Апокалипсис, назначенный наместником Киево-Печерской лавры на 29 марта, не состоялся. Несмотря на разрыв договора о пользовании лаврой с организацией Московского патриархата, ее выселение будет проходить поэтапно. Можно ли это считать гонениями на веру и как статус лавры влияет на украинскую государственность?
В новейшей истории Московской патриархии было несколько вех, которые кардинальным образом меняли ее путь и канонический статус.
- 1927 год — «декларация» митрополита Сергия о союзе с советской властью,
- 1943 год — решение Сталина о восстановлении церковных институций,
- 1988 год — тысячелетие Крещения Руси дало старт массовому открытию храмов…
- 2023 год…
Очередной вехой этой истории становится 2023 год, когда высшее руководство Украины решило изгнать Московский патриархат из центра национальной духовной идентичности — Киево-Печерской лавры. Но и в Москве считают лавру не менее значимым символом для русского православия и российского государства.
Во исполнение решения Совета национальной безопасности и обороны Украины национальный заповедник «Киево-Печерская лавра», который управляет государственным имуществом в лавре, разорвал с 29 марта договор о безвозмездном пользовании этим имуществом с монастырем Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП), находящимся в лавре с 1988 года.
Мировое православное сообщество застыло в ожидании: монахи остаются в лавре (хотя и вывозят потихоньку свои вещи) — решится ли власть на силовую акцию?
Нет, силовой акции не состоялось: монастырское начальство получило уведомление о передаче помещений и имущества в три этапа — процесс может растянуться на месяцы. Одновременно УПЦ МП обжаловала в суде решение о расторжении договора пользования — суд заявление принял…
Настоятель митрополит Лебедь в окружении братии перемещается по территории Киево-Печерской лавры и отбивается от журналистов. Кадр от 30 марта 2023 года
Нарушение прав человека?
На днях офис верховного комиссара ООН по правам человека признал, что «действия государства в отношении УПЦ могли быть дискриминационными». Имеются в виду многочисленные обыски в монастырях и храмах УПЦ МП в минувшем году после того, как вскрылись факты коллаборационизма клириков этой юрисдикции с российской властью. В защиту прав УПЦ МП выступили главы Антиохийского и Грузинского патриархатов, а также некоторые иерархи Сербской, Элладской, Болгарской и Чешской церквей. О своей всегдашней готовности выступить посредником заявил папа Франциск, который, по слухам, звонил Владимиру Зеленскому.
По понятным причинам российские СМИ «не заметили», что в ооновском докладе намного подробнее говорится о «насильном прекращении деятельности общин» верующих на контролируемых РФ территориях Харьковской, Запорожской и Херсонской областей.
На указанных территориях закрылись не только протестантские, но и греко-католические приходы.
Действующий монастырь на территории Киево-Печерской лавры дважды за минувшие сто лет закрывался атеистической властью: в 1930 и 1961 гг. Но сопоставлять нынешнюю ситуацию с «большевицкими гонениями на церковь» было бы большой натяжкой. Во-первых, украинская власть декларирует невмешательство во внутрицерковные дела и гарантирует сохранение в лавре монашеской жизни — пусть и в другой канонической юрисдикции. Во-вторых, процесс расторжения договора национального заповедника с религиозной организацией УПЦ МП растянут во времени и ведется с подчеркнутым соблюдением всех юридических формальностей.
Настоятель Киево-Печерской лавры митрополит Лебедь. Фото: Pavlo Gonchar / SOPA Images / ZUMA
Изгнание торгующих и поющих
В начале марта в той части лавры, которую занимает монастырь УПЦ МП, работала межведомственная комиссия, к участию в которой были приглашены и представители монастыря. Она выявила многочисленные нарушения условий охранного договора, которые, впрочем, ни для кого в Украине не были секретом. Прежде всего речь идет о новостройках, которые ни с кем не были согласованы, а производились скандально известным наместником лавры Павлом (Лебидем) под свою ответственность. Вот, видно, и наступило время эту ответственность понести.
Большинство новостроек, изрядно исказивших облик лавры, входящей, между прочим, в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, имело чисто коммерческий характер — это магазины, кафе, гостиницы, склады и мастерские.
УПЦ МП зарегистрировала на территории обители более 20 юридических лиц, которым здания сдавались в «субаренду». Любым попыткам музея навести какой-то порядок Павел оказывал отчаянное сопротивление, вплоть до магических проклятий: «До вечера умрете все — во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Многолетние хамство наместника, его ругань с журналистами и вызывающе роскошный образ жизни психологически подготовили украинское общество к выселению из лавры коммерсантов в рясах. Конечно, многие рядовые монахи, а тем более — прихожане, не причастны к этим нарушениям и скандалам, но они, как это часто бывает, оказались заложниками системных ошибок своего начальства. А главная из этих ошибок — конечно, не хамство и не бизнес. Это политическая позиция руководства УПЦ МП, превратившая лавру в главный оплот идеологии и субкультуры «русского мира» в Украине. Символично, что именно в лавре почти 10 лет назад Владимир Путин награждал российскими орденами верных Москве иерархов УПЦ МП, в том числе ее нынешнего предстоятеля митрополита Онуфрия (Березовского) и наместника лавры митрополита Павла (Лебидя).
Уже 29 марта, в день несостоявшегося изгнания, журналисты записали на территории лавры проповеди священников о том, что «Украина первая начала войну на Донбассе». Большинство монахов лавры так или иначе мечтает о монархии и Российской империи — из их келий при обысках СБУ была изъята соответствующая литература. Нынешние «гонения» начались после исполнения песни, прославляющей Россию, в одном из лаврских храмов 12 ноября прошлого года.
Фото: Sergei Chuzavkov / SOPA Images / ZUMA Press Wire / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Фатальные ошибки
Священноначалие УПЦ МП, воспитанное в рамках москвоцентризма, катастрофически не поспевало за изменением геополитической и военной ситуации: иерархи продолжают говорить о «братских православных народах» России и Украины. Когда прошлой весной Всеукраинский совет церквей призвал митрополита Онуфрия покаяться в двусмысленном отношении к присоединению Крыма и донбасскому сепаратизму, тот ответил молчанием. Эта линия поведения обозначилась еще в 2015-м, когда
на заседании в Верховной Раде только иерархи УПЦ МП не встали в ответ на призыв Петра Порошенко почтить погибших на Донбассе.
Когда Путин в Москве говорил о своем намерении вооруженным путем защитить «каноническую» церковь в Украине, руководители УПЦ МП в Киеве писали, что СВО спровоцирована провозглашением автокефалии ПЦУ тремя годами ранее.
В течение 2022 года УПЦ МП продолжала свою тактику сидения на двух стульях, пытаясь повышать градус хитрости в отношениях с украинскими властями. Собор этой церкви в Феофании 27 мая 2022 года принял новую редакцию устава церкви, из которого вроде бы вычищены все упоминания о подчинении Московской патриархии. Кроме одного: эта церковь существует на основе грамоты патриарха Алексия II 1990 года, которая декларирует ее «незалежність» (в духе времени), но даже не наделяет канонической автономией. Новая лукавая редакция устава официально не опубликована до сих пор — любая ассоциация с патриархом Кириллом, однозначно поддерживающим СВО опасна в воюющей стране.
За последний год в украинском обществе сложился консенсус относительно организаций, подобных Московской патриархии.
Даже клирики УПЦ МП периодически призывают свое руководство одуматься, полностью порвать с Москвой и пойти на переговоры с другими православными юрисдикциями.
Готовность активно «защищать» Московский патриархат в лавре проявили лишь несколько сотен человек, пришедших 29 марта на ее территорию. Это были в основном набожные пожилые женщины.
Социальный статус УПЦ МП в Украине парадоксален: номинально оставаясь самой крупной конфессией в стране (более 10 тысяч приходов), она стала маргинальной в идейно-политическом плане: призывы уйти из мира в молитвенный затвор, звучащие из уст ее предстоятеля, не гармонируют с происходящими событиями.
Монахи лавры в целом исполняют этот призыв своего священноначалия, активно вывозя вещи. Один только наместник Павел за последние две недели вывез несколько фур с личными вещами, в том числе с эксклюзивной мебелью. Запасной аэродром у него есть — элитный особняк в селе Вороньков под Киевом. В общем, пойти по пути лаврских мучеников 1920-х годов нынешние насельники лавры не планируют. Предстоятель УПЦ МП Онуфрий еще до СВО вывел свою резиденцию из лавры в более отдаленный от «центров принятия решений» и уютный монастырь в Феофании.
Чья лавра — того и Украина
Проблема статуса Киево-Печерской лавры, несмотря на справедливость тезисов о свободе совести и отделении церкви от государства, напрямую связана с украинской государственностью и украинской идентичностью. Другими словами — это не рядовой монастырь. Каноническая принадлежность лавры как бы посылает сигнал обществу о том, на какой духовный эталон ориентируется Украина, во всяком случае — ее верующая часть.
Если центр украинского православия ориентирован на московскую традицию, службы ведутся «з московською вимовою», а в проповедях говорят об идеале «православного царства», то неловкость испытывают и православные украинцы вне Московского патриархата. Происходит какая-то системная деформация образа православия в Украине, делающая его несовместимым с европейским выбором украинского народа. В условиях военных действий эта несовместимость особенно заметна.
Попытки руководства УПЦ МП «маневрировать» в столь нестандартной ситуации вызывают возмущение не только патриотов Украины. В российских «патриотических» блогах звучат не менее жесткие обвинения в адрес Онуфрия и его «клики». Близкий к патриарху Кириллу блогер о. Георгий Максимов обвиняет митрополитов УПЦ МП в том, что они «упрашивают гонителя выслушать заверения в искренней преданности… После всего, что они сделали, Бог их просьбы не услышит». Совсем прямолинейно высказался кумир радикалов Игорь Гиркин (Стрелков):
«Я категорически ЗА выселение ЭТИХ [из лавры]. В борьбе русского народа против врагов его и Божьих ЭТИ (включая всех архиереев) предпочли отсидеться в привычном комфорте. Пришло время расплаты и окончательного выбора».
Митрополит Киевский Онуфрий. Фото: Анна Марченко / ТАСС
…На заре «церковного возрождения» в условиях распада СССР в церкви возникла дискуссия о «сергианстве» — политике безоговорочного подчинения церковного руководства любой мирской власти. Последствия того, что эта дискуссия не была доведена до конца, мы пожинаем сейчас в Украине.
«Сергианская» идеология вошла здесь в клинч сама с собой: стремление служить власти, казавшейся более сильной, «имперской», привело к конфликту с властью собственной страны, смысл существования которой окончательно прояснили суровые военные испытания. В такой беспрецедентной ситуации модель, которая вроде бы «спасала» РПЦ в течение столетия, не работает, ставит церковную структуру в безвыходное положение. А ведь еще царь и пророк Давид предупреждал: «Не надейтесь ни на князей, ни на сынов человеческих, в коих нет спасения» (Псалом 145:3).
Изгнание Московского патриархата — это первый шаг в направлении полного закрытия проекта «Сергианство» и возможного демонтажа московской церковной империи.
Идущий на наших глазах распад международной структуры Московского патриархата — предвестник более глобальных процес сов.
Пока писался этот текст, первые представители братии Киево-Печерской лавры начали заявлять о переходе из УПЦ МП в ПЦУ. Одним из таких представителей стал член духовного собора лавры архимандрит Авраамий (Лотиш). Глава ПЦУ митрополит Епифаний назначил его новым наместником лавры, после чего архимандрит Авраамий призвал монахов не покидать лавру, а переходить в подчинение новому наместнику.
P.S.
Наутро 30 марта митрополит Павел пригрозил президенту Зеленскому и его родственникам болезнями и всякими неприятностями, а монахи и прихожанки не пустили госкомиссию составить акт приема-передачи первых монастырских корпусов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68