Евгений Пригожин признал-таки 14 февраля, что создал «Агентство интернет-исследований», известное как «фабрика троллей», и длительное время управлял им. Вряд ли кто-то столько исследовал деятельность этого центра пропаганды, как «Новая газета», и редакция могла бы с удовлетворением констатировать правоту своих публикаций, сделанных еще в те дни, когда основатель ЧВК «Вагнер» руководил этим центром на конспиративной основе. Но тут акцент стоит сделать на другом: дело в том, что это публичное признание наряду с другими событиями можно представить как
очередной шаг в осуществлении масштабного политического проекта — правопопулистской «партии Пригожина».
Проекта, который начинает оформляться как раз к началу вероятного болезненного процесса «транзита власти».
Здесь стоит напомнить, что за четыре с половиной месяца до признания в создании «Агентства интернет-исследований» Пригожин так же открыто признал, что является основателем ЧВК «Вагнер». Хотя всего за три недели до этого суд по его иску признал этот факт недостоверным в процессе против Алексея Венедиктова*.
Выходить из тени на поляну активной публичной политики господин Пригожин начал с самого начала специальной военной операции. Эта новая его роль все явственней проступала по мере того, как на фронте приобретала вес ЧВК «Вагнер». Удивительный гибрид с чертами латиноамериканских парамилитарных формирований, наемников а-ля Боб Денар и советского спецназа разросся до внушительного соединения в несколько десятков тысяч бойцов всех военно-учетных специальностей.
Гости открытия «Вагнер Центра» в Петербурге. Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
Денежное содержание в ЧВК на 20% выше армейского, система боевого управления скорее напоминает американскую армию (есть там и уникальный орган — Совет командиров), есть своя артиллерия, танки, авиация, награды и даже собственный «обменный фонд» украинских военнопленных. В отсутствие Дисциплинарного устава ВС РФ дисциплина в организации поддерживается мощным корпоративным духом: слухи о расправах над провинившимися — под стать репутации основателя.
Среди блогеров из числа русских националистов уже ходят идеи о том, что ЧВК «Вагнер» — прообраз будущей реформированной армии России, сродни полкам «иноземного строя» до Петра I.
Боевая эффективность наемников (назвать их по-другому в отсутствие закона о ЧВК нельзя) оценивается по-разному, но в целом высоко. И конкретные результаты позволили Евгению Пригожину вступить в политическое противоборство с Министерством обороны.
После сентябрьского конфуза в Харьковской области второй после Пригожина руководитель собственной мини-армии (из земляков) Рамзан Кадыров потребовал отправить на фронт половину сидящих в тылу силовиков. Через двое суток на странице «Конкорд» сети «ВКонтакте» его поддержал основатель «Вагнера»: «…среди тех, кого стоит призвать на защиту родины раньше остальных, бизнесмен назвал представителей силовых ведомств и государственных структур».
Евгений Пригожин и Рамзан Кадыров. Фото: соцсети
Кстати, эти схожие по ментальности авторитетные люди нередко стали выступать дуэтом.
Это был не первый случай критики МО Пригожиным. Вот так он сравнил свое воинство и армию:
Евгений Пригожин:
«В ЧВК «Вагнер» все равны. Все друг друга слушают. Каждый солдат снизу может достучаться до верхнего эшелона. Поэтому я рядом с ними, вместе с ними лазаю по окопам и понимаю то, что им необходимо. Если сегодня было бы три-пять «ЧВК «Вагнер» на разных направлениях, я думаю, мы бы уже в Днепре носки полоскали».
Дальнейшие события на Украине резко обострили уровень полемики. Это была уже открытая политическая борьба. Первого октября Кадыров обрушился с резкой критикой на начальника Генштаба Герасимова и его протеже генерала Лапина. И Пригожин в тот же день присоединился к этой медийной атаке:
«Экспрессивное заявление Кадырова, конечно, совсем не в моем стиле. Но могу сказать: "Рамзан, красавчик, жги". Всех этих ушлепков — с автоматами босыми на фронт».
Цитата по сообщению пресс-службы компании «Конкорд».
Надо признать, что никто еще не смел в России называть «ушлепками» генералов верхушки МО. Укорота не последовало.
Напротив, 5 октября Путин лично поздравил Кадырова с присвоением звания генерал-полковника. А 29-го пришли новости об отстранении Лапина от командования группировкой «Центр».
С этого времени официальный представитель МО генерал Конашенков старается вообще не упоминать ЧВК «Вагнер», хотя при отдельных несомненных успехах наемников на фронте делать это все труднее. Вот так он объявил о взятии Соледара: «Комплекс реализованных российской группировкой войск мероприятий обеспечил успешные наступательные действия штурмовых отрядов по освобождению Соледара».
Тут ни слова о тех, кто, собственно, и брал укрепрайон. Вскоре — как бы в пику — было обнародовано заявление Пригожина:
«Еще раз хочу подчеркнуть, что в штурме Соледара не участвовали никакие подразделения, кроме бойцов ЧВК «Вагнер».
Для верности текст сопроводили его фото с бойцами в захваченной соляной шахте.
Поход испытанного PR-бойца против высших армейских офицеров продолжился. Когда генералы из Госдумы — Соболев и Заварзин — потребовали принудить фронтовиков брить бороды и сдать мобильные телефоны, ответ золотопогонным депутатам был умышленно оскорбительным:
«…кучка клоунов пытается научить изнуренных тяжелым военным трудом бойцов, сколько раз им бриться»
Цитата по сообщению пресс-службы компании «Конкорд».
Прощание с бойцом «ЧВК Вагнера» в Волгограде. Фото: Артем Краснов / Коммерсантъ
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Впрочем, эта борьба, переставшая быть подковерной, идет с переменным успехом. Евгений Пригожин тоже понес аппаратные поражения. Ему запрещен отныне набор добровольцев в тюрьмах (Минобороны не запрещен). Появились и сигналы о том, что в регионах погибшим в рядах ЧВК заключенным при ранениях и наградах отказывают в воинском погребении.
Но если политический ледокол Пригожина — ЧВК «Вагнер» — возьмет Бахмут, военная группировка при кремлевском дворе понесет поражение вместе с ВСУ.
Что же означают последовательные откровения Евгения Пригожина?
На мой взгляд, Евгений Пригожин строит прообраз политического движения и заявляет себя как его лидер, имеющий все шансы добиться признания. Как человек, открыто выражающий свои симпатии, взгляды, в которых явственно сквозит «образ будущего» России — того образа, который складывается в сознании обывателя.
Такой лидер не может быть тайным руководителем конторы пропагандистов или отряда авантюристов в африканских дебрях. Почувствуйте замах:
«Из загородных клубов, из 500-метровых кабинетов, во время омолаживающего или любого другого косметического массажа солдатами на войне управлять невозможно».
Это популизм, который найдет отклик у самой благодарной аудитории времен военного конфликта — правой, консервативной, националистической.
«С вами огромное количество генералов, полковников, комдивов, комбригов, которые прекрасно это понимают. И если мы прекратим на сегодняшний день в воинских формированиях лизоблюдство, чрезмерное почитание и другие негативные факторы, которые сегодня влияют на ход боевых действий, то наша эффективность вырастет в разы. Нам нужно сдувать уже всевозможные пузыри, надутые со всех сторон, как щеки ящерицы».
Надутые щеки тропической ящерицы — меткий образ современного государства. Пригожин умеет говорить доходчивым, простым и точным языком. Но это уже не язык улицы, это язык политики.
Выставка «Добровольцы» в «Вагнер Центре». Фото: Алексей Смагин / Коммерсантъ
В стране, где четверть века над умами простонародья царствовал Жириновский с его образным и как бы народным языком, в расчете на ту же публику набирает политическую силу человек, претендующий на воинскую доблесть, полководческий и организаторский талант. На его стороне — память о летчиках ЧВК «Вагнер» Антонове и Никишине, направивших под Бахмутом горящий Су-24 на бронетанковую колонну ВСУ с криком в эфире «Встречайте, суки, папу!»
«Если моя жизнь оборвется, я ни о чем не жалею» — эти слова погибшего 15 февраля фаната клуба «Зенит» будут жить в политике долго, ведь в СВО участвуют целые подразделения, составленные исключительно из футбольных фанатов. Это готовая мощная группа поддержки.
И тот, кто будет эксплуатировать такие образы, получит огромную фору в период транзита власти. И не Рогозину с мелким осколком в спине, полученным за ресторанным столиком, претендовать на поддержку этих людей.
В свое время в Министерство обороны РФ поступил проект организации горизонтальных связей между военнослужащими на базе социальной сети (любой). Он предполагал создание личных страниц военнослужащих в зашифрованном пространстве с жестким контролем над контентом: боевые приказы, взыскания, поощрения, вещевое довольствие, мгновенный вызов военного прокурора, письмо военному психологу, аварийная кнопка для случаев неуставных отношений, личные фото, персональные данные, привязанная банковская карта с денежным довольствием, переписка с друзьями, любимая музыка и т.д. Ну а после увольнения в запас солдаты получали бы эти страницы в личное пользование на память, не прерывая переписки с однополчанами.
В дальнейшем в таких сетях размещались бы объявления, вызовы на сборы, сообщения о памятных мероприятиях, призывы жертвовать нуждающимся — они объединяли ветеранское движение и вызывали запасников в указанные места в случае чрезвычайного положения. Ведомство Сергея Шойгу не заинтересовалось. Я полагаю, что собаку съевший на IT-технологиях Евгений Пригожин не пройдет мимо таких идей. Да и не только этих — последнее, в чем его можно упрекнуть, так это в отсутствии креативности.
«Вагнер Центр» в Петербурге. Фото: Александр Чиженок / Коммерсантъ
В ноябре в Санкт-Петербурге состоялось открытие «ЧВК Вагнер Центра». Похоже, что строится целая инфраструктура будущего политического движения
с готовым пропагандистским и силовым аппаратом, со своей медийной империей, с финансовой подпиткой группы бизнес-компаний, имеющих доступ к госконтрактам.
Пока Пригожин явно об этом не говорит. Только он и от самого ЧВК с «фабрикой троллей» совсем еще недавно отказывался.
И эта политическая игра — вдолгую.
Главная загадка для всех социологов и политологов на ближайшее время:
что за люди вернутся в Россию после окончания спецоперации, чем бы она ни закончилась?
Одномоментно в общественной жизни окажутся полмиллиона самостоятельных, решительных, видавших виды молодых людей. Какое будущее они изберут?
Скорее всего, это будут крайне консервативно настроенные избиратели, склонные видеть спасение если не в насилии, то в жесткой руке и единоначалии. Я был бы рад ошибиться. Но демократам и их весьма разобщенной аудитории между дискуссиями с переходом на личности о лучшем будущем стоит все-таки обратить внимание на тех, у кого шансов на доминирование в российском обществе образца 2023 года много больше.
И есть люди, которые легко могут стать своими для той части населения, что поддерживает военные действия, и уж тем более для тех, кто в них участвовал. Евгений Пригожин — один из них. Он сформулировал образ коллективного бессознательного своего будущего электората так:
«Если одна деревня пошла биться с другой, а ты в это время парился в бане, бери половник и иди вместе с остальными».
* Внесен Минюстом РФ в список иноагентов.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68