма банальные институции: отделение Пенсионного фонда России, отделения Фонда социального страхования и территориального Фонда обязательного медицинского страхования. Всеми этими фондами руководят люди, безусловно, преданные Кадырову, которых он назначил в самом начале своего правления, защищал и никогда ни при каких ЧП не менял. Почему? Вероятно, потому, что они знают все схемы и всех, кто кровно заинтересован в этих схемах в Москве.
А теперь представим, что Кадырова нет. Останутся ли эти люди на своих местах?
Есть у нынешней власти еще один важнейший внебюджетный источник финансов. Связан он напрямую с одной московской гостиницей — «Президент-Отель».
Именно там находится столичная база депутата Госдумы от Чечни Адама Делимханова, именно там целая команда прекрасных московских и чеченских юристов принимает решения, крайне болезненные для российских (и не только) бизнесменов.
Вице-премьер Чеченской Республики, депутат Госдумы РФ Адам Делимханов и глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров. Фото: Елена Афонина / ТАСС
А теперь представьте, что Кадырова нет. Где и, главное, как скоро окажется Адам Делимханов, невзирая на все свои госнаграды и золотые пистолеты, то и дело выпадающие из его карманов то в Дубае, то в коридорах Государственной думы?
Кстати, это еще один важнейший системный вопрос, который предстоит решить Кремлю в случае смены власти в Чечне. Связан он не столько с деньгами, сколько с фундаментальным принципом правления Кадырова, у которого были как минусы, так, оказывается, и свои плюсы.
Кадыров всегда правил чеченцами как единоличный хозяин. Только он мог их карать или миловать, защищать по всей России чеченских рейдеров, заказных убийц и одновременно — священные для мусульман писания, признанные российскими судами экстремистскими. Только Кадыров имел право отправлять чеченцев на войну или отменять мобилизацию в Чечне.
Собственно, прошлогодний конфликт с Министерством обороны возник у него как раз на этой почве: Кадыров просто-напросто не дал использовать чеченцев в Украине так, как рассказывают в многочисленных видео мобилизованные граждане со всей России.
И только чеченцы — вы заметили? — ни разу не пожаловались на то, что их бросают на «мясные штурмы», и не попросили помощи у своего грозного падишаха.
«Не хочу, чтобы враг разрушил Грозный»
За что на самом деле cражается Кадыров, который пожертвовал своей личной армией, чтобы чеченский народ «не получил ни одной повестки»
Глава Росгвардии Виктор Золотов и руководитель Чечни Рамзан Кадыров. Фото: Елена Афонина / ТАСС
А теперь представим: Кадырова нет. Как быстро чеченских мужиков отправят на украинский фронт? И сможет ли новый губернатор Чечни, как все эти годы Кадыров, регулярно вставать в позу бешеного быка, с которым связываться — себе дороже?
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68