До свидания, мальчики. Судьбы, стихи и письма молодых поэтов, погибших во время Великой Отечественной войны / Составление, биографические очерки, подготовка текстов, примечания, комментарии, предисловие Д.Г. Шеварова. — М.: АНО Центр «Никея», 2022 (Серия «Русское пространство»)
Память о той войне важна всегда, но появление такой книги именно сейчас и знаково, и загадочно, и зловеще. Почему книга-памятник объемом почти 700 страниц была готова еще два года назад, но увидела свет в нынешнее время? Есть ли в этом уже привычная попытка сакрализовать войну, или намерения издателей иные?
Книга-реквием рассказывает о 36 юных (от 19 до 29 лет) поэтах, погибших в четыре страшных военных года. Их биографии сопровождают стихи, письма мамам, женам, родным и друзьям, фото. А еще в книге есть Помянник — наиболее полный свод биографий погибших на той войне поэтов, числом 137 человек.
Борис Смоленский. Фото: википедия
Интересна их этническая принадлежность: в большинстве своем это славяне — русские, белорусы, украинцы. Есть признанный классик литературы коми Ананий Размыслов, осетины Мурат Елекоев и Мухарбек Кочисов, грузин Мирза Геловани, чех Ариан Тихачек, как минимум девять евреев. Вот замечательное стихотворение одного из них — Бориса Смоленского, погибшего в 20 лет под Медвежьегорском:
В эту ночь
Даже небо ниже
И к земле придавило ели,
И я рвусь
Через ветер постылый,
Через лет буреломный навет.
Я когда-то повешен в Париже,
Я застрелен на двух дуэлях,
Я пробил себе сердце навылет,
Задохнулся астмой в Москве.
Я деревья ломаю с треском:
— Погоди, я еще не умер!
Рано радоваться, не веришь?
Я сквозь время иду напролом!
В эту ночь я зачем-то Крейслер,
В эту ночь я снова безумен,
В эту ночь я затравленным зверем
Раздираю ночной бурелом.
В его короткой биографии, сообщает автор-составитель книги, есть такой впечатляющий факт: когда Борису было 18 лет, он взял на воспитание маленького мальчика, у которого погибли родители. По-хорошему, таких героических отцов-одиночек не должны призывать в армию, но когда в военных условиях что-то делалось по-хорошему?
Поэты военного времени — люди, тонко чувствующие и остро мыслящие — недоверчиво воспринимали расхожие штампы советской пропаганды. Или прозревали будущее гораздо раньше советского официоза. Разносторонне одаренный Василий Кубанев «войну предчувствовал, как никто другой. Провинциальный юноша, родившийся в курском селе Орехово, живший в Мичуринске и учительствовавший на воронежском хуторе Губаревка, оказался проницательнее многих писателей, генералов и самого «вождя народов». В сентябре 1939 года он уже был уверен, что вскорости СССР придется воевать с Германией, и «его осведомленность в мировой и внутренней политике кажется невероятной», пишет Дмитрий Шеваров.
Василий Кубанев. Фото: соцсети
Василий был верующим человеком. «Мне во что бы то ни стало необходимо сблизиться с каким-нибудь священником, — пишет он. — А ты знаешь, как это опасно: если об этом узнают в школе, то мне не миновать исключения». Он включил Ветхий и Новый Заветы в составленный им список «Сто лучших книг о человеке». И не доверял пропаганде: «Вчера я был в кино, смотрел «Александр Невский». Картина потрясла меня и — возмутила! Возмутила претенциозность и ее лубочность, никак непростительная для такого замечательного режиссера, как Эйзенштейн. Вчера вечером я написал Эйзенштейну огромное письмо… Но сегодня утром, прочтя еще раз это письмо, я вдруг ощутил, как жалок мой голос в реве похвал, который поднимается вокруг «Ал. Невского»… Патриотические картины нужны, ибо нашей стране все больше и больше грозит опасность, но разве такими должны быть патриотические картины?»
«…А кончится битва —
Солдат не судите чужих.
Прошу, передайте:
Я с ними боролся за них», —
написал в 1940 году Василий Кубанев.
Павел Коган. Фото: stihi.ru
Лейтенант Павел Коган, погибший 23 сентября 1942 года на сопке Сахарная Голова под Новороссийском. Его прекрасно характеризует автор сборника: «Павел и его друзья, в отличие от предыдущего поколения, не верили в то, что насилием можно сделать мир справедливее и добрее. Да, они готовились воевать, но не за абстрактные идеи, а за родину, за маму, за невесту». Показательна такая история из детства: «В своей неоконченной поэме он вспоминает, как в детском саду воспитательница давала малышам урок ненависти: сказала, что куклы — это буржуи, и раздала детям палки.
Сначала кукол били чинно
И тех не били, кто упал,
Но пафос бойни беспричинной
Уже под сердце подступал…
Павел бить кукол отказался, палку отбросил и заплакал. Воспитательница назвала его «лживым эгоистом», «испорченным ребенком» и «буржуазным гуманистом». Напоминает некоторые сцены из современной жизни?
Николай Копыльцов. Фото: lit-museum.ru
Эти поэты сражались не только за родину и против внешнего агрессора, но и против античеловеческого, людоедского советского строя. Злободневны строки искреннего возмущения против госцензуры 22-летнего Николая Копыльцова, смертельно раненного в бою за Синявинские высоты осенью 1942 года. На антологии «Первые песни вождю» (1926) он еще 13-летним мальчишкой написал карандашом: «Почему же здесь нет Есенина? Ведь он тоже воспел Ильича. И, без всякого сомнения, не хуже напечатанного здесь мужика-вятича. Может быть, он был не искренен? Нет, Есенин — искренний поэт, он не пишет о том, что чуждо его душе. Нет и три раза нет. Он попал под пяту эпохи, и она раздавила его». Как раздавила и самого Николая Копыльцова…
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68
Мурат Елекоев. Фото: ossetians.com
Погибший в 19 лет Мурат Елекоев проявил непреклонный горский характер. В письме руководителю местного издательства он настаивал: «Я хочу сказать вам по поводу моего стихотворения. Оно, как я вижу, некоторым не нравится. Но я решил его не переделывать на старый лад. Г. и К. склонны уважать фальшивый ура-патриотизм. Но в стихах это настолько избито и изъезжено, что надоело до невозможности. В данном стихотворении я славлю два слова «Жизнь» и «Человек», и здесь ни при чем патриотизм. О патриотизме я могу написать в другом стихотворении».
В 1944 году в свои 24 года погиб поэт Дмитрий Удинцев. Человек старорусской, дореволюционной благородной породы — потомок Д.Н. Мамина-Сибиряка, православный, одаренный и высококультурный. Прадеды его были священниками. Дмитрий Шеваров пишет: «Можно только гадать о том, кем бы стал Дима, вернувшись с войны. Но совершенно ясно: в 1944-м мы потеряли человека, которого до сих пор ждет наша культура. В нем была редкая гармония душевной глубины и жизненного опыта, книжной культуры и духовной трезвости, строгого суда над собой и милосердия к людям. В нем соединились самые сильные черты русского интеллигентного человека, которые вырабатывались веками». И вот этот русский интеллигент учит таблицу зрения наизусть, чтобы пройти медкомиссию, ведь его зрение было –8».
Дмитрий Удинцев. Фото: godliteratury.ru
Тяжело читать переписку Дмитрия Удинцева с родными, волею судеб заброшенными в столь чуждые им время и реальность. Пишет его двоюродный брат Рубен: «Нам просто не повезло, что мы родились в тот страшный период, когда людям стало тесно на земле, и им приходится уничтожать друг друга. Ужасное время, когда искусству приходится пробиваться через горы трупов, через разгул животных нравов и вместо высокой цели облагораживания чувств человеческих бессильно тащиться за ними, воспевая неслыханную жестокость, варварство и тупость уродов, уродство которых никто и не замечает — настолько оно, это нравственное уродство, впиталось к нам в кровь, настолько оно исказило наши чувства». Ему вторит и запись в дневнике Дмитрия: «Мне совершенно ясно, что общество сейчас идет не вперед, а назад. Неужели вы не видите — а чтобы видеть это, не нужно быть особенно прозорливым — что мы катимся в пропасть».
Георгий Суворов. Фото: википедия
Солдаты всех войн, особенно таких ожесточенных, как Великая Отечественная, всегда жили надеждой. Вот мудрое и доброе стихотворение Георгия Суворова, погибшего в 24 году в боях за Нарвский плацдарм (написано незадолго до гибели):
Еще утрами черный дым клубится
Над развороченным твоим жильем.
И падает обугленная птица,
Настигнутая бешеным огнем.
Еще ночами белыми нам снятся,
Как вестники потерянной любви,
Живые горы голубых акаций
И в них восторженные соловьи.
Еще война. Но мы упрямо верим,
Что будет день — мы выпьем боль до дна.
Широкий мир нам вновь раскроет двери,
С рассветом новым встанет тишина.
Последний враг. Последний меткий выстрел.
И первый проблеск утра, как стекло.
Мой милый друг, а все-таки как быстро,
Как быстро наше время протекло.
В воспоминаньях мы тужить не будем,
Зачем туманить грустью ясность дней, —
Свой добрый век мы прожили как люди —
И для людей.
Юрий Дивильковский. Фото: eparhia-saratov.ru
При чтении сборника меня не покидала пусть и слабая, но вдохновляющая надежда, что стихи прошлой войны вразумят и отрезвят читателей, беззащитных перед государственной милитаристской пропагандой. Напомнят им, покажет явно, что же такое на самом деле война…
Проникновенно и жутко говорят об этом строки Юрия Дивильковского:
Если б мир, пылающий пожарами,
Залитый морями крови,
Вдруг узнал,
Что бы сделали для жизни молодые,
Погибающие на полях сражений,
Он бы содрогнулся, увидав,
Что убил грядущее свое.
Поддержите
нашу работу!
Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ
Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68