что посмотретьКультура

Взойдет второе солнце

Новое экспериментальное кино смотрите дома. С 21 по 23 декабря Patriki Film Festival — в онлайн-формате

Взойдет второе солнце
Кадр из фильма «Призрачно-белый»

По понятным причинам смотр переформатировали из международного в отечественный.

В программе — цифровые премьеры дебютного и экспериментального, игрового и документального кино, фильмы, получившие экспертное признание и заслуживающие внимания более широкой аудитории.

Авторы работ — участники и лауреаты отечественных и международных фестивалей, герои статей и интервью в профессиональных изданиях.

Ракурс — яркие дебютные и экспериментальные фильмы признанных российских сценаристов и режиссеров. Неконвенциональное кино, которое ищет новые пути развития, новые точки соприкосновения с реальностью.

Кураторский выбор сосредоточен на фильмах, чей сюжет — время, его образ, субстанция, восприятие времени или поиск языка его описания, маршруты между новыми технологиями и призраками прошлого, уходящей натурой на границах истории, мифа и настоящего. Куратор программы — кинокритик Вероника Хлебникова рассказывает о принципах формирования программы:

«Как рассказать о времени, в котором мы живем? Фокус большинства экспериментальных, новаторских работ и дебютов — на переживании, созерцании и восприятии времени, памяти, незаживающего прошлого, исчезающего будущего, на хронической недостаточности настоящего, на самой материи времени, его истончившейся ткани.

Главный стимул — дать фильмам, показанным на престижных, но локальных фестивалях и из-за пандемии или по иным внеэстетическим причинам не дошедшим до более широкой аудитории, еще одну дорогу.

Во времена, когда мы все, авторы и зрители, рассеяны по свету, избранный фестивалем способ показа — вероятно, наш редкий шанс вот так собраться и сосредоточиться на новаторском, странном и прекрасном кино, которому жизненно необходимо быть увиденным, посмотренным, оцененным, особенно фильмам начинающих и ищущих. Сделать все для этого — одна из задач моей профессии».

Показывать, к примеру, фильмы Вадима Кострова. Экзистенциальное, хрупкое, псевдодокументальное кино. Вадиму 24 года, он снимает по несколько фильмов в год, о которых пишут и спорят критики, которые показывают на ведущих фестивалях экспериментального кино в Европе. Фильм «Осень» — вторая часть тетралогии о временах года. Первой главой было «Лето» (2021) — о возвращении автора в собственное детство. В «Осени» десятилетний Вадим переезжает в новый район уральского Нижнего Тагила и идет в новую школу. Последние теплые дни сентября. Вадим пробирается сквозь последние угасающие лучи осеннего солнца.

Изображение

Его внешне очень простые фильмы — слепки реальности, созданные внутренним чутким, а порой беззащитным взглядом. Если говорить о его режиссерском кредо, оно прежде всего — в особой оптике: «Сложность — это иметь что-то внутри для этого. Для того чтобы снимать, нужно именно свое видение. Еще, например, Вертов говорил, что твоя камера не увидит больше, чем ты можешь увидеть».

Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

«Второе солнце»
  • Режиссер Рината Ташимова.

Тут и само кино греет, переливается в теплых лучах. Этносказка, включающая несколько новелл из жизни сибирской татарской деревни. Здесь не разорвать реальную жизнь с неискоренимым язычеством. Современность — с праотечеством. Недавно потерявшие мужей Латифа и Месавара пытаются разобраться, как им жить в одиночестве. Раньше Ташимов был актером Коляда-театра. И снимаются в главных ролях у него актрисы из Центра современной драматургии Екатеринбурга.

Изображение
«Призрачно-белый»
  • Режиссер Мария Игнатенко.

Визионерская поэма о незащищенности человека, попавшего под лавину истории. Очень актуальная тема. В основе фильма — скандальная книга Руты Ванагайте и Эфраима Зуроффа «Свои», в которой собраны материалы об участии литовцев в истреблении евреев во время Второй мировой войны. Деревенский дурачок Марис (Георгий Бергал) вместе со старшим братом уходит из деревни, чтобы устроиться на работу к немецким оккупантам. В подвале католического монастыря после вербовки Марису и его землякам приходится жить, сталкиваясь с последствиями военных преступлений солдат вермахта. Мариусу трудно понять, что же на самом деле происходит, пока не встретит Лию (Клавдия Коршунова), обреченную на смерть. И тогда Мариус прозревает, решает любой ценой ее спасти.

«Призрачно-белый» — вторая полнометражная работа Марии Игнатенко, чей дебют «Город уснул» входил в программу «Форум» международного Берлинского кинофестиваля 2020 года. Премьера новой работы состоялась в рамках основного конкурса Международного кинофестиваля в Роттердаме 2022 года.

«Ателье»
  • Режиссер Михаил Нилов.

Галя работает швеей в ателье под городом Чеховым. C утра до глубокой ночи пашет: шьет, готовит, стирает, обеспечивает запойного мужа. Иногда плачет от безысходности. Но она мастерица сшивать дыры лютого времени, у нее сил хватает и о будущем мечтать. Постдок Михаила Нилова снят словно по первоклассному сценарию. Это погружение в реальность без страховки. Но главное достоинство фильма — потрясающая героиня, очень красивая немолодая женщина, в черноте современной трагедии обнаруживающая едва видимые крупинка радости.

Изображение
«Зачем снятся сны
  • Режиссеры Тихон Пендюрин и Даниил Зинченко.

Произведение композитора Александра Кнайфеля «Глупая лошадь» — это 15 историй для певицы и пианиста. У каждой истории свое название, и по этим названиям были найдены кадры кинохроники прошлого века. Кажется, что их ничего не объединяет. Но музыка магическим образом соединяет их в общее полотно — историю мальчика, который слышит и видит только три слова: зачем снятся сны.

Кнайфель — совершенно уникальный композитор, он умел записывать поток жизни со всей ее прозой и поэзией — звуками.

А режиссеры попытались смонтировать кадры потерянной реальности с этими капельными и текущими звуками и мотивами, чтобы собрать их заново, как говорил Кнайфель: в «щепоточку чудес».

Изображение
«Живой»
  • Режиссер Константин Селин.

Фильм Константина Селина сегодня получает одну за другой награды документальных смотров. Он удостоен главного приза «Лавра». Тихая непафосная иcтория о памяти, о жертвах Великой Отечественной войны

Главный герой Дмитрий Поштаренко вместе с товарищами ищет останки людей, погибших во время Великой Отечественной войны. Теперь на месте этих останков, не вырытых и не упокоенных костей, — дачные участки. Они собирают останки, по медальонам ищут погибших. Создают их скульптуры. Так, чтобы глаза — с дужками и искорками. Чтобы почти живые… Дмитрий пытается одушевить память. Для него эти скульптуры — отголоски совести. Вместе с командой он конструирует панораму, воссоздающую военные действия. И камера внимательно следит за тем, как из мертвого рождается живое. А за кадром звучат важные слова священника: «Всем надо помолиться в День победы и убрать косточки убиенных солдат. Чтобы нам господь простил этот страшный грех — неупокоения своих соотечественников».

Даже когда убьют, когда разрушат их инсталляцию, Дмитрий и его товарищи останутся живыми. У них глаза — с дужками и искорками.

Сильная картина.

Изображение

В спецпоказах — ретроспектива фильмов председателя жюри Алексея Германа. Можно пересмотреть «Гарпастум», «Последний поезд», «Бумажный солдат» и «Дело».

Patriki Film Festival основан инвестором, предпринимателем, продюсером Мариной Жигаловой и российским продюсером, основателем «Школы событийного продюсирования» Алексеем Боковым.

Для фестивальных показов Patriki Film Festival создал свою онлайн-платформу.

Лариса Малюкова открыла свой телеграм-канал — о кино и не только. Подписывайтесь.


Поддержите
нашу работу!

Нажимая кнопку «Стать соучастником»,
я принимаю условия и подтверждаю свое гражданство РФ

Если у вас есть вопросы, пишите [email protected] или звоните:
+7 (929) 612-03-68

shareprint
Добавьте в Конструктор подписки, приготовленные Редакцией, или свои любимые источники: сайты, телеграм- и youtube-каналы. Залогиньтесь, чтобы не терять свои подписки на разных устройствах
arrow