фестиваль · Культура

Весь день 6 января — фильм «Дело». Смотрите тут

Документальный фестиваль «Новой» и «Артдокфеста» — о жизни, в которую нельзя вламываться: афиша

14:00, 30.12.2022
Лариса Малюкова, обозреватель «Новой газеты»

СЕГОДНЯ ВЕСЬ ДЕНЬ

«Дело»

Премия «Лавр», номинация в категории «Лучший неигровой фильм», Мастерская Марины Разбежкиной

Режиссер, сценарист, оператор: Нина Гусева
Продюсеры: Марина Разбежкина, Сергей Яхонтов
Композитор: Игорь Вдовин
Звукорежиссер: Иван Ерофеев

Адвокат Мария Эйсмонт вступает в борьбу с машиной судебной системы, доказывая невиновность своего подзащитного, активиста Константина Котова, в одном из самых резонансных политических дел последних лет.

Но в картине Нины Гусевой речь идет и о деле жизни главной героини, адвоката, защищающей гражданских активистов.

В частности — Котова, участвовавшего в оппозиционных акциях и попавшего за решетку по грубо сфабрикованному обвинению.

На противостоянии демонстрантов и полиции девушка обращается к силовикам: «Вы должны защищать нас! А вы кого защищаете?» И ее немедленно волокут в автозак. В автозаке очень много людей. Они сидят уже несколько часов. Мария Эйсмонт четко называет им свое имя, чтобы они могли воспользоваться ее профессиональной помощью. И они через решетку молят: «Не бросайте нас, пожалуйста».

Она не бросает: «Мы будем биться до последнего задержанного».

Отлаженная машина пытается перемолоть строптивого молодого человека, адвокаты тщетно взывают к здравому смыслу, но все-таки скостить срок удается. Многие сцены сняты в студиях «Дождя»*, ныне признанного иноагентом, и корреспондент этого запрещенного в России телеканала даже умудряется остановить Владимира Путина, уходящего с пресс-конференции, и настойчиво просит его задуматься о судьбе политзаключенного Котова.

Только ли Котова?

*Признан иноагентом, включен в реестр Минюста.

Предисловие организаторов

Признаюсь, в этом году мы сомневались, стоит ли проводить фестиваль. Тем более что в связи с беспрецедентным давлением цензуры мы не можем показать важные фильмы о развернувшейся трагедии в Украине.

Но, как сказал Довлатов, «жизнь продолжается, даже тогда, когда ее, в сущности, нет».

И люди продолжаются, даже когда перестаешь верить в их существование.

Фильмы, которые мы вам показываем, — о жизни, в которую нельзя вламываться. Которую нельзя кощунственно прерывать. Разрушать под разными предлогами. О хрупкой человеческой жизни. В которой есть место любимому делу, детям, котам и собакам, влюбленности, ошибкам, надеждам на будущее. И даже снежному человеку.

Нет только места и времени на гибель и убийство.

Мы оставляем вас наедине с документальным кино, которое всегда задается главным вопросом: «Что с нами происходит?»

Лариса Малюкова, кинообозреватель «Новой газеты»

Программа

Сегодня! — «Дело» Нины Гусевой.

07 января 2023. «Начальник отряда» Никиты Ефимова.

08 января 2023. «Третья жизнь Марины Клещевой» Елены Демидовой.

09 января 2023. «Я живу в зоопарке» Владислава Зайцева.

10 января 2023. «Бабий край» Елены Жигаевой.

11 января 2023. «Вере Павловне снится сон» Светланы Прокудиной.

12 января 2023. «Лыжня» Никиты Сташкевича.

13 января 2023. «Мой друг Йети» Владимира Кривова.

04 января 2023. Фильм-открытие. «Бессмертный» Ксении Охапкиной.

05 января 2023. «Кто тебя победил никто» Любови Аркус.

Кадр из фильма «Начальник отряда» / Артдокмедиа

Кадр из фильма «Начальник отряда» / Артдокмедиа

07 ЯНВАРЯ 2023

«Начальник отряда»

Главный приз швейцарского международного фестиваля документального кино Visions du Rée, Мастерская Марины Разбежкиной.

Режиссер, сценарист, продюсер: Никита Ефимов
Звукорежиссер: Юрий Геддерт

Начальник отряда в колонии строгого режима лучше режиссера знает, как должен выглядеть фильм о нем и его подопечных. Подобный сюжет был в фильме Манского о КНДР «В лучах солнца».

Автор приезжает в колонию строгого режима, чтобы снять документальный фильм о начальнике отряда, который работает с заключенными. Но сам начальник считает, что показывать жизнь колонии так, как она протекает на самом деле, не стоит, да и кому это интересно? Он предлагает снимать постановочные сцены, которые самостоятельно режиссирует.

От ежедневного построения — до задушевных бесед с заключенными об их поведении, от которого зависит их будущее.

Надо, чтобы все сотрудники были готовы. Чтобы все играли. Он не то чтобы показухи хочет, но когда вся жизнь — показуха, как отличить одно от другого?

Поэтому в кадре — образцовая елочка, виноград, вот баньку строят. Красота. Автор фильма терпеливо фиксирует, как снимается это кино, но реальной жизни все равно удается прорваться в кадр.и

Кадр из фильма «Третья жизнь Марины Клещевой» / Артдокмедиа

08 ЯНВАРЯ 2023

«Третья жизнь Марины Клещевой»

Киностудия «Пассажир»

Режиссер, сценарист, оператор: Елена Демидова
Продюсер: Лиза Антонова
Звукорежиссер: Сорин Апостол

Она уникальная. О ней бы романы писать. Сериалы снимать. Сегодня она — актриса, театральный режиссер.

Ее снимают Кирилл Серебренников и Сергей Лозница. А еще насколько лет назад жила в Серпухове, работала на рынке, а за спиной у нее были годы тюрьмы и жизнь в очень неблагополучной среде.

Да и первая встреча с театром состоялась в Шаховской колонии номер шесть.

Чаще всего она играет бабушек, пьющих бомжеватых соседок и прочих женщин с неблагополучной судьбой. Каких миллионы.

О чем мечтает? Сбросить еще килограммов пять и сыграть Дюймовочку. Или хотя счастливую судьбу — может, ей самой поможет?

Ее учителя и крестные в театре — Гремина и Угаров. В Театре.док ведущий объявляет: «А сейчас выступит замечательный человек. Да что там человек — целая женщина». Правда, ее имя ведущий забыл. Она не удивляется — привыкла. Она — одна из многих.

Камера следит за ней в самые сложные для нее годы, когда она пытается изменить свою жизнь. Новая жизнь непредсказуема в каждом дне, а старая тянет назад. И тюрьма дышит в спину — ведь она оказывается в центре московских протестов. Долги растут. Театр.док ведь не для заработка — для души.

Когда же все более-менее налаживается, на нее обрушиваются новые горести.

Как она с этим справляется, как живет свою очень непростую жизнь? И где тот момент, когда можно сказать: все, ты на этом берегу… Она пока плывет по своей третьей жизни.

Кадр из фильма «Я живу в зоопарке»

09 ЯНВАРЯ 2023

«Я живу в зоопарке»

Премия «Лавр» в номинации «Лучший дебют»

Сценарист, режиссер, оператор, продюсер: Владислав Зайцев

Современный помещик построил в родном селе отдельный рай, свой мир. Все красиво, ухожено, налажено. Просто загляденье.

И все устроено и должно жить по законам хозяина. И дети, и животные в частном зоопарке, и даже учитель кавказских танцев, который приезжает сюда к мальчишкам.

В этом фильме о взаимоотношениях взрослых и детей, но прежде всего — о патриархальности, въевшейся в поры и в легкие, есть тайна, которая открывается ближе к финалу.

Впрочем, едва ли не c самого начала ясно, что счастливое детство двух танцующих с кинжалами и без кинжалов мальчиков Гены и Димы в поместье с журавлями, верблюдами и домашним волком, не то чтобы совсем безоблачно.

Кадр из фильма «Бабий край»

10 ЯНВАРЯ 2023

«Бабий край»

«Артдокфест», номинация «Лучшая режиссерская работа», проект «Авось», Магнум Групп

Режиссер, сценарист: Елена Жигаева
Оператор: Сергей Зубиков
Продюсер: Алексей Жигаев
Звукорежиссер: Виктор Морс

Старинный город Солигалич — застывший в пространстве и времени город-музей под открытым небом.

В сапогокатальном цехе на месте бывшего храма героини фильма вручную делают валенки.

На праздники они награждают друг друга фартуком первой и третьей степени. Важная деталь — их маленькая фабрика по производству валенок расположена в здании бывшей тюрьмы ГУЛАГа.

Помимо основной работы, валяльщицы демонстрируют туристам, как делают валенки. Но сами работницы — не модели и не музейные экспонаты, хотя их любят фотографировать.

Когда туристы уходят, валяльщицы дают волю чувствам. Поют, плачут, подшучивают друг над другом, хорохорятся перед камерой.

Женский коллектив. Мужья их уезжают на заработки, находят там другие семьи, а может, ищут лучшей жизни.

А самая бесшабашная из них сама заскучала в браке — ну нет сил говорить исключительно про скотину и забор. Теперь себя ругает.

У них тяжелая работа в пару. Когда надо, шабашат. Они настоящие. Чудесные. Своих детей поднимут сами.

В их городе зимой стоит запах затопленных печей, и там до сих пор нет газового отопления. Да что там газа — даже дорог нет. Только лес, которого, правда, сейчас все меньше и меньше. Одна за другой идут фуры, наполненные деревом…

Кадр из фильма «Вере Павловне снится сон»

11 ЯНВАРЯ 2023

«Вере Павловне снится сон»

Премия «Лавр», номинация «Лучший просветительский фильм»

Режиссер, сценарист: Светлана Прокудина
Оператор: Анатолий Милосердов
Продюсер: Светлана Прокудина

А знаете, Вера Павловна никогда не бывала в Саратове. Она жила в Петербурге и руководила швейной мастерской. Зато в Саратове жил автор романа «Что делать?» Николай Чернышевский, который придумал Веру Павловну и ее сны.

Фильм о том, кого и что увидел бы в своем родном городе Чернышевский, оказавшись там сегодня. Как бы оценил роль женщины в нынешних обстоятельствах места и времени.

Саратовские страдания Светланы Прокудиной вполне себе оптимистичны. Ее фильм — попытка рассмотреть непарадный город изнутри. Мы знакомимся с жителями, которые в 19 лет терпеть не могли Саратов, мечтали уехать. Но не уезжают.

А заодно узнаем, что такое самая настоящая «гулянка», почему в этих краях лодка — больше чем лодка и где тут портал в преисподнюю.

Итак, в глушь, в Саратов, немедленно.

Кадр из фильма «Лыжня»

12 ЯНВАРЯ 2023

«Лыжня»

Режиссер, сценарист: Никита Сташкевич
Оператор: Даниил Конов
Продюсер: Юлия Калашникова
Звукорежиссер: Ирина Гладощук

Татьяна Ревина, бывший тренер по лыжным гонкам, воспитавшая несколько поколений олимпийских чемпионов, теперь волею судьбы живет в хлипком деревенском доме. Сейчас помогает дочке Полине растить троих внуков, которые приезжают к ней на лето.

Старший из них, Марк, совсем не понимает бабушкиных планов на свой счет, он хочет стать рэпером и блогером, испытывает отвращение к спорту, и богатый бабушкин опыт для него бессмыслен. Мечтает он о новом телефоне, а не о спортивных достижениях. А вот средняя внучка — Яра — замыслила играть в футбол. Маленькая Мирослава, может быть, будет петь.

А бабушка мечтает, чтобы внук пошел в контрактники. Чем плохо? И зарплата, и все мужчины должны служить…

Лето скоро закончится. Придет февраль, и я думаю: о чем сегодня мечтает бабушка Марка?

Кадр из фильма: «Мой друг Йети»

13 ЯНВАРЯ 2023

«Мой друг Йети»

Студия Olga Michi Production.

Режиссер: Владимир Кривов
Сценарист: Светлана Косинец
Операторы: Александр Кипер, Вячеслав Красаков, Дамир Абдрахманов, Александр Дудка
Продюсер: Ольга Мичи
Композитор: Вадим Егоров
Звукорежиссер: Владимир Кривов

Игорь Бурцев в поисках снежного человека объехал полмира. Редкой силы и упорства энтузиазм.

Йети пока не нашелся, но и сдаваться следопыт-любитель не собирается, несмотря на ироничное отношение к его занятию семьи и коллег.

Странный он: в спутники не верит, считает их придумкой наших и американцев. Зато стопроцентно убежден, что снежный человек где-то рядом и они обязательно когда-нибудь встретятся.

На самом деле не имеет значения, состоится долгожданная встреча или нет. Важно то, что верный друг Бурцева по имени Йети каждый день зовет его, вдохновляет на новые авантюры, встречи и путешествия. Бурцев ищет параллельное человечество, почти нашел, просто нужен контакт.

Думаю, желание вполне себе актуальное. Мне бы тоже телефончик.

Благодарим Виталия Манского, Андрея Паперного и «Артдокфест» за помощь в организации докфеста.