Евгений Казаченко и Алексей Игнатов приговорены к 8,5 и 6 годам лишения свободы соответственно с отбыванием наказания в колонии строгого режима, сообщает пресс-служба судов Петербурга. Кроме того, подсудимые будут обязаны возместить 1 миллион 925 тысяч рублей, похищенные ими у 16 человек.
В начале марта 2021 года в квартире 81-летней петербурженки раздался телефонный звонок. Очень тихий мужской голос назвал женщину мамой и сообщил, что находится в медицинском изоляторе, так как заболел ковидом.
— Женя, это ты? — спросила старушка.
— Я это, мама, — по-прежнему очень тихо ответил звонивший. — Здесь нельзя никому звонить, поэтому долго говорить не могу. К тебе подойдет парень, зовут Миша, дай ему 10 тысяч рублей. Мне на лекарства надо.
Через некоторое время в дверь позвонил молодой человек и сказал, что он Миша от Жени. Женщина пригласила гостя в квартиру, долго расспрашивала про сына: в какой он больнице, каковы шансы на выздоровление.
«Миша» (по версии следствия, это был Игнатов) на большинство вопросов отвечал расплывчато, но 10 тысяч получил. После чего «сын Женя» звонил еще два раза, попросив соответственно 30 тысяч и 145 тысяч рублей.
— Когда я сталкиваюсь с подобными преступлениями, меня просто бесит поведение наших пенсионеров, — признался Максим Р., дознаватель одного из районных УВД Петербурга. — Ну чего стоило той бабушке просто позвонить сыну, чей телефон в ее сотовом на быстром наборе под номером один? Так нет, она не любит эти новые телефоны и вообще считает их вредными. Потому и не звонила. И так почти во всех случаях: жертвы телефонных мошенников страдают только из-за того, что по каким-то причинам не хотят звонить своим родственникам и уточнять информацию.
Подобным образом преступники выманили деньги еще у 15 пенсионеров. Причем в половине случаев у жертв не оказывалось при себе наличных, и воры предлагали перевести деньги с помощью мобильных приложений, получая таким образом данные банковских карт, с которых просто крали деньги.
Как выяснило следствие, неоднократно судимый Казаченко, который и придумал схему с «лечением ковида», потенциальных жертв находил в базе данных «Население Петербурга — 2012» программного обеспечения фирмы «Кронос». Эта фирма позиционирует себя как создатель продукта для эффективной работы с огромным массивом информации из различных баз данных. Каким образом в распоряжении этой фирмы оказываются персональные данные миллионов россиян?
Фото: Ведомости / ТАСС
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
— Телефонных мошенников можно сильно ограничить, привлекая к ответственности те фирмы, у которых они получают сведения о своих жертвах, — считает адвокат Александр Леонтьев. — Не секрет, что все структуры, работающие в области социологии, политологии, оценки общественного мнения, агрессивного маркетинга (не говоря уж об МВД, налоговой инспекции, Пенсионном фонде и отделах соцзащиты) имеют базы данных, в которых есть полные сведения о возрасте, месте проживания, составе семьи чуть ли 80% россиян. Если эти сведения приравнять к государственной тайне и за торговлю ими наказывать соответственно, то, вполне возможно, у телефонных мошенников не будет персонифицированной информации, которая так подкупает пожилых людей.
Но в последнее время преступники придумывают новые способы сбора информации на потенциальных жертв. На днях в одном из районных судов Петербурга рассматривался иск гражданина С.
Истец утверждал, что интернет-компания, специализирующаяся на доставке продуктов питания, предоставила его персональные данные (ФИО, номер телефона, домашний адрес и состав семьи) телефонным мошенникам.
Мужчина оказался юридически подкован, и когда ему позвонили, чтобы выяснить данные его банковской карты, сумел в свою очередь получить у звонившего информацию о том, откуда у звонившего не только его номер телефона, но и другие личные данные. Оказалось, что начинающий мошенник (опытный моментально прервал бы общение) почерпнул свои сведения в кол-центре фирмы по доставке еды, в которой проработал всего неделю, но зато скачал всю клиентскую базу.
Во время судебного следствия выяснилось, что подобные компании действительно составляют собственную базу клиентов, куда заносят персональные данные покупателей.
— Российское законодательство в сфере защиты персональных данных требует серьезной корректировки, — говорит Леонтьев. — Сейчас привлечь к ответственности того же разносчика пиццы, который узнал адрес и телефон гражданина С., а затем сообщил эти сведения своему другу, практически невозможно. Не говоря уж о клиентских базах различных интернет-магазинов и стартапов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68