На минувшей неделе поступило сообщение минюста США об аресте двух жителей Канзаса, обвиняемых в незаконном вывозе авионики и другого электронного оборудования в Россию. К суду привлечены владелец компании «КанРас Трейдинг Сомпани» 59-летний Сайрил Грегори Буяновский, проживающий в Лоренсе, и его 55-летний партнер Дуглас Робертсон, летчик гражданской авиации, живущий в Олейти.
Оба — американские граждане, причем Буяновский, согласно судебным документам, не от рождения, а через натурализацию. В обвинительном заключении указывается, что он также известен как Кирилл, поэтому речь, видимо, идет о советском эмигранте. Там же говорится, что в прошлом он работал инженером на заводе по производству авионики.
16 января Буяновский, по данным следствия, обратился с письмом к соседям по своему микрорайону Плезант-Хилл, в котором он проживает с 2018 года.
«политические события последнего года заставили меня пересмотреть поприще, на котором я работал. Более 20 лет я жил за счет экспорта запчастей для авиации, но сейчас я не в состоянии поставлять их своим клиентам из-за (…) в Украине. Так что когда я наткнулся в аэропорту Канзас-Сити на бывшего коллегу, он любезно ввел меня в малопонятный для непосвященных мир медицинского страхования и помог мне открыть дело в этой области. Сообщите мне, нуждаетесь ли вы в наших услугах».
Новое дело, которое рекламировал Буяновский в письме к соседям, называлось Truly Affordable Health Insurance — Lawrence («Реально доступная медстраховка — Лоренс»). Неясно, как шли дела у его нового начинания, но ясно, что старое — «КанРас» — накрылось медным тазом: Буянского и Робертсона арестовали в прошлый четверг, а уже в пятницу я не смог зайти на сайт их «KanRus Trading Company Inc.». В сети остались лишь обидные комментарии вроде «Предатели!».
Уголовные дела о незаконном вывозе технологий в Россию (Иран, Китай и т.д.) открываются в США регулярно и, как правило, однообразны, но в деле наших героев присутствует одна колоритная деталь, которая мне прежде не попадалась.
«КонРас» не только поставляла четырем российским фирмам запчасти и авионику, но и получала от них оборудование, которое требовалось отремонтировать в США.
Между ноябрем 2020 и февралем 2021 года она получила из России оборудование, в том числе процессор под названием TPU, на котором красовалась наклейка ФСБ.
Робертсон спешно написал заказчику в Москву: «На TPU стикер ФСБ!!!». «Насчет стикера интересно, вы можете отклеить его и потом снова прилепить сзади?» — флегматично ответил заказчик.
По утверждению федеральной прокуратуры Канзаса, обвиняемые лгали в накладных, в какую страну экспортируется электроника, кто является ее конечным пользователем, и какова ее стоимость. Они якобы пересылали товар через третьи страны, такие как Германия, ОАЭ, Кипр и Армения, и получали оплату переводами из банков ОАЭ, Кипра, России и Армении. Обвиняемые якобы пытались скрыть свои противоправные действия, кодируя свои имейлы.
Предъявленные им обвинения включают преступный сговор (до 5 лет тюрьмы), экспорт лицензионых товаров без лицензии (до 20 лет за каждый эпизод), фальцифицирование или непредъявление документации по экспорту электроники (до 5 лет за каждый эпизод) и контрабанда (до 10 лет за каждый эпизод).
Хотя Буяновский уверял соседей, что прекратил поставки авионики в Россию после начала спецоперации, прокуроры утверждают, что он продолжил отправлять электронику в Россию и после этого, равно как и после введения дополнительных американских ограничений на ее вывоз, не утруждая себя ходатайствами в минторг США о выдаче сответствующих лицензий.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Транспондер КТ-74. Фото: соцсети
Дополнительные («украинские») ограничения были введены 24 февраля прошлого года. За несколько дней до этого, 7 февраля, Буяновский получил из Москвы заказ приобрести в США транспондеры КТ-74 производства HoneywellBendixKing и отправить их в Россию. Буяновский получил товар от американской фирмы, а москвич его оплатил.
Сперва он купил 4 транспондера, а 18 февраля перевел деньги еще за четыре.
28 февраля, то есть через 4 дня после начала боевых действий, Робертсон сделал попытку отправить в Россию все 8 транспондеров, но в этом не преуспел. Власти притормозили груз и известили отправителя, что для экспорта КТ-74 в РФ теперь требуется лицензия.
Это незадача, казалось бы, явилась однозначным сигналом, но прокуроры уверяют, что герои уголовного дела не угомонились и продолжали в том же духе. Например, 9 июня прошлого года из некой армянской компании написали Буяновскому и спросили, почем он может поставить ей 8 транспондеров КТ-74. Это были изделия той же модели, что транспондеры, которые Робертсон и Буяновский безуспешно пытались отправить в Москву в феврале.
16 июня Робертсон отправил 8 транспондеров в Ереван. 28 июня армянская компания переслала транспондеры из Еревана в Москву. По словам прокуроров, Буяновский и Робертсон так и не запросили у министерства торговли США положенной лицензии на реэкспорт в Россию этих изделий, официально называющихся по-русски самолетными радиолокационными ответчиками, которые автоматически передают информацию в ответ на запросы с земли.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68